ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ




 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

Система государственного и муниципального управления

Тема

«Эффективность функционирования органов муниципального образования»

 

Студент Брусова Т.И.

Группа 4 М/У

Специальность 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Руководитель Богма Н.Е.

 

Ливны, 2009г.


Введение

 

В конце 90-х годов XX века Россия в целом и ее отдельные регионы находятся в состоянии системного кризиса. Одной из главных причин драматизма ситуации является кризис власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Старые принципы формирования и функционирования государственного аппарата отвергнуты, новые не сформированы окончательно.

Положение усугубляется недостаточностью правовой базы развития государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне. В таких условиях особое значение приобретает исследование в области тех основ, на которых должен базироваться институт государственной службы.

Современное государство характеризуется наличием разнообразных задач и функций, от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому в структуру государства должна входить такая его составляющая, как профессиональный корпус служащих, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идёт об обязательном государственно-правовом институте государственной службе.

Актуальность данной работы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования органов муниципального управления.

Предмет исследования образуют нормы действующего российского законодательства, регулирующие правовое положение органов муниципального управления.

Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.

Задачи: изучить цель муниципального управления; изучить принципы муниципального управления.

Источник работы - законодательные и нормативные акты Российской
Федерации, Орловской области, материалы администрации области, научные разработки российских учёных в области госслужбы.

Изменения в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что требуют изменений во всех сферах деятельности общества, производства и управления территориями. Управленцам постоянно нужны ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения.

должностной орган управление муниципальный

1.
Исторические корни Российского самоуправления

 

Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах - избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

В общем виде функция управления - это обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации.

Функции муниципального управления можно подразделить на общие, связанные с самим процессом муниципального управления и специальные, связанные со спецификой субъекта и объекта управления.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что функции муниципального управления - это специальные виды управляющих воздействий органов муниципального управления на муниципальное образование, отличающиеся по предмету, содержанию и способу.

Важной стороной муниципальной деятельности является создание условий для эффективного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сфере, отнесенной к муниципальному уровню

К основным целям муниципального управления относится улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Свое предназначение органы муниципального управления могут оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

Муниципальное образование - представляет собой территориально-производственный и хозяйственный комплекс. Комплексное развитие муниципального образования обеспечивает повышение эффективности муниципального хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха населения.

Общественный порядок - основа нормальной жизни местного сообщества, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Окружающая природная среда - это естественная основа жизнедеятельности людей, необходимое условие и средство социально-экономического развития муниципального образования.

В России действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления - это важная сторона деятельности органов муниципального управления.

Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления функций управления. Иными словами, методы управления можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

Методы управления - это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

Правовые методы муниципального управления - это совокупность способов воздействия органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей.

Экономические методы управления - это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов - создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

Социально-психологические методы - это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.

Проблемы, связанные с методологией и методами научной организации процедур принятия решений в муниципальном образовании, являются предметом теории принятия решений, самостоятельного направления системного анализа.

По своей сути научное знание опирается на анализ существующих процессов и явлений, а поэтому содержит в себе больший объем объективного знания. С учетом этого можно сказать, что муниципальная наука-теория муниципального управления - это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в муниципальном образовании.

Структуру муниципальной науки и способы получения этих знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей - эмпирической, теоретической, мировоззренческой и практической.

“В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 1998 год “Общими силами - к подъему России” большое внимание уделяется роли местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества, сделан принципиально важный вывод, что в обеспечении общего подъема страны роль органов местного самоуправления не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем роль федерального и регионального уровней власти. Президент Российской Федерации указал на обязанность федеральной государственной власти наращивать усилия по защите интересов местного самоуправления, поставлена долгосрочная задача оказания помощи муниципальным органам власти в освоении потенциала возможностей самоорганизации жителей”.

В настоящее время имеется около 200 определений содержания понятия “управление”, исходя из них, можно утверждать, что:

- муниципальное управление - это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;

муниципальное управление - это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;

муниципальное управление - это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации муниципальное образование ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения.

Муниципальное управление, как управленческая деятельность является особым видом деятельности, связанным с процессом управления отвечает на вопросы: «Что делать?», «Как делать?» и «Кто будет делать?» для достижения поставленной цели.

Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление - определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

б) муниципальное управление - деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах - местного самоуправления);

в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Система, формирующая управляющее воздействие, называется управляющей подсистемой (субъектом управления). Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности с учетом их взаимодействия образуют уже новую - систему управления, как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой).

Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, от того, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.

Они имеют сложную организационную структуру, представляют собой совокупность организационно оформленных групп людей (муниципальных служащих), соединенных соответствующими связями и управленческими отношениями. В данном случае можно утверждать, что присутствует многосубъектность муниципального управления.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование.

Муниципальное образование является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных объектов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования. В данном случае можно утверждать, что имеется многообъектность муниципального управления.

Типология муниципальных образований (округов, районов), исходя из разработок фонда «Институт экономики города», образуется из комбинации трех основных параметров муниципальных образований (округов, районов).

Многие проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа и синтеза. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

Глава муниципального образования является координирующим элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев.

Структурные подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший уровень муниципального управления, непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами.

Муниципальные унитарные предприятия (организации) являются исполнительными элементами системы муниципального управления, которые выполняет определенные функции, например, оказывают конкретную услугу или производят товар. Совокупное и целенаправленное действие исполнительных элементов муниципального образования образует процесс его функционирования.

Центральное место в системе муниципального управления занимает формирование комплекса миссии и целей, а также задач, обеспечивающих их достижение.

Следовательно, можно утверждать, что миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Миссия муниципального образования является важным элементом муниципального управления. Миссия муниципального образования - основное назначение, определяющее смысл его существования: то главное, что оно предоставляет и обеспечивает своему населению сейчас и в последующем его потомкам, памяти предков, а также своему региону и всей Российской Федерации.

В любой деятельности цель определяется как вариант удовлетворении некоторой потребности, выбранный из определенного множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания (умения).

Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях (ресурсах), оцененных с учетом имеющегося опыта.

Следует отличать цели теории муниципального управления как науки от целей муниципального управления. Цель теории муниципального управления - исследование и выявление объективных законов, объясняющих процессы муниципального управления и позволяющих предвидеть их развитие и более эффективно управлять муниципальным образованием.

Цель развития муниципального образования (в дальнейшем - цель) - необходимый результат целенаправленных усилий, который предполагается достичь к определенному сроку в интересах населения.

Выдвижение целей перед муниципальным управлением, с одной стороны, касающихся всего муниципального образования, а с другой - опирающихся на муниципальную власть, - это определенный интеллектуальный процесс. В нем важны следующие моменты.

Цель определяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления - желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных показателей или параметров.

Муниципальное управление успешно лишь в том случае, если основано на сознательном учете существующих объективных законов.

Муниципальное образование функционирует и развивается на основе комплекса законов общественного развития: теорий управления и организаций, экономики, социологии и психологии, физиологии, кибернетики, теории принятия решений и др. Объективные законы не зависят от сознания и воли людей. Но объективность общественных законов не означает их фатальность, а люди не бессильны перед ними. Законы могут проявляться в одних условиях стихийно, а в других - через сознательно организованную деятельность людей (муниципальное управление), познавших объективную необходимость своих действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: