Концепция, структура и типы политического действия




С точки зрения политологии, действие обычно связано с поведением социальных субъектов, с их воздействием на политическую систему, на руководство, на принятие и внедрение в общество публичных политик. Политическое действие можно определить как совокупность организованных поведенческих действий социальных субъектов, выраженных как внутри самой политической системы, так и вне ее, направленных на реализацию общественно-социальных интересов, целей и задач с помощью институтов власти.

Черты политического действия.

Во-первых, политическое действие носит комплексный, противоречивый характер, обусловленный как самим содержанием политической системы, так и input-ами последней, в том числе другими типами социальных действий. В этом контексте политическое действие играет ключевую роль в рамках политической системы.

Во-вторых, прямым выражением политического действия является политическое поведение. Оно отражает механизм действия, уровень его стабильности, объективность политических убеждений и отношений, соотношение с определенными интересами и целями как мысленными моделями действующих субъектов.

В-третьих, механизм развертывания политического действия зависит от целого ряда предварительных факторов, каковыми являются политические потребности, цели, увлечения акторов. Взятые вместе, они формируют определенные интересы, в том числе властные, мобилизующие политическое действие, подпитывая его развитие и трансформацию.

В-четвертых, политическое действие всегда предполагает борьбу нового со старым, борьбу между противоположными силами, идеями, целями, ценностями. В этом смысле, конфронтация имеет место не только между субъектами, но и внутри них, на уровне их менталитета, поведения.

В-пятых, политическое действие - это не только наука, но и искусство, поскольку оно, больше чем любое действие, требует от политиков сноровки в принятии и реализации решений.

В-шестых, политическое действие может быть не только частью процесса принятия решения, но и незапланированным неорганизованным поведением.

В-седьмых, последовательное политическое действие требует гармоничного сочетания в нем эмоционального и рационального элементов.

В-восьмых, политическое действие включает в себя, как правило, конструктивные, созидательные элементы, но также и деструктивные элементы отрицания. Этот противоречивый процесс обладает своей спецификой в различных исторических условиях, в том числе и в переходном обществе.

В-девятых, эффективность политического действия зависит от его соответствия политическим реалиям и политическим мифам, от его мобилизующего и направляющего потенциала.

Каковы же структурные элементы политического действия? Структурное поле политического действия можно наглядно охарактеризовать следующей формулой: субъекты действия - цели действия - способы действия - мотивации и правила действия - само действие - результаты действия. Эти составляющие придают политическому действию структурную целостность.

В научной литературе существует два подхода в трактовке политического действия: марксистский и веберовский. Согласно марксистскому подходу, любое политическое действие приобретает значимость только при наличии коллективных субъектов (групповых, классовых). Его сторонники считают, что действие каждого индивида в отдельности приобретает политический смысл лишь тогда, когда оно включено в систему политического действия группы. Согласно же веберовской концепции, суть политического действия, как и любого социального действия, можно понять исходя из поведения отдельных людей. Полагаем, что рациональнее объединить эти две позиции и тем самым избежать редукционизма.

Исходя из этого, выделяются три типа субъектов политического действия: а) индивидуальные; б) групповые; в) институциональные. К первому типу относится любая политическая личность, рассматриваемая не только как часть группы, но и как индивидуальный автономный агент, как Homo politicus. Вторую категорию составляют элитарные, корпоративные, территориальные, этнические и другие группы, которые по характеру своих ценностных ориентации являются слишком разными, даже противоположными: сторонниками или противниками реформ, носителями либеральных, консервативных, коммунистических, националистических идей. Третий тип политических акторов представлен государством и его органами, партиями, социально-политическими движениями, то есть институциональными общностями. Политические институты - это наивысшая форма организации политической деятельности.

Другим структурным элементом политического действия являются политические цели. Их разработка и наличие свидетельствует о том, что политическое действие глубоко осмысленно и обладает четко направленной ориентацией. При этом цели политического действия могут быть правильными или ошибочными, хорошо или плохо сформулированными, перспективными (долгосрочными или средней длительности) или текущими (краткосрочными).

Демократическое общество преследует множество целей, среди которых основными являются свобода, равенство, безопасность, интеграция, участие, солидарность, эффективность, социальное равноправие. Однако одновременная реализация этих целей, как отмечают некоторые западные ученые, порождает множество проблем, будь то в плане структурных элементов или в плане поиска соответствующих методов. Отсюда прослеживается и максимализация целей, когда некоторые акторы желают пользоваться большей свободой, жить в большей безопасности, чем это возможно на тот или иной момент.

Реализация целей политического действия зависит от применяемых методов и средств в том отрезке времени, который охватывает начало и конец действия. В основном, методы устанавливаются и рассчитываются согласно определенным целям, и они могут либо соответствовать этим целям, либо нет. Поэтому проблема методов в политике, соотношение «цель - средства» всегда занимала ученых, политиков, которые по-разному относятся к этому, в том числе и к изречению Н. Макиавелли «цель оправдывает средства».

Заключительным элементом политического действия являются его результаты. Они могут быть полными или частичными, желаемыми или нежелательными, ожидаемыми или неожиданными. Полученные результаты полностью зависят от хода действия, от того, насколько правильно были рассчитаны, использованы и обновлены средства их достижения, насколько они адекватны поставленной цели. В общем, результаты являются синтетическим выражением всех остальных структурных элементов.

Другой важной частью политического действия является фактор типологизации. Многообразие взаимосвязей между структурными элементами политического действия порождает богатую гамму его критериев и типов.

• Критерий отношения к системе политической власти: а) действия внутри самой политической системы; б) действия политической системы относительно социальной среды; в) действия, инициированные социальной средой, направленные на институты политической власти.

