Содержание
Введение
1. Общая характеристика ЗАО "Мегамарт"
2. Анализ состава и динамики оборотного капитала организации. Эффективность использования оборотного капитала
3. Правовое обеспечение деятельности ЗАО "Мегамарт"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Преддипломную практику проходила в ЗАО "Мегамарт" с целью приобретения и освоения практических навыков в условиях финансовой деятельности организации.
Задачи практики:
представить общую характеристику предприятия;
проанализировать особенности управления оборотными активами предприятия;
исследовать программное обеспечение предприятия;
исследовать правовое обеспечение предприятия.
Целью практики является углубление и закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых практических навыков в области бухгалтерского налогового учета и отчетности, бухгалтерского (управленческого) учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, экономического анализа и управления финансовыми ресурсами организации.
ЗАО "Мегамарт" является крупной российской сетью продовольственных магазинов-дискаунтеров и по оснащению техническими средствами, и по технологии использования оборотного капитала. Новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансовой и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя - одно из первых и на сегодняшний день основных направлений деятельности компании. Предприятие приобрело опыт, зарекомендовало себя на рынке розничной торговли.
В современных условиях непременным условием для осуществления функционирования в условиях рыночной экономики. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение, что дает целый ряд положительных эффектов. Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат - с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Предприятие в случае эффективного управления оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного по ликвидности и доходности.
|
Информационной базой при прохождении практики и оформлении отчета являются данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2010, 2011 и 2012 года.
1. Общая характеристика ЗАО "Мегамарт"
Торговая сеть "Мегамарт" входит в состав федеральной компании "Дикси" - одной из крупнейших розничных продуктовых сетей, работающих на территории нашей страны.
Торговая сеть "Мегамарт" начала свою деятельность на уральском продовольственном рынке осенью 1996 года и с этого времени ее основными подходами к ведению бизнеса являются предоставление покупателям исключительно высококачественных товаров, широкого ассортимента, справедливых цен, отличного сервиса.
В настоящее время ТС "Мегамарт" - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся сетей на Урале. В конце 2005 года компания вышла за территорию Свердловской области. В настоящие время магазины расположены на территории Свердловской, Тюменской и Челябинской областей и насчитывают уже 30 торговых центра. Сейчас в торговой сети "Мегамарт" работает более 3000 человек. Принцип работы компании состоит в том, что каждый сотрудник своим трудом может обеспечить себе достойный уровень жизни. Многие из руководителей начинали карьеру в ТС "Мегамарт" с должностей продавцов и сотрудников торгового зала. Всем сотрудникам Компании предоставлены равные условия для развития своего профессионального уровня и самореализации. Любой сотрудник ТС "Мегамарт" может повлиять на работу Компании, внося рацпредложения и выдвигая идеи.
|
История торговых центров "Мегамарт" началась в 1994 г. с основания компании "Юнилэнд - Екатеринбург". Компания "Юнилэнд" была создана в 1992 году в г. Санкт-Петербурге, как оптовая организация, осуществляющая продажу парфюмерно-косметических товаров розничным магазинам города. В течение двух лет Компания смогла занять более 30% рынка и войти в тройку крупнейших компаний города. В дальнейшем Компания ввела в свой ассортимент продукты питания и окончательно сформировалась как крупнейший дистрибутор широкого ассортимента товаров массового спроса.
В 1994 году началась реализация проекта регионального развития путем создания отделений и представительств Компании в других городах России. Первыми открываются отделения в Москве и Екатеринбурге.
В 1996 году по адресу ул. Отрадная, 1А. Первый торговый центр носил название "Центр оптовой торговли "ЮНИЛЭНД". В городе был открыт первый магазин самообслуживания в формате оптовой и розничной цены.
В 1997 году был открыт второй торговый центр по адресу Фронтовых Бригад, 27. В этот же период, в судьбе компании произошли первые знаковые изменения. Контрольный пакет акций "Центров оптовой торговли "ЮНИЛЭНД" был выкуплен "Фондом Венчурных Инвестиций Европейского банка Реконструкции и Развития" - "Eagle Fund". Это стало событием не только для компании, поскольку впервые, в сфере розничной торговли, иностранный банк стал Учредителем российской компании, но и для рынка в целом. Участие иностранного капитала показало, насколько динамично и эффективно предприятие работает на рынке.
|
К сожалению, дальнейшие планы открытия торговых центров пришлось скорректировать в связи с экономическим кризисом 1998 года - новый торговый центр компания открыла уже только в 2001 году.
