РЕФЕРАТ
на тему:
«Анализ основных показателей работы предприятия РУП «Завод средств комплексной автоматизации»: объемов выпускаемой продукции, себестоимости, прибыли»
Минск, 2008
Анализ объемов выпуска и реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
|
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Рассмотрим объемы производства промышленной продукции и потребительских товаров за 2006, 2007, 2008 гг.:
Таблица 1
Производство промышленной продукции и потребительских товаров
Основные виды продукции | Темп роста 2007 г. к 2006 г. % | Темп роста 2008 г. к 2007 г. % | |||||||||
к-во (шт.) | млн. р. | к-во (шт.) | млн. р. | к-во (шт.) | млн. р. | в нат. выр. | в стоим. выр. | в нат. выр. | в стоим. выр. | ||
Печатные платы, Панели управления | 107,9 | 107,8 | 92,5 | 103,7 | |||||||
Корпус платежно-справочного терминала | 161,4 | 221,1 | 117,7 | 108,8 | |||||||
ПУД 1, 2, 3 и запасные принадлежности | - | - | 194,9 | 306,9 | - | - | |||||
Низковольтные и высоковольтные устройства | 183,3 | 27,0 | 18,2 | 191,6 | |||||||
Датчики, приборы контроля | 138,5 | 158,2 | 109,5 | 125,1 | |||||||
Косилка роторная | 172,4 | 66,7 | 70,0 | ||||||||
Контейнер для сыра | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Оборудование для переработки молока | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Автоматизированная линия по производству твердых сычужных сыров | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Товары народного потребления | |||||||||||
Корпус игрального автомата | 78,4 | 84,7 | 17,2 | 34,7 | |||||||
Защелки дверные | 112,0 | 227,5 | 21,9 | 25,1 | |||||||
Орехокол-чеснокоиз-мельчитель | 98,2 | 111,1 | 18,8 | ||||||||
Пъезоза-жигалка | - | - | - | - | - | - | |||||
Светильник | 187,5 | 225,0 | 56,2 | 88,9 | |||||||
Форма для выпечки «Орешница» | - | - | В 7,9 р. | В 15 р. | - | - | |||||
Мангал | 81,2 | 194,2 | 192,3 | ||||||||
Мангал-дипломат | - | - | - | - | 97,2 | 107,4 | |||||
Шампур | - | - | - | - | - | - | |||||
Прибор автолюбителя «Попутчик» | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Печь отопительная | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
|
РУП «ЗСКА» осуществляет производство продукции по различным направлениям. Рассмотрим, как изменялись объемы производства различных видов продукции за 2006, 2007, 2008 гг.:
|
Таблица 2
Основные направления производства продукции
Наименование продукции | Удельный вес в общем объеме производства | |||
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
Высоковольтные и низковольтные комплектные устройства | 12,9 | 3,1 | 5,8 | |
Датчики, приборы контроля | 3,3 | 4,6 | 5,6 | |
Панели управления, печатные платы | 33,6 | 32,4 | ||
Корпус платежно-справочного терминала | 3,1 | 5,7 | 7,5 | |
Пневмооборудование для производства троллейбусов, автобусов | 2,6 | 0,2 | ||
Оборудование для молока и сыра | 26,7 | |||
Прочая продукция | 7,4 | 6,9 | 10,4 | |
Товары народного потребления | 37,1 | 40,7 | 11,4 | |
В 2007 и 2008 годах РУП «ЗСКА» испытывал трудности по поиску заказов для производства высоковольтных и низковольтных комплектных устройств.
В связи с появлением в 2007 и 2008 годах на рынке Республики Беларусь коммерческих структур, торгующих низковольтными и высоковольтными комплектными устройствами поставляемых из России, по ценам ниже чем на заводе, уменьшилось поступление заказов на данный вид продукции, и как следствие повлекло за собой снижение объема производства.
Основными причинами не выполнения производства ТНП по отдельным видам произошло из-за отсутствия оборотных средств на покупку чушки АК-7П на изделие: «орехокол», «защелки дверные».
В 2007 году изделие «пъезозажигалка» не изготавливалось в связи с непоставкой пъезокерамики ЦТС-24 Витебским заводом радиодеталей ПО «Монолит».
Снижение объемов производства товаров народного потребления в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с тем, что в предыдущем году их основной объем составил корпуса игрального автоматов, поставляемых в Россию. В 2007г. в объеме производства товаров народного потребления удельный вес игровых автоматов и запасных частей к ним составил 61,6% или 1256 млн. р. В объеме товарной продукции это составило 25,1%.
В связи с изменениями в политике, проводимой в этом году в России в отношении электронных игр, их производство и поставки резко сократились и составили 306 млн. р., или 24,4 % к уровню прошлого года.
Табл. 3 позволит наглядно представить динамику изменения складских запасов готовой продукции на складе сбыта:
Таблица 3
Динамика изменения складских остатков готовой продукции на складе сбыта
Показатели, наименование изделия | Ед. изм. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
1. | Запасы готовой продукции без налогов из выручки в фактических ценах на конец отчетного года | млн. р. | |||
2. | Среднемесячный объем производства | млн. р. | |||
3. | Соотношение между запасами готовой продукции на конец отчетного периода и среднемесячным объемом производства в фактических ценах | 1,21 | 1,19 | 1,89 | 1,77 |
4. | Орехокол | шт. | |||
5. | Светильник | шт. | |||
6. | Пъезозажигалка | шт. | - |
Как видно из табл. 3, некоторые виды товаров народного потребления не пользуются стабильным спросом у покупателя. Особенно четко прослеживается тенденция падения спроса на светильник. Таким образом, можно сделать вывод, что объем произведенной продукции на предприятии отличается от объема реализованной продукции, о чем свидетельствует наличие запасов готовой продукции на складе.