МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. ПЕНИЕ И РЕЧЬ.




1. Вставь необходимые слова:

Слово “жанр” переводится с французского языка как ___________, ____________. Художники, которые изображали сцены из народной жизни, назывались __________________, а их картины - ________________живописью. В музыке правдивые и меткие зарисовки из жизни тоже называются _______________________________.

Все виды музыки можно условно разделить на 4 группы _________________________ ______________________________________________________________________. В ХХ веке с появлением звукового кино возник новый жанр __________________. К самым известным видам музыки относятся _________________________________________________.

2. Собери в таблицу отдельно женские, мужские и детские голоса.

 

  женские Мужские Детские
Высокие      
Средние      
низкие      

 

3. Вставь пропущенные слова:

Смешанный хор состоит из ______________ и _____________ голосов. Мужской голос баритон звучит ниже _____________, но выше ___________. Хор, который состоит из _______________ и __________, называется хором мальчиков. Самый высокий ______________голос называется тенор. Высокие женские голоса: _______________________.

 

4. Реши кроссворд:

По горизонтали: 1. низкий женский голос

2.высокий мужской голос

3. низкий мужской голос

4. средний мужской голос

5. высокий женский голос в хоре

По вертикали: 6. низкий женский хоровой голос

7. очень высокий женский голос

8.расстояние от самого низкого до самого высокого звука данного голоса (инструмента)

9. окраска голоса

10. коллектив певцов

 

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

5. Вставь пропущенные слова

Песня относится к жанру ______________музыки и бывает ____________ и ___________________. Главное выразительное средство песни - яркая, красивая ___________. Повторяющаяся часть песни называется _____________, поэтому повторение одинаковой мелодии с разными словами образует ________________ форму.

6. ПЕСНЯ и РОМАНС. Выбери подходящие характеристики для песни и для романса (подпиши буквы П и Р): а) может исполняться хором a capella

б) развитый, утонченный жанр

в) характер мелодии личный, индивидуальный

г) характер мелодии обобщенный

д) отличается простотой

е) связь с народным творчеством выступает явно

ж) связь с народным творчеством не очевидна

з) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна

и) аккомпанемент поддерживает мелодию, вносит новые выразительные оттенки

к) используется куплетная форма

л) часто используется трехчастная форма

7. Как называется вокальное произведение без слов?

8.Какие виды искусства объединяются в вокальной музыке?

9. В каком из пройденных романсов композитор использует диалог? А какой можно назвать своеобразным музыкальным портретом и сценой?

10. Что такое баллада? Что общего между понятиями “баллада” и “былина”, “баллада” и “балет”? Что важнее для жанра баллады - передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в детали, или донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев? Какова роль сопровождения, передается ли в аккомпанементе развитие сюжета?

В творчестве какого композитора жанр вокальной баллады достиг расцвета? Как называется баллада Ф.Шуберта? Сколько в ней персонажей?

В каких эпизодах преобладает кантилена, а в каких - речитатив?

11. О каком вокальном произведении идет речь?

“____________________”... назван Даргомыжским “драматической песней”, Это монолог и драматическая сцена одновременно. Речь старого солдата, обращенная к ведущим его на расстрел товарищам, его размышления раскрывают душевный мир этого простого, мужественного и честного человека из народа; они позволяют заглянуть в его прошлое и вместе с тем непосредственно воспроизводят все происходящее вплоть до самого момента казни...

Чеканная, маршеобразная формула припева (команда “В ногу, ребята! Раз! Два!” и замыкающие ее аккорды) приобрела значение основной музыкальной темы произведения...

Эта тема является характеристикой _____________, человека старой выправки, привыкшего к воинской дисциплине; но она имеет и более глубокое психологическое значение: она передает ту внутреннюю силу духа и волевую собранность старого бойца, сломить которые не в состоянии ни боль, ни чувство совершающейся над ним несправедливости...

... Каждый куплет дополняет образ новыми, значительными чертами, выявляя его глубокую человечность и душевную красоту...