В 2002 году руководством компании было принято решение о выделении торговых центров Екатеринбурге в отдельный бренд. Именно с этого года все торговые центры получили название "МЕГАМАРТ". С этого периода началась активная экспансия в Екатеринбург и Свердловскую область. В 2005 году в Екатеринбурге открыт первый магазин под брендом "МИНИМАРТ".
В 2006 году был открыт первый торговый центр за пределами Свердловской области в Тюмени.
В настоящее время наши торговые центры представлены в двух форматах:
"МЕГАМАРТ" - компактный гипермаркет площадью до 4000 м2;
"МИНИМАРТ" - магазин у дома площадью до 1000 м2.
В 2006 году компания окончательно разделила направления оптовая торговля и розничные продажи. Были созданы отдельно подразделения: ЗАО "ЮНИЛЭНД" - оптовая торговля; Группа компаний "ДИКСИ" - розничная торговля. К группе компаний "ДИКСИ" относятся торговые центры "МЕГАМАРТ" и магазины - дискаунтеры "ДИКСИ".
Группа компаний "ДИКСИ" - одна из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. В ее состав входят - 369 магазинов Дикси (дискаунтер), 13 магазинов Мегамарт (компактный гипермаркет), 8 магазинов Минимарт (экономичный супермаркет) и 5 магазинов Ви-Март (небольшой магазин у дома).
В 2008 Группа Компаний "Меркурий" приобрела 100% компании DIXY Holding Limited, владеющей контрольным пакетом акций Дикси Групп (50.96% акций) у холдинговой компании. Группа компаний "МЕРКУРИЙ" - крупнейший многопрофильный холдинг, основанный в 1991 году Президентом и контролирующим акционером Группы Игорем Кесаевым.
Главная цель Компании - создание лучшей розничной сети и выход на лидирующую позицию на массовом рынке. В настоящий момент мы направлены на развитие магазинов ориентированных на покупателя с разным уровнем дохода. Мы стремимся, чтобы наши магазины предлагали людям новое качество жизни.
Торговые центры "Мегамарт" - это гипермаркеты с ассортиментом продукции до 25 000 наименований товаров от продуктов питания до товаров для дома.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Органами управления Общества являются:
. Общее собрание акционеров;
. Единоличный исполнительный орган (Генеральный директор, управляющая организация, или управляющий).
. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является Ревизионная комиссия.
Уставный капитал Общества составляет 100 000 000 (сто миллионов) рублей. Он состоит из 10 000 000 000 (десяти миллиардов) штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 (ноль целых одна сотая) рубля каждая.
В Обществе создается резервный фонд в размере 15% уставного капитала Общества. Величина ежегодных отчислений в резервный фонд Общества составляет 5% от чистой прибыли Общества. Указанные отчисления производятся до достижения размера резервного фонда, предусмотренного уставом. Достоверность данных, содержащихся в годовых отчетах Общества, годовой бухгалтерской отчетности должна быть подтверждена Ревизионной комиссией Общества. Годовые отчеты Общества подлежат предварительному утверждению единоличным исполнительным органом Общества не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового Общего собрания акционеров.
оборотный капитал финансовое состояние
Анализ состава и динамики оборотного капитала организации. Эффективность использования оборотного капитала
Практику проходила в структурном подразделении "собственное производство" на должности руководителя производства и так же исполняя обязанности бухгалтера.
Проведем анализ финансового состояния ЗАО "Мегамарт" за три последних года 2010, 2011, 2012 на основании данных бухгалтерского баланса форма №1. За базовый возьмем 2010г.
Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово - хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Последовательность анализа бухгалтерского баланса можно представить следующим образом:
Общая оценка динамики и структуры активов и пассивов баланса;
Анализ ликвидности платежеспособности и финансовой устойчивости ЗАО "Мегамарт";
Анализ рентабельности организации.
В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов организации, изменение в их составе и структуре и дать им оценку. Для этого проведем горизонтальный анализ активов и пассивов ЗАО "Мегамарт". Горизонтальный анализ позволяет проводить сравнение каждой позиции баланса на сегодняшний момент с предыдущим периодом. В связи с изменением структуры актива баланса, доля внеоборотных активов в валюте баланса увеличилась по сравнению с 2010 г. с 53,3% до 58,8% в 2011 г. в абсолютном выражении внеоборотные активы увеличились на 22412 тыс. руб. Значение внеоборотных активов увеличилось и за отчетный период 2012 г. с 53,3% до 56,3% абсолютное отклонение составило 54308 тыс. руб. Данные анализа представлены в таблице №1. Это свидетельствует о приобретении имущества или осуществления инвестиций в строительство. За 2010/11г значение оборотных активов было уменьшено с 46,7% до 41,3%, в абсолютном выражении на 9259 тыс. руб. По сравнению с 2010г. в 2012г. так же снизалась доля оборотных активов на 3%, т.е. на 38468 тыс. руб. Это может свидетельствовать об увеличении скорости оборачиваемости данных активов. Доля собственного капитала в пассиве баланса в 2011 г. увеличилась по отношению к уровню в 2011 г. и составила 19,8% против 18,8%, в абсолютном выражении эта доля составила 6974 тыс. руб. В абсолютном выражении собственный капитал в 2012 г. уменьшился на 10596 тыс. руб. или на 5,2% вследствие уменьшения значения нераспределенной прибыли организации. Долгосрочные обязательства организации выросли с 38,8% до 44,6% на 18636 тыс. руб. В 2012 г. так же значительное увеличение значения данной статьи баланса с 38,8% до 52,4% на 58731 тыс. руб. Это свидетельствует о наличии договоренностей на увеличение сроков отсрочки в результате сохранения объемов закупок, оплаты в срок, наличии хороших взаимоотношений с поставщиками.
За отчетный период происходит снижение краткосрочных обязательств организации с 43% (2010 г.) на 35,6% (2011 г.) - 6061 тыс руб. и 33% (2012 г). - 23449 тыс. руб. Что в свою очередь показывает способность организации во время и в полной мере отвечать по своим обязательствам.
Таблица №1. Структура и динамика активов и пассивов баланса за 2010-2012 гг.
Статьи баланса | Абсолютное отклонение (тыс. руб.) | (%) | ||||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | 10/11 | 10/12 | 10/11 | 10/12 | |
Актив Вне оборотные активы Оборотные активы | 71553 38165 33387 | 100 53,3 46,7 | 103224 60577 42647 | 100 58,7 41,3 | 164329 92473 71856 | 100 56,3 43,7 | 31671 22412 9259 | 92776 54308 38468 | 0 5,4 5,4 | 0 3 3 |
Пассив Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства | 715531 3429 27373 30751 | 100 18,8 38,2 43 | 103224 20403 46009 36812 | 100 19,8 44,6 35,6 | 164329 24025 86104 54200 | 100 14,6 52,4 33 | 31671 6974 18636 6061 | 92776 10596 58731 23449 | 0 1 6, 4 7,4 | 0 5,2 7,8 2,6 |
Под платежеспособностью предприятия понимается наличие достаточного количества денежных средств и их эквивалентов для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Поэтому основные признаки платежеспособности: достаточное количество денежных средств и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Ликвидность какого-либо актива (имущества) - это его способность трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности актива определяется продолжительностью периода времени, необходимого для его трансформации в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса. Существует также понятие ликвидности предприятия, под которым понимают наличие у него оборотных активов, размер которых теоретически является достаточным для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных условиями договоров. Для анализа ликвидности баланса активы баланса группируются по степени ликвидности, т.е. скорости их превращения в денежную наличность. Пассивы группируются по степени срочности оплаты.
Группирование активов:
А1 - наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
А2 - быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность до 12 месяцев);
А3 - медленнореализуемые активы (статьи 2 раздела баланса, включающие запасы и затраты, НДС, дебиторская задолженность более 12 месяцев, прочие оборотные активы);
А4 - труднореализуемые активы (основные средства и вложения, итог 1 раздела баланса).
Группирование пассивов: П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность); П2 - краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства); П3 - долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства без учета прочих долгосрочных обязательств); П4 - постоянные пассивы (раздел 3).
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие неравенства:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
В случае, когда одно или несколько неравенств имеют противоположный знак, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом, как правило, недостаток средств по первой группе компенсируется избытком по другой, но это определяется лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные. Анализ представлен в таблице №2.
Таблица №2. Анализ ликвидности баланса.
Актив | На конец года, тыс. руб. | Пассив | На конец года, тыс. руб. | Излишек или недостаток. |
А1 Наиболее ликвидные активы | П1 Наиболее срочные пассивы | |||
А2Быстрореализуемые активы | П2 Краткосрочные обязательства | |||
А3Медленнореализуемые активы | П3 Долгосрочные пассивы | |||
А4 Труднореализуемые активы | П4 Постоянные пассивы | -24737 | ||
Баланс | ||||
А1 Наиболее ликвидные активы | П1 Наиболее срочные пассивы | |||
А2 Быстрореализуемые активы | П2 Краткосрочные обязательства | -10958 | ||
А3Медленнореализуемые активы | П3 Долгосрочные пассивы | |||
А4 Труднореализуемые активы | П4 Постоянные пассивы | -40174 | ||
Баланс | ||||
А1 Наиболее ликвидные активы | П1 Наиболее срочные пассивы | |||
А2Быстрореализуемые активы | П2 Краткосрочные обязательства | -18172 | ||
А3Медленнореализуемые активы | П3 Долгосрочные пассивы | |||
А4Труднореализуемые активы | П4 Постоянные пассивы | -68448 | ||
Баланс |
Исходя из расчетов в таблице №2, сопоставление групп активов и пассивов баланса можно представить следующим образом.
Таблица №3 Сопоставление активов и пассивов баланса.
Нормативное соотношение | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
А1 ≥ П1 А2 ≥ П2 А3 ≥ П3 А4 ≤ П4 | А1 > П1 А2 > П2 А3 > П3 А4 < П4 | А1 > П1 А2 < П2 А3 > П3 А4 < П4 | А1 > П1 А2 < П2 А3 > П3 А4 < П4 |
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что баланс организации не обладает абсолютной ликвидностью, так как, баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие неравенства: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
В нашем случае на организации оно не соблюдается, так как, в 2010 г. сумма краткосрочных обязательств больше суммы быстрореализуемых. Такие же показатели и в 2012г.
Платежеспособность означает достаточность ликвидных активов для погашения в любой момент всех краткосрочных обязательств перед кредиторами.
Предприятие может быть неплатежеспособным на протяжении всего года, и в отдельные периоды (месяц, квартал), полностью или частично срывать погашение своих финансовых обязательств.
Неплатежеспособность может выступать как временное или случайное явление, или хроническое труднопреодолимое состояние.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле
К. а. л. = А1/ (П1 + П2)
Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.
Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент "критической оценки", показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность.
Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле
Кк. л. = (А1 + А2) / (П1 + П2)
В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т.е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле
Ктл = (А1 + А2+ А3) / (П1 + П2)
Значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: коэффициент абсолютной ликвидности за рассматриваемый период приблизился к нормативному значению, который составляет 0, 2 - 0,5. Коэффициент критической оценки ликвидности достиг рекомендуемого значения в 2012г. Из этого следует, что предприятие поддерживало прогнозируемые платежные возможности. Коэффициент текущей ликвидности находится на протяжении 2010 - 2012гг. в диапазоне рекомендуемого значения, что свидетельствует о платежеспособности предприятия краткосрочных обязательств в течении года.
В таблице №4 приведен расчет показателей платежеспособности ЗАО "Мегамарт".
Таблица №4 Коэффициенты платежеспособности ЗАО "Мегамарт"
Показатели | 2010г. % | 2011г. % | 2012г. % | Изменение (+; -) | |
10/11 | 10/12 | ||||
К. а. л. | 0,4 | 0,1 | 0,3 | -0,3 | -0,1 |
Кк. л. | 0,7 | 0,6 | 0,8 | -0,1 | 0,1 |
К. тек. л. | 1,1 | 1,3 | 0,1 | 0,2 |
Анализ финансовой устойчивости проводится с целью выявления платежеспособности организации для обеспечения процесса непрерывного производства и продажи продукции, т.е. способности расплачиваться за свои долги
Для анализа рассчитаем коэффициент финансовой устойчивости и коэффициент финансирования.
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время.
Коэффициенты можно рассчитать по следующим формулам:
Кфу = Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы/Валюта баланса
Кф = Собственный капитал / на заемный капитал.
Таблица №5 Анализ финансовой устойчивости ЗАО "Мегамарт"
Показатель | 2010г. % | 2011г. % | 2012г. % | Изменение (+; -) | |
10/11 | 10/12 | ||||
Коэффициент финансовой устойчивости, Кфу | 0,57 | 0,64 | 0,67 | 0,7 | 0,3 |
Коэффициент финансирования, Кф | 0,49 | 0,44 | 0,28 | -0,5 | -0,21 |
Из таблицы №5 видно, что коэффициент финансовой устойчивости ниже рекомендуемого значения (0, 75%), что вызывает тревогу за финансовое положение организации.
Значительное уменьшение величины коэффициента финансирования свидетельствует о возможной неплатежеспособности организации, так как большая часть ее имущества сформирована за счет заемных источников средств. Что говорит о не способности организации во время и в полной мере отвечать по своим долгам.
Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств. Оборотный капитал - часть производительного капитала, стоимость которого полностью переносится на произведенный товар и возвращается в денежной форме после его реализации. Часть капитала компании, которая задействована в ее повседневной коммерческой деятельности. Он состоит из текущих активов (главным образом, это товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и наличные деньги) за вычетом из них текущих обязательств (в основном кредиторской задолженности). При нормальном производственно-торговом цикле - поставка поставщиком товара, продажа товарного запаса без предоплаты, оплата товара наличными, использование поступившей наличности на оплату поставщиков - оборотный капитал представляет собой показатель чистых активов в обороте, иногда называемых оборотными активами. Оборотный капитал обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности. Его недостаток ведет к несвоевременному выполнению договорных обязательств и, соответственно, к штрафным санкциям, недополучению части доходов в результате отказа от некоторых заказов, снижению прибыльности хозяйственной деятельности из-за привлечения кредитных ресурсов любой ценой, даже на невыгодных для предприятия условиях.
Финансирование оборотного капитала в значительной мере осуществляется за счет заемных ресурсов (краткосрочной задолженности). С одной стороны, при соблюдении определенных условий (при превышении уровня рентабельности производственной деятельности над ставкой кредитования) данная практика повышает доходность собственного капитала. С другой стороны, значительная величина заемных средств влечет существенные расходы по обслуживанию долга, а при определенных условиях может привести и к банкротству предприятия. В настоящее время ни одна из отраслей реального сектора экономики не достигла нормативного значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (0,3). Более того, у 37,5 % предприятий текущие обязательства превышают текущие активы, а финансирование основных средств происходит за счет краткосрочной задолженности.
Зачастую даже предприятия, имеющие относительно высокие показатели рентабельности производства и реализации продукции, испытывают острый дефицит оборотного капитала.
Недостаток оборотного капитала может быть вызван: снижением эффективности использования оборотных средств; ростом себестоимости продукции, инфляционными процессами; изменением сроков и форм оплаты за поставляемые ресурсы и изготавливаемую продукцию; увеличением или снижением объемов производства; увеличением затрат, покрываемых за счет прибыли.
Рассмотрим вышеперечисленные факторы и методы их анализа. Для начала проанализируем структуру и динамику оборотного капитала за 2010-2012г. для анализа используем бухгалтерский баланс раздел II "Оборотный актив". Данные анализа представлены в таблице №6.
Таблица №6. Анализ динамики оборотных активов ЗАО "Мегамарт" за 2010-2012 гг.
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Абсолютное отклонение (+/-) тыс. руб. | Относительное отклонение, % | ||
10/11 | 10/12 | 10/11 | 10/12 | ||||
Запасы | 1,6 | 2,3 | |||||
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 1,6 | 1,0 | |||||
животные на выращивании и откорме | - | - | - | - | - | - | - |
затраты в незавершенном производстве | 2,5 | 3,5 | |||||
готовая продукция и товары для перепродажи | 1,6 | 2,3 | |||||
товары отгруженные | - | - | - | - | - | - | |
расходы будущих периодов | -87 | 1,6 | 0,6 | ||||
прочие запасы и затраты | - | - | |||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1,3 | 1,1 | |||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | - | - | - | - | - | - | - |
в том числе покупатели и заказчики | - | - | - | - | - | - | - |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) | 2,3 | 3,2 | |||||
в том числе покупатели и заказчики | - | -1542 | 1,8 | ||||
Краткосрочные финансовые вложения | -8892 | -8705 | 0,1 | 0,1 | |||
Денежные средства | 1,4 | 5,9 | |||||
Прочие оборотные активы | 1,2 | 12,9 | |||||
Оборотные активы всего | 1,3 | 2,2 |
Горизонтальный анализ оборотных активов ЗАО "Мегамарт" показывает, что абсолютная их сумма за период 2010г по 2011г. возросла на 9260 тыс. рублей, или на 13,6%., в 2012г. увеличение произошло на 38469 тыс. руб. или на 22,5%. Можно сделать вывод, что организация повышает свой экономический потенциал. С точки зрения динамики оборотных активов наблюдаемое увеличение в 2011г. произошло в основном за счет роста запасов - на 16552 тыс. рублей. Значительное уменьшение произошло в краткосрочных финансовых вложениях на 8892тыс. руб. на 10,5%. В 2012 г. большой скачок произошел в статье баланса такой как дебиторская задолженность на 16288 тыс. руб. или на 32,6%. Самый низкий показатель равен - 8705 тыс. руб. или 12,7% это краткосрочные финансовые вложения. Следует отметить, что за рассматриваемый период вся дебиторская задолженность ЗАО "Мегамарт" была краткосрочной и платежи по ней ожидались в течении 12 месяцев после отчетной даты. Однако наблюдается ее рост (на 16288 тыс. руб.), что ухудшает ликвидность текущих активов.
