Гномик «Кто это? Что это?»




Введение.

Немного истории.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма.

 

Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма - пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный».

 

С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.

 

Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки. Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.

 

Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

 

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т.д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

 

       
 
   
 

 

 

       
 
 
   

 


В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Учитывая особые речевые возможности детей с ОНР (бедный словарный запас, трудности в согласовании и управлении, изложение событий в логической последовательности) работа начинается с определения семантического поля – восприятие предмета в целом (название, признак, возможность производить действия с предметом).

Для оптимизации процесса обучения и повышения интереса вводятся сказочные персонажи.

Гном «Кто? Что?»- помогает накапливать предметный словарь.

Гном «Какой?»- учит различать и выделять признаки предметов.

Гном «Что делает?» знакомит со словами – действиями.

Составление любого рассказа – описания начинается с «исследования» предмета, игрушки, муляжа.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку описать предмет полностью и точно. Запомнив и опираясь на алгоритм описания, дети в дальнейшем самостоятельно смогут составить описательные рассказы.

Для пересказа создаётся схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста.

Вначале используются готовые схемы. Затем постепенно привлекаются дети к совместному составлению пиктограмм.

Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.

 

 

Гномик «Кто это? Что это?»

 

Помогает накапливать предметный словарь.

 

 

 
 

 


Гномик «Какой?»

Учит различать и выделять признаки предметов.

 

 
 

 


Гномик «Что делает?»

Знакомит со словами – действиями.

 

 

 
 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: