Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.
Название предмета, величина.
Форма.
Цвет.
Какой предмет на вкус.
Где растёт в саду или огороде.
Яблоко большое,
круглое,
красное,
сладкое, сочное.
Растёт в саду, на дереве.
Из яблока можно приготовить сок, сварить варенье.
Пересказ сказки «Репка».
Речь сопровождается показом пиктограммы.
![]() |
Посадил Дед репку.
Выросла репка большая – пребольшая и стал он её тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!
Составление сравнительного рассказа
«Ранняя и поздняя осень».
Речь сопровождается рисованием пиктограмм с использованием сюжетных картин, на которых изображена поздняя и ранняя осень.
![]() | |||
![]() | |||
А Ранней осенью погода
солнечная, а поздней – пасмурная.
Ранней осенью птицы собираются в стаи,
а поздней осенью – улетают в тёплые
края.
![]() |
Ранней осенью на деревьях есть листья, а
поздней осень деревья стоят голые.
Ранней осенью животные готовятся к
зиме, а поздней осенью некоторые
животные впадают в спячку.
Игровая деятельность.
При работе с пиктограммами вовлекайте ребёнка в игровую деятельность.
Игра «Писатель ». Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном, об овощах и фруктах и т. д., в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит и рассказывает свою «придумку».
Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили, например, животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главныё. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его, используя пиктограммы от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.
Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметные картинки или игрушки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
Игра «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал этот предмет, составляет следующий описательный рассказ.
Список используемой литературы
1. Васильева Т.В. «Формирование речевой функции у дошкольников с тяжёлым нарушением речи».
2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.- М.: Школьная Пресса, 2001.
Использованы ресурсы интернета:
https://potomy.ru/
https://www.free-lance.ru/users/pixwatt/viewproj.php?prjid=1187059
https://saraayuweblabs.com/iop-pirate-treasure-chest-printables.html
https://www.paralympics.org.uk/landing.asp?section=000100010005§ionTitle=Sports