Конспект 8
Микеланджело Буонаротти родился в 1475 г. В Капрезе, недалеко от Флоренции. Отец был знатным человеком и отдал сына кормилице в местечко Сентиньяно, воспитывался в семействе каменотеса. В 11 лет был отдан в грамматическую школу, но больше его привлекало занятие живописным ремеслом в мастерской Гирляндайо.
Счастливый случай. Однажды копируя античную статую Сатира, он был замечен самим Лоренцо Великолепным. В Микеланджело он увидел особое дарование. На 4-е года до смерти Медичи, домом для него стало палаццо Медичи. Его окружали философы, математики, поэты, ученые-гуманисты и он впитывал их знания из услышанных бесед, оставив в памяти лучшие воспоминания этого периода жизни.
В момент смерти Лоренцо Великолепного Микеланджело было 17 лет. Несколько лет спустя он получает заказ в Риме – на мраморную фигуру Девы Марии, оплакивающей Христа (по итальянски-«пьета»).
1. Пьета (Рим)
Изобразил Деву Марию сидящей. Одежды добавляют массивность ее фигуре. На коленях Мария держит тело Христа. Христос изображен взрослым, однако Мария видит в нем младенца. Фигура Мадонны трагична. Идея: Микеланджело говорит о том, что миру свойственно убивать всё лучшее.
Зрители восхитились творением мастера, но сомневались в том, что человек её создал. Тогда Микеланджело, за ночь, выбил на ремне, пересекающего грудь Мадонны, надпись: Микеланджело Буонаротти сделал это. И поставил дату. Это единственная работа которую он подписал. Ему было 23 года.
Флоренция. Спустя три года он выполняет новый заказ.
2. «Давид» (Флоренция)
1 2
Гигантская статуя Давида, который олицетворяет силу и непокорность небольшой Флорентийской республики.
|
Для статуи скульптору достался мраморный блок, который считался испорченным. Это усложняло задачу; больше прибавило энтузиазма в деле.
Сюжет: Давид изображен перед боем с Голиафом. Он совершенно обнажен; в его правой руке праща. Форма и размеры мраморного блока заставили мастера ограничить движение фигуры в пространстве. Поэтому Микеланджело, возможно, изобразил не саму битву, а возможность будущего движения, схватки, победы. Давид похож на пружину готовую развернуться. Взгляд мечет молнии из-под тучи волос, всегда, при любом освещении оставляя лоб в тени.
Статуя установлена на площади у флорентийского собора.
3. Роспись «Битва при Кашине» для зала флорентийской ратуши. Картон
Сюжет: изображена ода из небольших побед флорентинцев. Отряд пизанцев попытался захватить врасплох флорентийское войско. Исход битвы решила конница. Микеланджело выбрал момент, который позволил продемонстрировать своё дарование. Дело происходило в конце июля. Спасаясь от полуденного зноя, флорентийские солдаты купались в реке Арно, когда в лагере забили тревогу. Заслышав о нападении врага, флорентинцы обнаженными выскакивали из воды и брали оружие. Прекрасная завязка!
Решил превратить всю стену в грандиозный пластический орнамент, поражающий разнообразием поз.
В 1505 году у римского папы Юлия II возникла идея создания собственной гробницы.
4. Надгробие папы Юлия II в базилике Святого Петра в Риме.
Проект. Это было архитектурное сооружение, украшенное 40 статуями и прославившее папу как светского правителя и как духовного владыку.
1) Фигура Моисея. Его могучее телосложение свидетельствует о могуществе духа.
|
2) Серия рабов: «Восставший раб», «Умирающий раб». Фигуры объединенные темой пленения, скованности, борьбы против уз и пут. Применил прием non-finito (незавершенности). Оставшиеся неотделенными, необработанные участки каменной глыбы составляют неотъемлемую часть художественного образа.
5. Роспись свода Сикстинской капеллы (Рим). 40 м.х14 м.
Сикстинская капелла была выстроена в XV в. по заказу папы Сикста IV как домовая церковь римских пап и расписана живописцами во главе с С. Боттичелли. Эти фрески на стенах.
В 1508 г. По инициативе папы Юлия II, Микеланджело стал работать по росписи потолка Сикстинской капеллы. Художник сам выбрал сюжет (обычно сюжет выбирал сам заказчик). Росписи выполнял сам и один подмастерья.
Главная тема росписи: потребность человечества в спасении, даруемого Богом через Христа.
Сюжет: первая часть Библии, Книга Бытия: Отделение суши от воды, Сотворение солнца, луны, звезд. Отделение суши от воды, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение, жертвоприношение, Всемирный потоп, Опьянение Ноя. В боковых частях свода, фигуры пророков и сивилл на тронах.
Вершина цикла фресок – «Сотворение Адама» Главный смысл композиции заключен в никогда не соприкоснувшимися руками Бога и Адама. Объясняют главный смысл всего творчества: о том, что Бог совершенен, а человек лишь способен к самосовершенствованию.
Капелла была закончена. Микеланджело написал в письме домой: «Папа остался очень доволен»
Римский папа Лев X заказал оформление интерьера церкви Сан Лоренцо.
|
6. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Квадратный зал, перекрытый куполом с маленьким круглым окном – окулюсом- в центре. В капелле царит рассеянный полумрак. Лица некоторых статуй постоянно остаются в тени. С двух сторон от входа – гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. В тесной стенной нише – сидящая фигура герцога; ниже полулежат аллегорические фигуры времен суток: Дня и Ночи, Утра и Вечера.По бокам от Мадонны с младенцем - фигуры святых Козимо и Домиана.
Не окончил работу над капеллой, но даже не законченной капелла производит ошеломляющее впечатление, ансамбля архитектуры и скульптуры.
7. «Страшный суд» роспись алтарной стены Сикстинской капеллы.
Прошло 25 лет после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.
Сюжет: Страшный суд. В центре композиции Христос и Мария. Они окружены толпой пророков и апостолов. За ними хор святых дев и сивилл, справа – хор священников, патриархов и мучеников. В центре под фигурой Христа – ангелы с трубами и книгами в руках. Слева – праведники, восходящие в небо. Справа – грешники. В центре нижнего пояса жерло ада. Никто не избежит Страшного суда, если его душа не чиста.
8. Собор Святого Петра (Рим)Купол
Переработал проекты предыдущих зодчих. Предложил план равноконечного креста с увенчанным на нем грандиозным куполом.
За пять дней до кончины, он еще высекал из белого мрамора «Пьету Ронданини».
9. «Пьета Ронданини»
Самое необычное произведение Микеланджело. Это размышление в камне. Он пришел в мир, ощущая запах, цвет и звук камня, и покинул его так же.