Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год
Семинарское занятие № 1,2
Тема: Работа над программой психологического тренинга
Преподаватель: Коновалова А.А.
1. Что определяет основное содержание работы над программой (сценарием) тренинга?
2. В чем заключается основное содержание работы над программой тренинга?
3. Как оформляется программа группового психологического тренинга?
4. Обозначьте основные подходы к пониманию структуры психологического тренинга и дайте им краткую характеристику.
5. Приведите примеры оформления различных программ психологического тренинга.
Методические рекомендации:
1) подготовьте ответы на предложенные вопросы;
2) выполните конспект статьи Битяновой М.Р. Программа и сценарий // Школьный психолог. 2000. №14;
3) подготовьте к занятию программу любого тренинга (всем обязательно).
Литература:
Основная:
1) Битянова М.Р. Программа и сценарий // Школьный психолог. 2000. №14.
2) Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе: Курс лекций // Школьный психолог. 2004. №47.
3) Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001.
4) Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Школа Вирджинии Сатир. – СПб.: Питер, 2001.
5) Матяш, Н. В., Павлова Т.А. Методы активного социально - психологического обучения: рек. Учебно-метод. объед. по спец. пед. образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2010
6) Перькова О.И., Сазанова М.И. Интеллектуальный тренинг. – СПб.: Речь, 2002.
7) Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2001.
Дополнительная:
1) Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга.- М.: Изд «ОСЬ-89», 2001.
2) Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2005
|
3) Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
4) Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Питер, 1997.
5) Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: Питер, 2006.
6) Ясвин В.А. Методические основы тренинга для педагогов. М.: Академия, 2001.
«МАСПО»
Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год
Семинарское занятие № 3-5
Тема: Социально – психологический тренинг
Преподаватель: Коновалова А.А.
1. Каково понятие и назначение социально-психологического тренинга?
2. Какие этапы включает занятие, проведенное методом СПТ? Назовите фазы, характеризующие каждый этап СПТ.
3. Какие тактики проведения СПТ являются наиболее продуктивными? Что выступает критерием продуктивности тренинга?
4. Вставьте необходимое слово в предложение: «Разработанные опытными ведущими сценарии тренинговых занятий…………………в точности тиражировать в любой группе». Объясните свою точку зрения.
5. Как вы считаете, практическую психологию можно считать сферой науки или сферой искусства. Обоснуйте свое мнение.
6. Верно или неверно:
а) тренинг – это один из необычных способов получения личностного опыта, позволяющий в короткий срок привести к важным личностным изменениям;
б) тренинг может служить лишь средством развития и тренировки навыков общения, но не оказывает серьезного влияния на личностные черты участников.
Поясните свою точку зрения.
Методические рекомендации:
подготовьте ответы ПИСЬМЕННО на предложенные вопросы
Литература:
Основная:
1) Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
|
2) Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989.
3) Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
4) Матяш, Н. В., Павлова Т.А. Методы активного социально - психологического обучения: рек. Учебно-метод. объед. по спец. пед. образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2010
5) Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
6) Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2003.
Дополнительная:
1) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2001.
2) Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. – СПб., 2002.
3) Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. – СПб., 1996.
4) Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
5) Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
«МАСПО»
Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год
Семинарское занятие № 6,7
Тема: Сензитивный тренинг
Преподаватель: Коновалова А.А.
1. Что является методологическим источником тренинга сензитивности?
2. Каковы цели и задачи сензитивного тренинга?
3. Проанализируйте основные характеристики сензитивного тренинга.
4. Какие виды сензитивности выделяет Г.Смит? Дайте характеристику каждому виду.
5. По каким основным параметрам развивается сензитивный тренинг?
6. От каких факторов зависит успешность проведения тренинга сензитивности?
7. Какие процедуры должен применять ведущий для развития сензитивности участников тренинговой группы?
|
8. Применение каких техник возможно в сензитивном тренинге? Опишите некоторые из них.
9. Как вы считаете, необходимо ли практическому психологу овладевать системой методов, методик, приемов, техник, если его главный инструмент - собственная личность?
10. Как вы считаете, можно ли и нужно ли использовать во время психологического тренинга скрытую камеру? Почему?
Методические рекомендации:
1) повторите лекционные материалы по данной теме;
2) обдумайте ответы на предложенные вопросы;
3) подберите игры и упражнения для развития сензитивности;
4) подготовьтесь провести на группе подобранные Вами игры.
Литература:
Основная:
1) Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
2) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2001.
3) Краткий психологический словарь. – М.,1982.
4) Матяш, Н. В., Павлова Т.А. Методы активного социально - психологического обучения: рек. Учебно-метод. объед. по спец. пед. образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2010
5) Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
6) Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. – СПб.: Речь, 2001
Дополнительная:
1. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. – СПб., 1996.
2. Емельянов С.И. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
3. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. – М., 2002.
4. Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. – СПб., 1996.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
«МАСПО»
Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год