Музыка чутко передает многообразнейшие психологические оттенки речи... Фортепианное сопровождение отличается простотой и вместе с тем большой насыщенностью. Выразительные гармонии, акценты, лиги, динамические оттенки - все это призвано правдиво отражать душевные движения. Просто, но выразительно передан и самый момент расстрела (диссонирующий аккорд fortissimo, затем другой аккорд... piano в низком регистре); и уже как скорбное послесловие звучит последний припев» (Э.Фрид “Русская музыкальнаялитература”, вып.1)

Подумай, в какой форме написано это произведение и почему?

Элементы каких жанров музыки слышны в нем?

12. В 1819 г. А.С.Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 г. вновь встретил ее, когда был сослан в село Михайловское. Молодая, 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихотворение _________________________.

Прошло 15 лет. М.И.Глинка знакомится с молодой девушкой, дочерью А.П.Керн - Екатериной. Глинка заметил ее печальную задумчивость, созвучную и его настроению: «нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более привлекали меня... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства” (Г.Соболева “Русский романс”)

О каком романсе М.И Глинки на слова А.С.Пушкина здесь идет речь?

 

1.7. РОССИЯ В ПЕСНЕ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.

1. Заполни пропуски:

Народная песня отличается от профессиональной тем, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Как звали легендарного русского сказителя, именем которого назван русский народный инструмент? На каком инструменте он играл? Назови русские народные инструменты

3. Ответь на вопросы:

а) что такое фольклор?

б) какие бывают жанры русской народной песни (перечисли)

в) какие жанры русской народной песни связаны с движением, какая разница между хороводными и......... песнями?

г) как соотносятся слово и музыка в шуточных песнях?

д) какие бывают обрядовые песни?

е) перечисли календарные обрядовые песни

ж) какой характер по традиции имели свадебные песни невесты и почему?

з) какие песни являются вершиной русской народной песни (подсказка: их называли “долгими”, «тягучими”)?

и) какие песни называют повествовательными?

к) о чем повествуется в былинах?

л) какая разница между былинами и историческими песнями?

м) как исполняются былины, как называют их исполнителей и кто их исполняет?

н) как понимаешь термин “подголосочная полифония”.

 

4. Реши кроссворд, опираясь на первые буквы в названиях жанров народных песен:

 

                              ш
    л                          
п                              
          х т                  
    и с               к        
                               
                               
              п                
              о                
              д                
                               
        б                      
        в                      

 

5. Укажи, для какого жанра (колыбельных, лирических, хороводных, исторических, трудовых) характерны:

а) натуральный минор, переменный размер, внутрислововые распевы

 

б) четкий ритм, активные интонации возгласа, одноголосный запев и хоровой припев ____________________________________

в) медленный темп, мягкие спокойные интонации, равномерный ритм, многократные повторы мотивов _______________________

г) подвижный темп, встречаются распевы, четкий ритм_______________

6. Определи по нотным примерам жанр русских народных песен:

 

7. Кто автор “8 русских народных песен для оркестра”, перечисли запомнившиеся части.

Перечисли части сюиты: быстрые - медленные, мажорные - минорные.

В какой части композитор подражает звучанию народного инструмента (какого?), как это делается и как по-итальянски называется извлечение звука щипком?

 

 

1. 8. МУЗЫКА В ТЕАТРЕ И КИНО.

 

1. Для чего, на твой взгляд, нужна музыка в театральном спектакле? Каковы особенности киномузыки?

2. Музыку к какой пьесе Г.Ибсена написал Э.Григ? Что нового внес композитор в прочтение этой пьесы? Какие персонажи запомнились? Имя какого персонажа переводится - “солнечный луч”? Воссозданы ли в музыке картины природы? Почему для характеристики Анитры Григ выбрал танец, а Сольвейг - песню? Кто эти персонажи? Кто такие тролли и кобольды, какая пьеса характеризует их?

В какой форме наиболее часто можно услышать музыку Грига к драме Ибсена “Пер Гюнт” в концертах?

3. Какое название имеет музыка к кинофильму “Метель”? Кто автор произведения, лежащего в основе кинофильма? Назови автора музыки и названия частей. Какие номера можно назвать бытовыми зарисовками? А музыкальными пейзажами?

Охарактеризуй пьесы “Весна” и “Осень” - найди общее и разницу. Можно ли назвать это музыкальное произведение музыкальной стилизацией?