Проанализируем структуру оборотного актива организации. Для этого проведем вертикальный анализ. Вертикальный анализ предполагает изучение соотношения разделов и статей баланса, т.е. их структуру. Вертикальный анализ проводиться при помощи аналитической таблицы и предполагает изучение изменений удельных весов статей актива и пассива баланса с целью прогнозирования изменения их структуры. Данные анализа в таблице № 7.
Таблица №7 Анализ структуры оборотного капитала ЗАО "Мегамарт" 2010-2012 гг.
Показатель | 2009г. тыс. руб | Удельный вес, % | 2010г тыс. руб | Удельный вес,% | 2011г тыс. руб | Удельный вес, % | Изменения (+/-) | |
09/10 | 09/11 | |||||||
Запасы | 37,9 | 47,4 | 40,7 | 9,5 | 2,8 | |||
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 1,6 | 2,1 | 1,3 | 0,5 | -0,3 | |||
животные на выращивании и откорме | - | - | - | - | - | - | - | - |
затраты незавершенном производстве | 1,1 | 2,1 | 1,7 | 1,0 | 0,6 | |||
готовая продукция и товары для перепродажи | 34,6 | 42,3 | 37,4 | 7,7 | 2,8 | |||
товары отгруженные | - | - | - | - | - | - | - | - |
расходы будущих периодов | 0,7 | 0,8 | 0,2 | 0,1 | -0,5 | |||
прочие запасы и затраты | - | - | - | - | - | - | - | - |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1,1 | 1,2 | 5,9 | 0,1 | 4,8 | |||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | - | - | - | - | - | - | - | - |
в том числе покупатели и заказчики | - | - | - | - | - | - | - | - |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) | 22,6 | 39,6 | 33,1 | 10,5 | ||||
в том числе покупатели и заказчики | 4,6 | 6,5 | - | - | 1,9 | - | ||
Краткосрочные финансовые вложения | 29,8 | 2,6 | 1,7 | -27,2 | -28,1 | |||
Денежные средства | 8,6 | 9,2 | 23,7 | 0,6 | 15,1 | |||
Прочие оборотные активы | 0,03 | 0,03 | 0,2 | 0,17 | ||||
Оборотные активы всего | - | - |
В структуре оборотного активов баланса ЗАО "Мегамарт" значительная доля в 2011 г. и в 2012 г. принадлежит краткосрочным финансовым вложением. Величина запасов составила 27,2% в 2011 г. и 28,1% в 2012 г. от их общей величины. Прослеживается тенденция увеличения доли этого вида активов.
В структуре оборотных активов в ЗАО "Мегамарт" преобладала дебиторская задолженность, доля которой по состоянию на 2011 г. составила 17%. В течении года произошло уменьшение дебиторской задолженности и их доля на 2012 г. составила 10,5%.
Значительный удельный вес в оборотных активах на 2011 г. имели товарные запасы - 47,4%. За рассматриваемый период наблюдается тенденция их уменьшения в оборотных активах ЗАО "Мегамарт" в 2012 г. - 40,7%. В структуре оборотного активов баланса ЗАО "Мегамарт" значительная доля в 2011 г. и в 2012 г. принадлежит краткосрочным финансовым вложением. Величина запасов составила 27,2% в 2011 г. и 28,1% в 2012 г. от их общей величины. Прослеживается тенденция увеличения доли этого вида активов. В структуре оборотных активов в ЗАО "Мегамарт" преобладала дебиторская задолженность, доля которой по состоянию на 2011 г. составила 17%. В течении года произошло уменьшение дебиторской задолженности и их доля на 2012 г. составила 10,5%.
Значительный удельный вес в оборотных активах на 2011 г. имели товарные запасы - 47,4%. За рассматриваемый период наблюдается тенденция их уменьшения в оборотных активах ЗАО "Мегамарт" в 2012 г. - 40,7%.
Таблица №8. Анализ суммы оборотных средств в структуре актива баланса. 2010-2012 гг.