План
Введение.
1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.
2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
5. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать».
Заключение.
Литература.
Введение.
24 ноября 2008 года исполнится 278 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. На протяжении 40 лет почти непрерывной боевой деятельности он провел 20 компаний и не знал ни одного поражения.
Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в последней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.
Жизнь Суворова – высокий нравственный пример служения Родине. Суворов – не просто полководец, занявший место среди великих полководцев мировой истории, - он представляет собой историческое явление. Передовое военное искусство Суворова и особенно его система обучения и воспитания войск, носившая объективно буржуазный характер, входили в противоречие с самодержавно-крепостническим строем Российской империи, с его военной системой, призванной укреплять феодализм в России. Заслуга Суворова признавалась правящими кругами России лишь на половину: за почестями следовали унижение, опала и ссылка. После его смерти дворянско-буржуазная историография приложила не мало усилий к тому, чтобы исказить и принизить образ великого русского полководца, умалить его роль в развитии русского военного искусства. Однако в досоветской историографии о Суворове можно назвать ряд авторов, которые, несмотря на свою дворянско-буржуазную ограниченность, сумели достаточно полно и объективно отразить его жизнь и деятельность. Ученики и сподвижники великого полководца сохранили для последующих поколений русской армии суворовские принципы военного искусства.
|
Суворовские традиции в нашей стране стали достоянием и молодого поколения советских офицеров, что нашло отражение и создании в августе 1943 г. Суворовских военных училищ.
В 1950 г. в нашей стране отмечалась 150-летняя годовщина со дня смерти Суворова. Для подготовки и проведения этого юбилея был учрежден Всесоюзный комитет. 18 мая в Москве – городе, в котором родился Суворов, - в торжественной обстановке на площади Коммуны состоялась закладка памятника великому русскому полководцу.
«Благодарные потомки никогда не забудут о блистательных походах Суворова», имя которого «золотыми буквами вписано в героическую историю нашей Родины…»[1]
Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова
Имя Суворова гремело в свое время по всей
Европе, у нас оно приобрело народность –
И ничто не оспаривает у этого великого человека
Известности исторической.
Д. А. Милютин. СУВОРОВ.
XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность А. В. Суворова, был временем складывания нового капиталистического строя. В течение этого века в народнохозяйственной жизни России происходили коренные изменения. Социальное расслоение деревни, образование рынка наемных рабочих, возникновение частного предпринимательства составляли сущность скачка в развитии производительных сил страны. «Уже с 60 – 70-х годов XVIII века можно говорить о наличии буржуазной системы хозяйства в недрах феодально-крепостнического строя», - говорит Н.М. Дружинин.2
|
Под влиянием развития производительных сил и производственных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII века проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колонн. Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны являлись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искусства, которые обобщались полководцами в уставах и наставлениях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобретение лучшего оружия и изменение живого солдатского материала».3
Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззрение А.В.Суворова
Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-летейнанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.
|
Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описанием походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, - поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе! Я выбрал Цезаря – альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских»
По существу, Суворов изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения. Биограф Суворова А. Петрушевский справедливо отметил что он «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу»4. Он поражал современников своими познаниями.
Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков – турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.
Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.
На Суворова, несомненно, оказывала влияние общественно-политическая обстановка, складывавшаяся в стране в середине XVIII века. На его взглядах сказалось влияние прогрессивных идей и в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества любителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения». На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т.д. Отдал дань этим сюжетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на философские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых – Кортец и Мотецума»5. Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.
На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.
Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».
Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола: «Россия службою моею питалась (разрядка моя. – Л.Б.)»6.
Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».
Грянувшая во Франции революция 1789 г. Потребовала определить отношение к ней Суворова. Суворов не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа. «Где же дерево вольности, которое французы обещали водрузить над пламенным Везувием? – спрашивал Суворов,- О, хвастунишки!»7. Буржуазная Франция, говорил Суворов, не принесла освобождения и другим народам. Правители Франции держали итальянский народ «под игом трехлетнего рабства», которое они принесли «под именем свободы и равенства».
В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума».
На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, - говорил Суворов, - его члены – должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности…дабы ему (обществу) долее полезными быть».
Суворов придерживался передовых взглядов до конца жизни. Он оставался верен им на всех этапах деятельности.
«Солдатская школа» Суворова (1742-1754 гг.)
Формирование Суворова как профессионального военного происходило параллельно складыванию его мировоззрения. Отец его, Василий Иванович, стал готовить своего сына к гражданской службе. Затем, уступая настоятельным просьбам сына, записал его в гвардию, в Семеновский полк. В указе говорилось: «1742 году, октября 22-го дня по указу е.и.в. в лейб-гвардии Семеновскому полку приказали явившихся с прошениями нижеозначенных недорослей, а именно… Александра Суворова… расписать лейб-гвардии в Семеновский полк в солдаты сверх комплекта без жалования и для обучения указанных наук… отпускать в домы их на два года»
Отец Суворова учил сына смотреть на службу как на служение Родины. Он требовал видеть в звании «солдат» высокое значение в соответствии с петровским уставом 1716 г., где говорилось: «Имя солдата просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышнего генерала даже до последнего мушкетера, конного и пешего»8.
По отбытие двухлетнего срока солдатской службы Суворов определился в 1747 г. На действительную службу капралом в тот же Семеновский полк. За успешную службу произведен в подпрапорщики в 1749 г., а затем в сержанты в 1751 г.
Суворов отдался военной службе с полной ответственностью и стал не фиктивным, а «действительным» солдатом. Солдатская служба не являлась для него рядом скучных формальных обязанностей. Он стал учиться солдатской службе во всех ее проявлениях. Он охотно исполнял обязанности солдата и капрала и знакомился со всеми сторонами солдатского быта. Солдатскую службу он сочетал с физическим развитием и укреплением тела, поскольку обладал сравнительно слабым здоровьем. Суворов жил жизнью солдат и старался нести все тяготы солдатской службы. Он оставался верным военному аскетизму всю свою жизнь. Ротный командир Суворова писал его отцу: «У него только одна страсть – служба, и одно наслаждение – начальство над солдатами. Не было исправнее солдата, но зато и не было более взыскательного унтер-офицера, как ваш сын. Вне службы он с солдатами как брат, а на службе – неумолим». Каждое слово Суворова доходило до солдатского сердца. О его исключительных качествах писал М.И. Калинин: «…всемирно известные полководцы знали дорогу и к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войска, умели вселять в душу солдата прочное доверие к себе. Такими были, например, Суворов и Кутузов».
«Офицерская школа» Суворова (1754-1768 гг.)
«Офицерскую школу» Суворов прошел в Семилетней войне. В этой войне русская армия встретилась с прусской армией, вымуштрованной Фридрихом II. На 25-м году жизни, в 1754 г., Суворов был произведен в поручики и переведен в армейский Ингерманский пехотный полк. В начале 1756 года он был произведен в капитаны и получил назначение в Новгород на должность обер-провиантмейстера («ранга капитанского»). Через 10 месяцев его назначили генерал-аудитором-лейтенантом, а еще через месяц в декабре 1756 г. он получил чин премьер-майора.
В 1757 г. В связи с начавшимися военными действиями в Восточной Пруссии началась подготовка резервов (которыми являлись третьи батальоны пехотных полков) для Заграничной Действующий армии. Премьр-майору А. В. Суворову было поручено укомплектовать резервные батальоны для 17 полков и затем проводить их в Пруссию к Действующей армии. По выполнении этого поручения Суворов был в 1758 г. Произведен в подполковники и назначен комендантом г. Мемеля, где были сосредоточены армейские магазины, снабжавшие материально-техническим довольствием Заграничную армию. Можно предположить, что это назначение было сделано не без ведома его отца, ставшего к этому времени генерал-майором и выполнявшего важные поручения по службе тыла армии.
Оба эти назначения позволили Суворову познакомиться с вопросами организации тыла в масштабах всей армии. Однако деятельность обер-кригс-комиссара не удовлетворяла А.В. Суворова, и он подал рапорт о переводе в Действующую Заграничную армию. Просьба подполковника Суворова была удовлетворена, и он был определен в Казанский пехотный полк, находившийся под командованием генерал-майора М.Н. Волконского, но вскоре был переведен в штаб главнокомандующего генерал-аншефа В.В. Фермора на должность дежур-майора штаба (так назывался дежурный офицер при командующем). На этой должности Суворов хорошо ознакомился с методами управления армией.
В роли штаб-офицера Суворов участвовал в крупнейшем за всю историю Семилетней войны сражении под Кунерсдорфом, происшедшем 1(12) августа 1759 года. Разгром армии Фридриха II произвел большое впечатление на молодого Суворова, но он был удивлен тем, что главнокомандующий И.С. Салтыков вместо того, чтобы развивать успех и двинуться к прусской столице, даже не направил вслед за отступавшей прусской армией казачью конницу. Во всяком случае, молодой Суворов мог наблюдать международную обстановку и оценить действия командовавших войсками.
Больше всего произвел на Суворова впечатление разгром прусской армии, считавшейся лучшей в Европе. Конечно, это была хорошо отлаженная военная машина, в которой была отработана до совершенства линейная тактика. На полях Кунерсдорфа встретились две армии, и русская армия победила. В 1759 г. Суворов принимал участие также в сражении при Пальциге.
Пожалуй, наиболее интересной была служба Суворова в роли командира кавалерийского полка. В 1760 г. русская армия под командованием генерала П.А. Румянцева вела осаду крепости Кольберг, служивший базой для прусских войск. Прусский король Фрифрих11 направил для деблокады Кольберга кавалерийский корпус Платена. Румянцев выставил против Платена конный корпус генерала Г.Г. Берга.
В 1761 г. По инициативе П.А. Румянцева была предпринята экспедиция подвижного корпуса на Берлин. Командир этого корпуса Берг попросил генерала А.Б. Бутурлина, вновь назначенного на пост главнокомандующего Заграничной армией, направить ему подполковника Суворова. Тот выполнил эту просьбу. В приказе по этому поводу говорилось: «Так как генерал-майор Берг выхваляет особливую способность подполковника Казанского пехотного полка Суворова, то явиться ему в команду означенного генерала».
В корпусе Берга Суворов командовал сначала Тверским кирасирским полком (до возвращения заболевшего командира).В ходе военных действий полк Суворова овладел г. Ландерберг и разрушил мост через р. Варта, чем задержал продвижение пруссаков. Затем он нанес поражение прусскому отряду у г. Гольнау. После этого Суворов действует против прусских войск под Бернштейном и Регенвальдом, Старгордом и в ряде других пунктов9. Действия Суворова отличались смелостью и решительностью и, главное, разнообразием тактических приемов. Сам Суворов проявил себя мужественным командиром, подавшим пример бесстрашия в бою. Румянцев представил Суворова Бутурлину к награде. Он писал, что молодой кавалерийский командир «себя перед прочими гораздо отличил»
В 1761 г. вернулся к своим обязанностям командир Тверского полка. Сдав этот полк, Суворов принял в команду Архангелогородский драгунский полк. Румянцев отметил, что на этом посту Суворов блестяще зарекомендовал себя. Он «быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности»10. В 1762 г. Суворов был направлен в Петербург с депешами. Он прибыл в столицу, когда на русском троне была уже Екатерина II, которая произвела его в чин полковника и назначила командиром Астраханского пехотного полка.
Таким образом, Суворов с 1754 по 1762 г. Прошел путь от поручика до полковника. В ходе войны Суворов ознакомился с работой тыла армии, ее штаба и работой командира полка. Относительное многообразие форм деятельности способствовало военному развитию Суворова. Но особенно важным было знакомство с господствующей в то время во всех армиях Европы линейной тактикой. Эта тактика достигала своего высшего развития в армии Фридриха II. Суть ее состояла в том, чтобы армия действовала как один батальон по общей команде. Это достигалось вытягиванием всей армии в одну линию. Построение армии происходило очень медленно. Повороты могли производиться либо по флангу, либо по оси центра. Слабым местом боевого построения являлись фланги, которые прикрывались кавалерией. Артиллерия располагалась по фронту непосредственно в боевых порядках. Главную роль в наступлении выполняла пехота, производившая огонь плутонгами или всей линией. Как правило, до рукопашного боя прусская армия не доходила и, если не достигала успеха в огневом бою, немедленно отступала. Штык а прусской армии считался оборонительным средством. Русская пехота превосходила пруссаков своим мужеством, стойкостью и мастерством.
Суворов пришел к выводу, что господствующая на западе стратегическая пятипереходная система и доведенная до автоматизма линейная тактика служат оковами для войск и мешают возможности осуществлять маневр как на театре войны так и на поле боя. Главное, полагал Суворов, состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные формы боевой подготовки, чем установившиеся в современных армиях. Эту задачу решил Суворов в период командования Суздальским полком. Именно в этот период у него у него стала складываться военно-педогагическая система, разработке которой он отдал всю свою жизнь. Суворов развил в это время кипучую деятельность по переустройству полка на новых началах. Он начал с устройства казарм и создания полковой школы. Главное же внимание уделил определению «чему учить и как учить». Он видел в солдате живого человека, защитника отечества. Солдат, по идее Суворова, - это основной фактор войны, поэтому его надо соответствующим образом обучить и воспитать. Новые принципы боевой подготовки нашли отражение в инструкции «Полковое учреждение». Будучи ненавистником муштры, Суворов обучал свой полк тому, что действительно было необходимо на войне. Содержанием обучения стали наступательные эволюции: быстрые марши, атаки в штыки, форсирование переправ, прицельная стрельба и т.п. Способы обучения предусматривали изучение элементов строя, способов ведения стрельбы и решение тактических задач. Особенностью суворовской системы была тесная связь обучения с воспитанием, обеспечивавшая выработку у солдат сознательного отношения к военной службе и формирование чувства гордости за свой полк и свою Родину.
Суворов выступал за передовую систему боевой подготовки. Главное, писал он позже, «хорошо экзерцировать войска… никогда не отступать, лучшее войско всегда в движении».
Уже в это время он предъявлял высокие требования в первую очередь к командирам. Он решительно осуждал «преторианцев полковников», заботившихся только о том, чтобы «втираться к высшим». «Они раздражают своих офицеров придворными манерами; их изнеживают…Сибариты, а не спартанцы, они внушают презирать славу и неверие Жан-Жака – добродетель для каждого ума…, с помощью речей сладких или двусмысленных они их [офицеров] учат таким путем скрывать свои недостатки…На войне нужны другие полковники и другой штаб, армейского происхождения». Одним из важных выводов, к которым пришел Суворов во время службы в армейских полках, было заключение о большой роли младших офицеров, вышедших из солдатских рядов: «Самые порядочные ныне становятся младшими офицерами, (при этом) не из вольного дворянства»