• Экспоненциальный критерий, ориентированный на деятельность государственных институтов, политических партий и социально-политических движений, общественных ассоциаций.

• Телеологический критерий, воплощающий воздействие целей политических действий: а) стратегическое и тактическое действие, связанное с разработкой политических программных целей и текущих методов для их реализации; б) реформистское действие, связанное с модернизацией политической системы; в) консервативное действие, направленное на сохранение политической ситуации неизменной; г) реакционное действие, направленное на восстановление исторически отжившей ситуации.

• Технологический критерий, указывающий на совокупность средств и методов выражения поведения и реализации действия: мирных/насильственных; законных/противозаконных; конструктивных/деструктивных; открытых/ латентных; организованных/неорганизованных; осознанных/неосознанных; добровольных/мобилизованных.

• Критерий легитимности, основанный на действиях: а) легитимных; б) нелигитимных; в) традиционных; г) идеологизированных; д) харизматических.

Таким образом, типологическое поле политического действия состоит как из институционализованньгх, формальных, так и из неинституциональньгх, неформальных типов. Каждый в отдельности оказывает различное влияние на политику и обусловлен характером политической системы.

2. Политические отношения - синтетическое выражение социальных отношений

Поведенческая характеристика политических акторов, их социальные действия и взаимодействия приводят к установлению политических отношений. Понятие политические отношения является основным в политологии, непосредственно охватывая все критерии политики. Оно происходит от латинского слова relatio, что означает связь, взаимосвязь между процессами, явлениями, событиями, фактами и т.д.

Политические отношения определяются как тип социальных отношений, возникающих в связи с участием политических агентов в организации и руководстве обществом, или как социальные отношения, устанавливаемые с целью завоевания и удержания власти, или же как взаимоотношения между различными социальными агентами относительно интересов, имеющих социальную значимость, и относительно власти как механизма реализации этих интересов. И хотя по своему содержанию эти трактовки в какой-то мере различаются, они имеют некоторые общие элементы и дополняют друг друга.

Во-первых, как и другие типы человеческих отношений, политические отношения носят социальный характер, однако по своей природе они наиболее ярко отражают тип социального строя, общие релятивные факторы, характеризующие глобальную социальную систему, и в совокупности являются синтетическим выражением социальных отношений. Отсюда вытекает, что политические отношения напрямую выражают интересы и чаяния какой-то одной социальной группы относительно получения каких-либо политических благ.

Во-вторых, политические отношения непосредственно направлены на сущность власти, на проникновение в структуры власти и на ее реализацию. Они воплощают в себе триаду «кто правит - как правит - во имя чьих интересов исполняется власть». Эти три показателя указывают на состояние властных отношений в обществе, на соотношение субъекта власти и объекта власти.

В-третьих, если социальные или экономические отношения формируются и развиваются приоритетно как объективные факторы, независимо от сознания и воли людей, то политические отношения являются, как правило, отношениями осознанными, которые, прежде чем сформироваться, проходят через фильтр человеческого мышления.

В-четвертых, основой выражения и одновременно главным источником политических отношений являются интересы. Последние порождают, направляют и подпитывают политические отношения.

В-пятых, субъекты политических отношений различны: институты государственной власти, политические партии и движения, политические ассоциации, политические лидеры, электорат. Значит, существуют различные уровни носителей отношений: макроуровень (общегосударственный, общесоциальный), мезоуровень (партийный, региональный, внутригосударственный), микроуровень (местный, индивидуальный). Возможности и способности на этих уровнях разные; их роль в обществе не остается неизменной, она развивается вместе с развитием и удовлетворением определенных интересов.

В-шестых, сфера политических отношений сложная, противоречивая. Она охватывает не только собственно политические, но и неполитические процессы. В этом смысле основными компонентами сферы политических отношений выступают: а) общенациональные интересы и ценности (государственные, общественные); б) общечеловеческие интересы (место и роль человека как самоценности в системе социальных отношений); в) специфические интересы различных социальных общностей и отдельных индивидов в той степени, в которой они находятся под воздействием фактора власти; г) координирование и корреляция различных типов интересов (общественных, общечеловеческих, специфических, частных) в целях выявления противоречий между ними и поиска путей их сочетания.

В-седьмых, процесс политических отношений заканчивается победой того или иного политического интереса посредством фактора власти. Сегодня такие интересы реализуются через консенсус с интересами оппозиции (в демократических обществах), способствуя тем самым установлению стабильности и социальному процветанию.

С учетом вышеизложенного, политические отношения имеют свою типологию, основанную на определенных критериях.

• Критерий поведенческий, указывает на разные отношения политических акторов к процессу воздействия на власть и/или ее обретения. Согласно этому критерию, различают отношения конфликтные, консенсусные, кооперирования и сотрудничества, солидарности, посреднические.

• Критерий, согласно которому политические отношения разделяются, в зависимости от их носителя, на отношения между отдельными политическими акторами; между индивидуальным актором и коллективным; между различными организациями по горизонтали: партиями, движениями, между государством и ассоциациями; между большими человеческими общностями, организованными государством или гражданским обществом; между народами, нациями, государствами, группами государств.

• В зависимости от характера политического режима, политические отношения бывают демократическими, авторитарными, тоталитарными.

• В зависимости от способа институционализации, существуют институциональные (официальные) политические отношения и неинституциональные (неофициальные).

• Критерий легитимности, являющийся основой традиционного, рационально-легального и харизматического типов.

• Ценностный критерий, согласно которому политические отношения подразделяются на либеральные, консервативные, националистические, сепаратистские и др.

• Критерий геохронометрический, нацеленный на пространственные и временные параметры политических отношений.

Большинство вышеотмеченных критериев имеют много общего с критериями типологизации политического действия. Это указывает на тесную связь между ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: