1. Мышление возникает в связи снеобходимостью познания нового;
2. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами;
3. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез;
4. При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других;
5. Основные законы формальной логики - это законы непротиворечивости, тождества, исключения третьего и закон достаточного основания;
6. Селективность — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов;
7. Антиципация (означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы;
8. Рефлексивность — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки;
9. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного[66];
10. Когнитивные ошибки по Ф. Беку: а) «искаженные умозаключения, б) «катастрофизация в) «персонализация» (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) г) «сверхобобщение» (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь); д) «перфекционизм».
|
11. «Закон структурного баланса Фрица Хайдера: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию;
12. Закон коммуникативных актов Теодора Ньюкома: тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.
|
13. Закон когнитивного диссонанса Леона Фестингера: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. Когнитивный диссонанс может возникать:
1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);
2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);
3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);
4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!).
13. Законы конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем – одновременно к обоим членам триады»[67];
14. Некоторые иррациональные идеи по А. Эллису[68]:
А) «Категорически необходимо, чтобы человека любили или одобряли все представители его окружения».
Б) «Человек обязан быть абсолютно компетентным, адекватным и успешным, чтобы быть достойным уважения».
В) «Просто ужасно, когда дела идут не так, как нам бы хотелось».
Г) «Причиной несчастий служат внешние обстоятельства, не во власти человека контролировать этот процесс».
Д) «Опасные или пугающие события являются основанием для сильной тревоги, об их возможности надлежит постоянно помнить».
Е) «Проще избежать определенных трудностей и обязанностей, чем с ними справиться».
Ж) «Человек должен зависеть от других и должен иметь кого-то более сильного, на кого можно положиться».
З) «Прошлые переживания и события являются определяющими для настоящего поведения; от влияния прошлого невозможно избавиться».
И) «Без правильного, идеального решения каждой проблемы иначе не избежать катастрофы»;
15. Образное мышление первично и превалирует над понятийным;