Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе.
Учитель-логопед: Овчинникова Н.В. ДОУ 76, г. Липецка
Цели:
Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.
Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.
Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.
Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.
Дети. Птицы.
Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?
Дети. Сорока, синица.
II. Артикуляция звука [с]
Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.
Отгадайте, куда мы пойдем.
Его зимой и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.
Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?
Дети. С-с-с.
Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.
Дети. При произнесении звука «С».
а). Губы в улыбке;
б). Зубы сближены, но не сомкнуты;
в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугоркам и образует с ними щель;
|
д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;
е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;
ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.
III. Характеристика звука
Логопед. Дайте характеристику звуку [С].
Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.
Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,
синий.
IV. Игра «Будь внимательным»
Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –
зеленый.
Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.
V. Знакомство с буквой С
Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.
Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?
Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.
VI. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(физкультминутка выполняется 2 раза).
VII. Звукобуквенный анализ
Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с буквой С.
Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А..
Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.
Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,
сурка, синицы).
|
Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,
прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.
Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).
Прислушайтесь как посапывает Сурок.
VIII. Дид. игра «Придумай слово»
Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с
этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д.
X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?