«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» п. 21, п. 22.
21. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:
перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.
22. Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя:
перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;
|
методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.
23. Организация разрабатывает образовательную программу в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.
Порядок разработки и утверждения образовательных программ устанавливается организацией.
Информация об образовательной программе размещается на официальном сайте организации в сети "Интернет".
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
(Индикаторы и дескрипторы оценки достижения результатов обучения)
Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению
___ информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)______
(название и шифр компетенции)
Уровень освоения ОК-1 направления «Филология» | Результаты обучения | Дескрипторы | ||||
1-й уровень: Способен самостоятельно выявить достоверные источники информации по указанной проблеме, собрать информацию, необходимую и достаточную для решения проблемы, обработать ее, избрать метод решения проблемы в стандартных условиях и решить ее. | Способен выявить достоверные источники информации Способен обработать, проанализировать и синтезировать информацию. Способен выбрать метод решения проблемы в стандартных условиях. Способен решить проблему, используя выбранный метод. | Неспособен выявлять источники информации, обрабатывать информацию, не имеет навыков анализа и синтеза, не знает методов решения проблем, не может решать проблемы | Неспособен определить достоверность источников информации, способен применять теоретические знания к конкретному фактическому материалу в отдельных случаях, способен выбрать правильный метод решения проблемы и решить проблему в отдельных случаях | Допускает ошибки в определении достоверности источников информации, способен правильно решать только типичные, наиболее часто встречающиеся проблемы в конкретной области (обрабатывать информацию, выбирать метод решения проблемы и решать ее) | В большинстве случаев способен выявить достоверные источники информации, обработать, анализировать и синтезировать предложенную информацию, выбрать метод решения проблемы и решить ее. Допускает единичные серьезные ошибки в решении проблем, испытывает сложности в редко встречающихся или сложных случаях решения проблем, не знает типичных ошибок и возможных сложностей при решении той или иной проблемы. | Свободно и уверенно находит достоверные источники информации, оперирует предоставленной информацией, отлично владеет навыками анализа и синтеза информации, знает все основные методы решения проблем, предусмотренные учебной программой, знает типичные ошибки и возможные сложности при решении той или иной проблемы и способен выбрать и эффективно применить адекватный метод решения конкретной проблемы. |
|
Данная таблица взята из доклада Е.Н. Ковтун [3].
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таксономия Б. Блума
Таблица описывает специфику каждого уровня, а также действия, посредством которых реализуется соответствующие умения.
Уровни в таксономии Б. Блума | Определение | Глаголы для формулировки показателей |
Знание | Определение и отбор информации | Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, назвать, представить, сформулировать, сообщить, изложить |
Понимание | Понимание предоставленной информации; формулирование проблемы собственными словами | Сопоставить, установить различия, объяснить, обобщить, переформулировать, сделать обзор, выбирать, перефразировать, переводить, дать примеры |
Применение | Использование понятий в новых ситуациях | Применить, вычислить, классифицировать, построить, продемонстрировать, проиллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, оперировать, организовать |
Анализ | Разбиение информации на связанные части | Анализировать, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать, сравнивать |
Синтез | Компиляция информации | Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы |
Оценка | Оценивание на основе критериев | Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать |
Данная таблица взята из статьи Д. Кеннеди «Написание и использование результатов обучения: практическое руководство» [16].
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Соотношение результатов обучения – дисциплин – знаний, умений и навыков в программах дисциплин
_________ Владение навыками создания на основе стандартных методик_______
_____и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12 ФГОС_____
_____________________________«Филология»)____________________________
(шифр и название компетенции)
Результаты обучения (компоненты компетенции) | Дисциплины, практики | Категории |
1.1. Обладание целостным представлением об орфографии и пунктуации, 1.2. Знание стилей речи, речевых жанров, всех типов норм, свободное владение ими... 1.3. Знание методик создания текстов разных жанров | Практический курс русского языка Стилистика и культура речи Практическая стилистика | Знать: точки зрения ученых на понятие стиля, основные теоретические положения лингвостилистики и лингвопрагматики, основы типологии речевых произведений, основные характеристики функциональных стилей современного русского языка. Уметь: анализировать готовый текст, выявляя элементы его структуры и оценивая его с рационально-логических и эмоционально-риторических позиций; выявлять и исправлять речевые недочеты в готовом тексте и пользоваться для этого соответствующей информационно-справочной базой. Владеть: навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса, основными методами и приемами прагмастилистического анализа текстов различной функциональной направленности. |
2.1. Знание основных законов коммуникации, типов коммуникации, структуры коммуникации; правил эффективного общения, типологии коммуникативных неудач. | Введение в теорию коммуникации | Знать: основные понятия теории коммуникации и ее термины. Уметь: применять полученные знания в области теории коммуникации в научно-исследовательской и других видах деятельности. Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации и текстов разных типов и видов. |
3.1. Умение создавать тексты разных жанров на литературном языке. 3.2. Умение трансформировать тексты (изменять функционально-стилевую и жанровую принадлежность)… | Практикум по креативному письму | Знать: правила логического, стилистически корректного, функционально оправданного построения текста, относящегося к определенному жанру. Уметь: аргументированно строить текст, соотносить его части в рамках задуманной композиции, учитывать адресность текста, подбирать необходимые цитаты, примеры, факты. Владеть: навыками изложения в соответствии с системой функциональных стилей речи, использовать компьютер как средство управления информацией. |
Данная таблица взята из доклада Е.Н. Ковтун [3].
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Примеры формулирования результатов обучения
и соотнесения с ними форм учебной работы и оценочных средств
_________ Владение навыками создания на основе стандартных методик_______
_____и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12 ФГОС_____
_____________________________«Филология»)____________________________
(шифр и название компетенции)
Результаты обучения | Дисциплины, практики | Оценочные средства |
1.1. Обладание целостным представлением об орфографии и пунктуации. 1.2. Знание стилей речи, речевых жанров, всех типов норм, свободное владение ими. Знание специфики письменной речи, основных отличия от устной, представление о жанровом многообразии. 1.3. Знание методик создания текстов разных жанров. Навыки работы с различными словарями. | Практический курс русского языка Стилистика и культура речи Практическая стилистика | Тесты, контрольная работа, мини-зачет по словарям, диктант |
2.1. Знание основных законов коммуникации, типов коммуникации, структуры коммуникации; правил эффективного общения, типологии коммуникативных неудач. | Введение в теорию коммуникации | Деловая игра, Анализ ток-шоу, интервью, письменных диалогов с точки зрения эффективности общения, использования манипулятивных приемов, агрессии. Проектная деятельность. Тест. |
3.1. Умение создавать тексты разных жанров на литературном языке. 3.2. Умение трансформировать тексты (изменять функционально-стилевую и жанровую принадлежность). | Практикум по креативному письму | Написание эссе, Анализ текстов разной жанровой принадлежности, Творческие задания, показывающие умение грамотно и красиво выражать свои мысли. |
Данная таблица взята из доклада Е.Н. Ковтун [3].