СПРАВКА
С 1 декабря 2020 по 25 декабря 2020 года согласно плану ВШК проводилось изучение адаптации учащихся 1 классов (психолого-педагогическая диагностика).
Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий, соблюдение требований к современному уроку.
Вид контроля: тематический.
Технология: посещение уроков, собеседование с учителем и учащимися, диагностика, акетирование.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
Условия адаптации:
Физиологические:
Изменение режима дня;
Необходимость игры;
Правильная посадка;
Организация правильного питания;
- Развитие двигательной активности;
Психологические:
- психологический климат в семье;
- формирование интереса к школе;
- недопустимость физического воздействия;
- предоставление самостоятельности;
- учёт темперамента ребёнка;
- организация контроля за учёбой;
- поощрение за успехи и достижения;
- моральное стимулирование;
- развитие самоконтроля и объективной самооценки.
На каждом из посещённых уроков была наглядность, присутствовали игровые и занимательные моменты, проводились физминутки, учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках по окружающему миру, математике при объяснении нового материала учителя опирались на имеющие у детей знания и опыт, использовались элементы проблемного обучения. На уроках учителя стараются создать непринуждённую атмосферу, продумана система работы, заданий, вопросов, позволяющих детям быть работоспособными в течение всего урока и выполнять достаточно большой объём работы.
Отмечается активность учащихся в урочной деятельности, на разных этапах урока. У большей части детей развита любознательность, способность к творческому самовыражению. Большая часть учащихся умеют читать в соответствии с нормативами. Однако есть и такие дети, которые по данным психолога и педагога, дезадаптированы и нуждаются в специальной помощи, у них наблюдается несформированность навыков учебной деятельности, недисциплинированность, невнимательность.
В 1 «Г » классе обучается 26 человек, в диагностике адаптации к обучению в первом классе, проводимой психологом участвовали- 25 учеников. Проводимой педагогом Пановой Д.С. -25 учеников
1 По методике «Лускановой» «Оценивание уровня школьной мотивации» (ПСИХОЛОГ):
8 уч (32%)- первый уровень (высокий уровень мотивации) У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач; могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач;
8 уч (32%) - второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью; понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле;
9 уч (36 %) - третий уровень (положительное отношение к школе,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает; основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
0 уч (0 %) – четвертый уровень (низкая школьная мотивация) Эти дети чаще могут посещать школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У них низкий кругозор, недостаточная осведомленность. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Методика Н.Г. Лускановой | ||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | 5 уровень |
32%-8 учащихся | 32%-8 учащихся | 36%- 9 учащихся | 0 % |
Очень бы хотелось отметить, тот факт, то практически все дети на вопрос: Утром ты всегда с радостью идешь в школу: а) чаще хочется остаться дома б) бывает по разному в) иду радостью Отвечали –чаще хочется остаться дома, так как хочется поспать. Данный факт может свидетельствовать о не соблюдении режима дома, особенно сна и отдыха, и это может негативно сказываться на эмоциональном и физиологическом состоянии ребенка.