Методический раздаточный материал по теме
«Стадии формирования сексуальности в онтогенезе»
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
З. Фрейдом (Freud S., 1905) были выделены стадии психосексуального развития, названия которых связаны с зонами тела ребёнка, отвечающими на опредёлённых этапах его развития за удовлетворение полового влечения и за удовольствие, получаемое от функционирования своего тела:
· оральная (лат.: oris - рот) стадия – продолжается в течение первого года жизни;
· анальная (лат.: anus – задний проход) стадия – занимает возрастной период примерно от одного года до трёх лет;
· фаллическая (Эдипова) (греч.: phallos - половой член) стадия – начинается примерно с трёх лет и заканчивается в шесть;
· латентная (лат.: latentis – скрытый) – начинается в шесть – семь лет и заканчивается в препубертатном периоде лет в одиннадцать - двенадцать;
· генитальная (лат.: genitalia – половые органы) – продолжается с 12 до 18 лет.
Оральная стадия психосексуального развития
В течение первого года жизни ребёнок переживает оральную стадию психосексуального развития. Его существование просто невозможно без матери. Они вдвоём представляют собой сложную и слаженную систему «мать-дитя». Особенности этой стадии развития связаны с вынужденной относительной пассивностью ребёнка. Он пока ещё не отделяет своё тело от тела матери, не выделяет себя из окружающего мира, не построил своих границ. Он. Территория, исследование которой ему доступно, крайне ограничена. Наиболее доступным является собственное тело. В процессе его исследования малыш случайно обнаруживает специфичность осязательной чувствительности половых органов, получает опыт удовольствия от игры собственными гениталиями. Умеренное количество подобной аутоэротической стимуляции нормально, более того, даже необходимо для нормального развития ребёнка.
|
Однако самые сильные, жизненно необходимые переживания младенец получает при исследовании другого доступного ему объекта – матери. Прижимаясь к ней, ощупывая её, он получает массу ощущений, сопровождающихся положительными эмоциями. Наиболее яркие, разнообразные ощущения ему удаётся получить при помощи рта. Сосание, покусывание, жевание груди, глотание поступающего из неё молока, позволяют на короткое время максимально слиться с матерью, в какой то степени стереть наметившиеся после рождения границы, как бы вернуть себя в безопасное, блаженное внутриутробное состояние. Таким образом, сексуальные ощущения, сутью которых и является слияние с любимым объектом, взаимопроникновение с целью максимального стирания границ и снижение тем самым базальной тревоги, на этой стадии фокусируется на области рта, особенно при кормлении грудью. При этом ребёнок получает очень важный для его развития опыт взаимодействия.
Анальная стадия психосексуального развития
Стремясь познать окружающий мир, чтобы, снизив дефицит информации сделать его более понятным и предсказуемым, уменьшить тем самым базальную тревогу, ребёнок совершенствует свои движения, осваивает новые пространства. При этом он испытывает положительные эмоции, в том числе гордость за способность управлять своим телом. Особую роль при этом играет освоение навыков опрятности - способность произвольно удерживать и выталкивать мочу, кал. Эти процессы сопровождаются получением чувственного удовольствия, подкреплённого похвалой родителей. Произвольное выделение экскрементов означает для ребёнка и подтверждение совершенства владения своим телом, и освоение внешней среды, в которой он оставляет свои следы, подобно тому, как некоторые животные (например, волки) помечают свою территорию. Поэтому понятен большой интерес детей к своим выделениям.
|
Приучая ребёнка к горшку, родители впервые начинают требовать от него соответствия некой социальной норме. Огорчение матери, порицание, иногда наказания за мокрые или запачканные штанишки, то есть наказание за то, на что раньше не обращали внимания, вызывает недоумение, протестные реакции, иногда амбивалентные (двойственные) эмоции по отношению к матери. Если отношения в семье гармоничны, если ребёнок желанный, то к нему относятся с уважением. В этом случае освоение навыков опрятности проходит незаметно. Всё получается как-то само собой, матери впоследствии с трудом вспоминают, как они приучали ребёнка пользоваться горшком. Чем более тревожны родители, чем более они озабочены ранним приучением ребёнка к горшку, тем больше возникает проблем в связи с этим. Ребёнок нередко становится упрямым, иногда агрессивным, настроение у него неустойчиво. Жизнь заставляет ребёнка учиться справляться со своими эмоциями. Это делает маленького человека более независимым, он становится самостоятельнее.
То, каким является преобладающий стимул овладения новыми навыками (страх наказания, опасение расстроить мать, стремление к получению чувственных ощущений, положительных эмоций) может наложить отпечаток на дальнейшее развитие ребёнка. Достижение определённой степени самостоятельности к трем годам приводит к тому, что он уже начинает осознавать свои границы, выделяет себя из окружающего мира, что знаменует переход ребёнка к следующей стадии развития.