 

 

I. 9. СКАЗКИ О МУЗЫКЕ И В МУЗЫКЕ.

1. Объясни смысл казахской сказки “Мастер Али”

“Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степь и прятались, где могли, чтобы только не попасть ему на глаза. Близких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.

Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын - молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на земле, которое любил жестокий хан.

Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу - туши диких вепрей и кабанов.

Старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы тот далеко уезжал в горы.

- Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, - повторял он, встречая сына.

Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все шло хорошо.

Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился один, не взяв с собой никого из слуг. Только старому своему конюху он сказал, что едет за диким вепрем, который недавно появился в этих местах.

Испугался старый конюх:

- Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь.

Засмеялся юноша:

- Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?

Стегнул коня - и ускакал. Ускакал Хусаин - и не вернулся.

Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел старый хан из своей палатки гневный, хмурый:

- Где Хусаин? Где мой сын?

Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.

Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.

- Эй, слуги!

Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан потребует.

- Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто привезет мне весть, что с Хусаином случилось что-нибудь недоброе, тому я залью глотку кипящим свинцом. Ступайте!

Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней, поскакали в степь, в горы искать Хусаина - ханского сына.

Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.

В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. “Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?” Плакали слуги и от горести при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.

И сказал тогда старый конюх товарищам:

- Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к Али и спросим, как нам быть.

Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью выслушал он рассказ старых слуг:

- Мы пришли к тебе. Али, за помощью, - сказали они, кончив свою печальную повесть. - Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.

Долго думал Али, поникнув седой головой.

- Хорошо, - сказал он наконец, - до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у костра. Постараюсь помочь вашей беде.

На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня и заснули, а старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.

Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках невиданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.

- Теперь идемте к хану, - сказал старый пастух.

Окруженный испуганными слугами, вошел он в палатку хана.

- Ты принес мне весть о Хусаине? - грозно спросил хан.

- Да, великий хан, - ответил Али и заиграл на том музыкальном инструменте, который смастерил ночью.

Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронесся над шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи, и снова звериный рев и жалобный шум леса...

Ужас охватил всех слушавших: так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места: “Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горящим свинцом?”

- Хан, - спокойно отвечал старый пастух, - я ничего не рассказал тебе, я не произнес ни одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и назвал домброй.

Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое отверстие под струнами.

Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей с тех пор появился новый музыкальный инструмент - домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.

 

2. Какое значение имеет музыка в сказке Д.Родари “Война колоколов”?

“Разразилась однажды война, страшная война не на жизнь, а на смерть. Солдат полегло видимо-невидимо и с той и с другой стороны. Мы стояли здесь, а наши враги - напротив. День и ночь палили мы друг в друга, а война все идет, и конца ей нет. И вот пришло такое время, что не стало у нас ни бронзы на пушки, ни стали на штыки.

Приказал наш главнокомандующий наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста снять все колокола с колоколен, разом их расплавить и отлить громадную пушку - одну-единственную, но такую большую, чтобы можно было с одного выстрела выиграть войну.

Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Восемьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:

- Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить - и враги от страха удерут на луну!

Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы все заткнули уши ватой. Ведь от адского грохота могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки, а не ровен час и евстахиева труба.

Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги -и - Баста приказал:

- Огонь!

Надавил бомбардир на стрелятель - вдруг:

- Динь! Дан! Дон!

Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.

Тут мы вату долой, уши навострили, слушаем. Громыхает пушища, словно гром:

- Динь! Дан! Дон!

А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто тысяч и одно эхо:

- Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон!

Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста во второй раз:

- Огонь! Огонь, черт возьми!

Снова надавил бомбардир на стрелятель.

И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.

Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на себе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.

Тем временем смолкло все и стало тихо, но вот с другой стороны, из-за окопов наших врагов, будто звон призывный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:

- Динь! Дан! Дон!

Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.

И началось!..

- Динь! Дан! - гудела наша пушка.

- Дон! - отзывалась вражеская.

Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу навстречу. Бегут, а сами приплясывают.

- Мир! Мир! - кричат. - Колокола! Слышите? Колокола! Праздник настал! Колокола звонят - знак подают! Мир!

Наповал-полковник и обер-бей-всех-мейстер прыгнули в свои автомобили - и наутек! Далеко уехали, дальше и некуда, а звон все слышен. Видно, не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не достал голос тех колоколов”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: