Характер. Убеждения. Мировоззрение.




П.А. Столыпин, по многочисленным свидетельствам родственников, близких, сослуживцев и просто современников - знакомцев по Государственной Думе и Государственному Совету, представлял собой богатую уверенную натуру, в которой редкостное самообладание, выдержка и терпение сочеталось с сильными волевыми импульсами, поступками, когда нужно было сломить противостояние самых невыгодных обстоятельств, когда только решимость могла остановить анархию, хаос, и восстановить порядок. Эти замечательные свойства сами по себе были притягательными, внушали уважение даже у врагов.

Наиболее известным и характерным эпизодом, снискавшим огромную известность Столыпину, стало его первое выступление во Второй Государственной Думе в качестве Председателя Совета Министров, где в критический момент, усмиряя думские страсти, он сказал ставшими теперь крылатыми слова: "Не запугаете!" - великолепный ответ, брошенный всем "недоумкам политической мысли". Этот ответ - не просто звонкая фраза; которой охотно швырялись с думской трибуны его оппоненты, - это следствие, продукт настроений, убеждений, которыми жил реформатор. Из всех описаний известных в литературе этого исторического момента, наиболее ярко и образно это удалось сделать известному писателю, видному политическому деятелю В.В. Шульгину. Очерк Шульгина, написанный под впечатлением известия о смерти Столыпина, прекрасным образом передает атмосферу, в которой торил свой государственный путь бесстрашный премьер. Постоянно подвергая себя опасности, рискуя жизнью своей и своих близких, Столыпин как бы свыкся со своим положением, с той обязательной жертвой, которую он должен принести ради умиротворения, укрепления и возвышения горячо любимой им России. "Каждое утро творю молитву и смотрю на предстоящий день как на последний в жизни Я понимаю смерть как расплату за убеждения ". В наш суетный, лицемерный и циничный век такой образ мысли многим покажется невероятным, почти фанатичным, но вне всяких сомнений так думать, так говорить и так делать мог лишь человек исключительный и сильный.

Мы знаем, что на него было совершено множество покушений: по разным данным от 10 до 18. Но если в большинстве случаев поведение Столыпина было как бы безотчетным и в критический момент не могло повлиять на результат злодеяний, то тем более для познания характера этого человека интересен следующий случай, описанный Вл. Маевским в его книге "Борец за благо России", изданной в Мадриде 1962 году - случай, неоднократно подтвержденный другими свидетельствами. Приводим цитату из этой замечательной книги безо всяких купюр.

В этом эпизоде видится отблеск одного характерного свойства служивого русского человека - отваги, той самой русской отваги, которой отбивались половецкие набеги, брались малыми силами турецкий крепости, громились тевтонские рыцари.

С мужеством и отвагой встретил он страшный взрыв на Аптекарском острове, унесший в общей сложности жизни тридцати человек, сделав калеками столько же, изувечивший и ранивший детей неустрашимого премьер-министра, которого чудом обошла тогда смерть. Здесь можно высказывать очень спорную, но, кажется, после взрыва на Аптекарском острове волна покушений на П.А. Столыпина пошла на убыль. И возможно, здесь проявилось некое сложное чувство, которое нельзя назвать симпатией или уважением, но которое им сродни, - у тех террористов, которые может, поняли, оценили, что перед ними не "царский сатрап", "держиморда", но убежденный в своей правоте человек. Возможно, этим живым, но заблудшим душам Столыпин показался другой стороной они увидели в нем бесстрашного рыцаря с высокими понятиями чести и долга.

В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что ни одна из противоборствующих политических сил не взяла на себя ответственности за убийство Столыпина, хотя этот политический акт, если так можно выразиться, делал честь его исполнителям - по глубине последствий для власти России.

И тем более бесстрашие, отвага Столыпина придали к нему много симпатий со стороны самых разных людей и даже целых сословий. "Последний витязь", "Рыцарь без страха и упрека", "Борец за благо России", "Железный Бисмарк России" - такими звучными эпитетами чествовали его при жизни и особенно после нее политические деятели самых разных ориентаций, литераторы и историки.

