Сводная дорожная карта предложений участников стратегической сессии




«Эко-станция 2024: новый дизайн стратегии и содержания»

Место и дата проведения: г. Москва, 4 декабря

Категория и кол-во участников: 50-60 чел. (руководители, зам.руководителей организаций ДОД ЕН)

«Формация»
Задание Решения
Участникам требовалось: - дать предложения по перспективным инфраструктурным проектам - сформулировать, какие категории детей, группы людей новая инфраструктура эко-станции рассчитывает привлекать и обслуживать - какие ценности (совокупность преимуществ) эко-станция готова предложить той или иной категории детей, группе людей, компании и т.д, в рамках созданной образовательной инфраструктуры Предложения по перспективным инфраструктурным проектам Лаборатории: - генетики и селекции - общей экологии - природоподобных технологий - биотехнологий, клеточной инженерии и робототехники - нанотехнологий - лаборатория моделирования экосистем - фито-дизайна - экологического контроля (передвижная) - процессов утилизации и переработки отходов - леса, лесомоделирования - акариумистики - биохимии - ГИС-технологий, 3-D моделирования - живой мебели - фенологических и метеорологических наблюдений - физических и химических явлений - микробиологии Другие образовательные пространства: - мини-зоопарк - мини-планетарий - бизнес-инкубатор - детская обсерватория - кластер профессий будущего - экоКафе ЭкоКухня - экоТренажеры Зоны общего пользования - IT-холл, IT-лаб - зона интерактивного образования - медиатека, библиотека - лекторий - музей юннатского движения, музей естественнонаучной истории - выставочный центр (пространство) Дизайн пространств ЭкоСтанции-2024 - зеленое устройство пространства (энергосбережение, РСМ, умные технологии SMART) - философия интерьера пространств (экосистемы, Вселенная) Территория - лаборатория под открытым небом - детский ботанический сад, сенсорный сад - сады, устроенные по этническому принципу (японский, английский, голландский и т.д.) - мини-зоосад, классическая оранжерея - инсектарий, экзотариум - мини-ферма - метеостанция - эко-тропы - умные теплицы - аптекарский огород (фарма-класс по косметологии)
«Методика»
Участникам требовалось предложить решения по: - обновлению содержания и форм работы по реализации современных, вариативных дополнительных программ; - формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся; -внедрению новых форм подготовки обучающихся по программам естественнонаучной направленности Разработка программ 1. Интегрированные модульные программы (в том числе краткосрочные), практикоориентированные! 2. Метапредметный подход, компетентностный, мотивационный подходы, учет клипового мышления обучающихся 3. Ориентир содержания программ на атлас новых профессий будущего, востребованные в регионе профессии 4. Сохранение классических традиций естественнонаучного образования при разработке программ 5. Расшколивание (экспедиции, походы, экскурсии) 6. Геймификация программ, игровые технологии 7. Новые формы реализации программ: брейнсторминг, ворк-шопы, кейсы 8. IT-технологии, дистанционные формы реализации программ (охватывающие детей сельских территорий, в том числе и детей с ОВЗ) 9. Ориентация программ на заказ НИИ, бизнеса, региона 10. Исследовательская, экспериментальная, опытническая деятельность. Проектная деятельность с последующим внедрением результата 11. Развитие сетевых форм реализации программ 12. Социальное партнерство Предложения по данному блоку: - Создание банка лучших программ, соответствующих данным критериям - Формирование профессионального сообщества методистов. - Создание детско-взрослых эко-сообществ с участием родительского сообщества   Формирование индивидуальной траектории - технологии наставничества (тьютор и наставник) – для разных категорий детей - персональный навигатор - разработка индивидуальных маршрутов (одаренные дети и дети с овз, победители всероссийских конкурсов)   Новые формы подготовки обучающихся - детский проектный офис Интересный формат работы был предложен участниками одной из групп: 1 этап Диагностический (подключение к ребенку тьютора, анализ его интересов, помощь) – формирование индивидуального образовательного маршрута 2 этапреализация индивидуального образовательного маршрута через выездные школы, тренинги, практикумы 3 этап – рефлексивный тренинг(родитель, ребенок) 4 этап(подключение к ребенку наставника – предприятие, бизнес, вуз) – обучение по профильным направлениям, софт-скилс компетенциям
«Кадры»
Участникам требовалось: - сформулировать актуальные темы программ повышения квалификации для руководителей и педагогов ДОД ЕН; - предложить меры по привлечению молодых кадров (в том числе студентов, волонтеров) для реализации дополнительных общеобразовательных программ - дать предложения по формированию новой линейки профессиональных конкурсов для повышения имиджа профессии педагога доп.образования Актуальные темы программ повышения квалификации для руководителей и педагогов ДОД: - проф.стандарт - нормативно-правовое обеспечение системы ДОД - моделирование современной программы развития организации ДОД - технологии разработки современных образовательных программ - реализация принципов внедрения ПФДО - использование современных технологий, форм и методов обучения (в том числе детей с ОВЗ) - проектирование образовательного пространства; социальное проектирование - soft-skils компетенции (в том числе, принципы формирования команды) -PR-продвижение деятельности организации и образовательных услуг, видеоблогинг, медиа-технологии, - педагогический дизайн - современные тренды в развитии системы ДОД - содержание и обновление дополнительных программ (в соответствии с нац.проектом «Образование» - курсы психол. (ОВЗ, поколение Z) - «Экоинтеграция» (разработка и реализация сетевых программ) Самообразование руководителей и педагогов   Тематические программы: - ресурсосбережение, биоразнообразие, организация экологического мониторинга, экотуризм, IT-генетика, биотехноогии, биоинформатика и др. Меры по привлечению молодых кадров - Внести изменения в проф.стандарт (метод, пед.ор) - Портфолио - Пед.практика студентов - Наставничество (внутриорганизационное «выращивание» - студент-педагог) - Развитие волонтерства на базе организации - Материальное обеспечение волонтеров - Педагогические курсы и конкурсы для студентов - Целевая стажировка для студентов - Пед.туризм Предложения по повышению имиджа профессии педагога ДОД - форум молодых педагогов (экологов), профильные смены - гранты молодым специалистам - профильные конференции - площадки/рубрики в соц.сетях «Педагог-педагогу» - повышение внутрикорпоративного имиджа - лучшие наставнические практики, тиражирование опыта) - проф.конкурсы (1 раз в 3 года), конкурс педагогических инноваций  
«Проекты»
Участникам требовалось предложить: - конкретные мероприятия по реализации задач федерального проекта «Успех каждого ребенка», «Десятилетие детства»; - мероприятий, направленных на увеличение охвата обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) качественным современным дополнительным образованием (например, наставничество, формирование образовательных траекторий, создание институтов продвижения обучающихся, проявивших выдающиеся способности, дни единых действий). Общие позиции, которыми руководствовалась большая часть участников пяти групп, посетившие станцию «Проекты»: - одним из основных направлений должно стать – формирование экологической культуры как ценностно-нравственной составляющей в развитии личности ребенка; - введение в образовательный процесс дополнительного образования детей современных методов и технологий (гистехнологий, сити-фермерства) на основе проектной и исследовательской деятельности; - наличие тематического разнообразия дополнительных общеобразовательных программ (по уровню подготовки, по возрасту, по интересам).   Форм работы с детьми (при реализации программ), предложенные участниками для активного использования: - мастер-классы; - презентации проектных и исследовательских работ; - квесты, большие квесты; - практикумы; - нетворкинг. Проекты, предлагаемые участниками: - «Бумеранг» (обмен мероприятиями и специалистами при межрегиональном взаимодействии); - «ЭкоПрофБуду» (включающий цикл лекций по профессиям будущего, освоение программных модулей, фестиваль юных профессионалов будущего); - «Ноль отходов» (просветительский проект) - для детей (дошкольного возраста) и учащихся - «Экотьютор - эконаставник» (старшие школьники – младшим; педагог – абитуриенту; научный сотрудник – абитуриенту, студенту); - «ЭкоSMART» (интеллектуальные экомероприятия); - «Экосмысл» (профильные смены разного тематического направления); - «Мобильные экоприложения» (проект в помощь по самообразованию); - «Мобильный музей» (просветительский проект); - «Из Красной книги в Зеленую» (проект по сохранению биоразнообразия); - «Живая мебель» (изготовление полезной для здоровья деревянной, плетеной мебели и предметов интерьера); - «Доступная природа» (проект для детей с ОВЗ).
«Локация»
Участникам предлагается предложить решения по ландшафтному проектированию и благоустройству и продвижению территории. Какое оно должно быть для массового потребителя в лице родителей и школьников, окружающего социума. 1. На первом этапе предлагалась задача – «помечтать» или попробовать представить образовательное пространство (далее-ОП), включающее территорию (земельный участок) ОО через 5 лет. Какое оно должно быть для массового потребителя в лице родителей и школьников, окружающего социума.   Участники исходили из собственных представлений сегодняшнего дня - зарегламентированной и бюрократичной деятельности; из традиционной картины мира: все решаем за ребенка мы взрослые; без анализа запроса главных потребителей: родителей и детей; ориентировались на знаньевую, теоретизированию составляющую деятельности ребенка в допобразовании, что вызывало затруднение о представлении образа будущего. Для изменения ситуации необходим другой взгляд на систему допобразования, взгляд со стороны, в чем сильны наши соотечественники – методологи, ученые, практики Выводы: необходимо приглашать к участию в страт. Сессии также специалистов - креаторов,, продвинутых предпринимателей, управленцев-лидеров России, коуч-тренеров и т.п. Это могло быть сильным толчком для смены парадигмы представлений, современных запросов как обучающихся, так и социума, выхода в креативность и творческость самих руководителей системы, как основных «законодателей» изменений.   2. Вторым этапом участникам предлагалось обозначить основных потребителей образовательной услуги и спроектировать ландшафт территории в соответствии с их запросом.   Звучали ответы про родителей и обучающихся, основных позиционеров, оформляющих запрос или формулирующих требования к ОП, делая акцент на оформлении территории ОО. Определились в следующем. Территория должна быть эстетичной и комфортной, информативной и интерактивной, уникальной и современной, доступной для ОВЗ и безопасной, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной. Согласно архитектурно-планировочным правилам территория должна быть грамотно зонирована. По мнению участников, это три основные зоны: административно-хозяйственная, культурно-образовательная и досугово-развлекательная, в которых при соблюдении определенных правил ландшафтного дизайна будут располагаться: уже имеющиеся локации (ботсады, дендрарии, учебно-опытные участки, зеленые классы, эко тропы) и другие новые: пандапарк, парк бабочек, музей почв, этнозона, сад камней (палеонтологическая площадка), сенсорные сады (сады «5чувств», аромафитосад, ландшафтные композиции (водные, гео) и малые архитектурные формы, скульптуры и арт-объекты из вторсырья, лаборатория живой мебели и лесоведения, контактный зоопарк, оздоровительные, велосипедные (роликовые) и образовательные маршруты (например, «Говорящие деревья» с QR-кодом). Важное значение имеет грамотная навигация и информационно-художественное наполнение локаций. Чаще всего участники отмечали, что их учреждения располагаются на небольших территории (от 1 до 2 га) и социуму они недоступны. Еще причина ограничения – соблюдение безопасного режима образовательных объектов. Здесь есть повод обсуждать открытость и доступность, как инфраструктурную, включая территорию; так и информационную, содержательную и др. Рассматривая образование как услугу (закон), то она требует заявления, привлечения внимания, рекламы для увеличения охвата населения в окружающем пространстве, главных потенциальных потребителей, особенно в ситуации персонифицированного подхода; «пришел, увидел и остался в программе». Это было представлено в основном традиционных названиях самих ОУ: «Экопарк», «Экооазис», «БиоСад», «Экогалактика», «Экостация».     3. На третьем этапе участникам необходимо было представить современные виды деятельности, которые будут организованы в этих местах и, собственно, какие специалисты должны быть введены в штатное расписание учреждения для того, чтобы это случилось. Участники затруднялись с ответом в первой части. Кроме повышения знаний, исследования, проектирования, не могли назвать другие (макетирование и моделирование, предпринимательство и бизнес-планирование, конструирование и дизайн, маркетинг и мерчандайзинг, менеджмент, стилизация и др.) Перечисленные виды деятельности являются основными (их 23) в новой Концепции предмета «Технологии». Как понятный приведенный пример «Кванториума» из инженерно-технической направленности, пока не лег в основание фантазии, мечты, полета мыслей, как это может быть устроено в естественно-научном –эколого-биологическом. Если рассматривать специалистов, необходимых для реализации будущих проектов, то назывались рабочие зеленого хозяйства (в большинстве субъектов они выведены за пределы штатного или переведены в КОиРЗ), ландшафтные архитекторы, флористы, экодизайнеры, научные работники для содержания уникальных ландшафтных объектов. Никто не вспомнил список «Профессий ТОП50» – дизайнер парковых ландшафтов, архитектор живых систем, биоэколог, аналитик переработки отходов и т.п. Значит это пока не присвоено руководителями, педагогами и специалистами Вывод: если сформулировать одним предложением, то Образовательное пространство «Экостанции 2024» -это современное грамотно зонированное территория с эргономичным инфраструктурным и ландшафтным дизайном, позволяющая включать школьников и социум в перспективные виды образовательной деятельности, на основе их выбора по интересам и организующее их предпрофессиональную навигацию.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: