Тип урока: первичное обучение.
Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг “Кошки в художественной литературе”.
Ход урока:
Стадия вызова.
-Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой на устах. Ну а чтобы нам познакомиться ближе, разрешите мне представиться – Оксана Николаевна.
А сейчас давайте настроимся с вами на успешную работу. В этом нам поможет очень хорошее упражнение. Скажите, пожалуйста, когда у вас что-то получается удачно, вы довольны, какой жест помогает вам выразить ваши чувства и эмоции. (потираем ладони друг о дружку). Чувствуете, как приливает горячая волна энергии к вашим рукам? Я надеюсь, что эта волна поможет преодолеть нам все подводные камни, которые могут встретиться по маршруту нашего урока.
А в плавание мы отправимся под девизом: КАПЛЯ ПО КАПЛЕ – РЕКА СОБИРАЕТСЯ. (Презентация слайд №1)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Вы правы. Наши знания собираются по крупицам. Мы каждый день узнаем что-то новое, расширяя свой кругозор. А помогают нам в этом Упорство, старание, терпение, которые тоже как капельки воды точат камень незнания. И я хочу подарить вам такую капельку знаний сегодня, которая когда-нибудь превратится в полноводную реку
Русский писатель и историк Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…». (СЛАЙД 2)
Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).
|
Что вы знаете о речи?
Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)
Приведите примеры устной речи.
Приведите примеры письменной речи.
Какие стили речи вы знаете? (разговорный, книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)
- Но одного слова РЕЧЬ нам недостаточно для определения темы. Давайте проведем языковую разминку.
Языковая разминка.
- Выберите из ряда терминов тот, который, по-вашему, составит со словом РЕЧЬ тему нашего урока.
Диалог, монолог, кульминация, повесть, рассказ, предложение, пунктуация, синтаксис, тип, текст.
Итак, тема нашего урока ТИПЫРЕЧИ. (СЛАЙД 3)
А теперь попробуем сформулировать цель урока:
- получить знания о типах речи, их признаках, научиться различать их, составлять тексты разных типов речи.
Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Вокруг бесчисленное множество различных предметов и явлений. Какие вопросы вы зададите, чтобы узнать побольше об этих предметах? (СЛАЙД 4)
- Кто это? Что это? Какие они? Что они делают? Почему они такие? Почему это произошло?
Мы все это видим и говорим об этом, то есть, отражаем в нашей речи окружающую действительность. Нашу речь мы можем разделить на три типа: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ
Прочтите на стр. 58 учебника 1 абзац лингвистического текста. Скажите, от чего зависит деление речи на эти три типа? (от содержания речи)
ВЫВОД 1: чтобы определить тип речи, необходимо уяснить содержание речи или текста.
|
Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».
№ | Верные и неверные утверждения | До изучения | После изучения |
1. | Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло | ||
2. | В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др. | ||
3. | В повествовании говорится о действиях и событиях | ||
4. | К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ? | ||
5. | К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ? | ||
6. | Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке. |
Стадия осмысления содержания.
К этой таблице мы вернемся в конце урока. А сейчас продолжим разговор о «типах речи». И поможет нам в этом одно домашнее животное. Давайте отгадаем, о ком идет речь. Прочитаем загадку (слайд 5).
Кто же это?
А почему вы так решили? Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Почему говорят, что у кошки “лапки бархатные”?
А когда у нее “глазки горят”?
А что значит “сказки говорит”? Она разве говорить умеет?
Познакомьтесь. Это кот Мурзик (слайд 6). Он мне так нравится! А вы что можете о нем сказать? Какой он? (слайд 7).
Слова какой части речи вы называли?
А когда мы используем имена прилагательные в речи?
Сейчас вы описывали кота, давали ему выразительные характеристики, то есть вы сами назвали первый тип речи – описание (слайд 8). В описании преобладают такие части речи, как имена прилагательные. В этом типе речи даются признаки, качества, свойства предмета. И можем задать вопрос – КАКОЙ?
- Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики?
|
Какая часть речи поможет нам узнать о действиях кошек? Как будет называться этот тип речи: ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ? Давайте составим небольшой рассказ-повествование о проведенном дне кота Мурзика. (слайд 9)
Какой рассказ получился! Вы по фотографиям восстановили последовательность действий кота Мурзика. К какому типу речи относится ваш рассказ? Повествование говорит о действиях и событиях, можем задать вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? (слайд 10)
Третий тип речи – самый трудный, так как требует причинно-следственных связей. Этот тип речи – рассуждение. (слайд 11)
Рассуждение имеет определенную структуру: начинается с тезиса (мысли, которую нужно доказать), после этого приводятся убедительные доказательства и делается вывод.
Я вам прочитаю отрывок из романа Л. Улицкой. А вы докажете, что этот текст – рассуждение. (слайд 12) Для этого мы должны будем что сделать?
Какие три части необходимо найти в отрывке?
Найдите тезис, прочитайте его. (слайд 13)
Какой же вывод делает автор? (слайд 14)
В рассуждении излагаются причины явлений и событий, можно задать вопрос ПОЧЕМУ?
Физминутка.
Мы очень хорошо потрудились, и, я думаю, заслужили минуту отдыха и смеха. Ведь когда наблюдаешь за домашними любимцами, невозможно сдержать улыбку. Просмотрим видеоролик. (Приложение 2).
Стадия рефлексии.
Давайте обобщим нашу работу. Какие типы речи выделяются в русском языке? (слайд 15)
Зарисуем схему в тетрадь.
УПР. 541, стр. 61
А теперь пришло время вернуться к нашей таблице верных и неверных утверждений. Давайте проверим, насколько мы были правы.
Закрепление изученного.
Упр. 547, стр. 62
Многие писатели не остались равнодушными и изобразили интересное поведение кошек в своих произведениях.
Назовите книги, в которых говорится о кошках (по мере называния учащимися произведений можно расставить книги и открыть книжную выставку “Кошки в художественной литературе”: Н.Носов “Живая шляпа”, Ш.Перро “Кот в сапогах”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая борода” и др.).
Чтение учителем отрывка из рассказа К. Паустовского “Кот-ворюга” (слайд 16).
Определите, что это за произведение.
К какому типу речи относится текст?
Обратите внимание, что в художественных произведениях редко употребляется отдельно тот или иной тип речи. Писатели используют и описание, и повествование, и рассуждение.
Как вы думаете, а зачем нам нужно знать все три типа речи?
В каких ситуациях мы используем описание, повествование, рассуждение?
Теперь представьте себе кошку. Подумайте, что бы вы хотели о ней рассказать?
Напишите небольшой 1 ряд - рассказ-описание, 2 ряд - рассказ-повествование о кошке. 3 ряд – синквейн на тему Типы речи
Проверка мини-сочинений