Видимо, так мог жить только человек, для которого сама жизнь в ее физическом проявлений не есть высшая ценность, в котором он мог черпать силы, надежды. И в самом деле П.А. Столыпин был человек глубоко верующий, православный, сочетавший свойственный своим предкам аскетизм с готовностью идти ради этой веры на крайние жертвы. Уважительно относившийся к другим вероисповеданиям, он, сознавая значение религии русских людей, ратовал за то, чтобы возвысить и оградить от нападок Русскую Православную церковь, испытывающую уже в те времена страшный прессинг со стороны интеллигенции, проникнутой духом нигилизма и воинствующего атеизма. В то время, когда антимонархически и антицерковно настроенная интеллигенция "шла в народ" совращая его, Столыпин выступал за скорейшее проведение Вселенского собора.

Главное, что разводило в разные стороны леворадикальную в основной своей массе интеллигенцию и премьера - это представление о способах улучшения общественной жизни, государственного устройства. Смене векового уклада русской государственности, свержения монархии он предпочитал медленную, точнее плавную без потрясений, эволюцию государственной жизни, от которой в конечном счете выиграли бы все народы и сословия Российской Империи... Уже позже Столыпина один китайский политик, заметил, что наибольшую опасность приносит не сам строй, а резкая перемена этого строя, вызывающая гибельные для общества катаклизмы. Столыпин был высокообразованный человек, способный ученик самого Менделеева, и хорошо разбирался в законах естествознания, которым зачастую следует и человеческая жизнь и развитие общества.

Успешная деятельность Столыпина на государственном посту во многом объясняется и его исключительной бескорыстностью, умением ставить народные интересы выше всех личных расчетов. И его друзья, и даже враги признавали, что стремление к личной выгоде было совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. "родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу"... - эта фраза Столыпина - укор нашим культурным и образованным согражданам, обратившим свое образование и культуру исключительно на личную выгоду, пользу...

Если же обратиться к прочим истинным душевным качествам П.А. Столыпина, к настоящим свойствам этой натуры, то также важным и приметным, по многочисленным воспоминанием, будет внимательное и душевное отношение к людям, стремление их выслушать, понять, по возможности помочь в их нуждах; пренебрежение к низшим сословиям, к подчиненным, манкирование своими служебными обязанностями, высокомерие были ему чужды. "Необходимо думать и о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия"...- эпизоды, которые у всех на виду и которые трудно оспорить подтверждают глубокую искренность Столыпина.

Облик этого человека станет яснее, если добавить, что Столыпин старался держаться здорового образа жизни. Он не курил, употреблял спиртное только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считая это занятие пустым и даже вредным, чем зачастую ставил в затруднительное положение своих сослуживцев и подчиненных. Возможно, в этом умеренном аскетизме, наряду с крепкой породой кроется секрет трудоспособности премьер-министра, рабочий день которого нередко завершался за полночь и начинался ранним утром.

В довершение этой главы приведем портрет Столыпина, нарисованный его близким сотрудником князем А.В. Оболенским в книге "Мои воспоминания и размышления": "Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный, когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей. Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе"...

Нам будет небезынтересно узнать, как воспринимали Столыпина его неприятели или люди, которых никак нельзя заподозрить в симпатиях к главе "реакционного" правительства. Среди разных оценок приведем здесь только одну, но, по нашему мнению, самую важную, высказанную А.Ф. Керенским, главой самого недолговечного Временного правительства России: "За его словами никогда не бывает пустоты"...

 

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

 

1. " Нам нужна великая Россия " П.А.Столыпин

(полное собрание речей в государственной думеи государственном совете 21906-1911) Москва 1991

2. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России " А.Я.Аврех

Москва 1991

 

3. О Петре Аркадьевиче Столыпине "В.В.Казарезов

Москва 1991

 

4. История СССР. Москва 1984

под редакцией Кузнецова

 

5. История СССР. Москва 1987

под редакцией Федосова

 

6. Экономическая история СССР. Москва 1987

под редакцией Чунтулова

 

7. П.А.Столыпин воспоминания о моем отце " 0М.П.Бок

Москва 1992

8. Столыпин без легенд" П.Н.Зырянов

Москва 1991

 

9. Наш современник 30 2-1990

 

 

СОДЕРЖАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: