Традиционный урок
Основные этапы традиционного урока
1. организационный момент;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся;
4. постановка цели занятия перед учащимися;
5. организация восприятия новой информации;
6. первичная проверка понимания;
7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
8. творческое применение и добывание знаний;
9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11. домашнее задание к следующему уроку;
12. подведение итогов урока.
Урок изучения нового материала
1. первичное введение материала;
2. указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4. первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения;
5. контроль результатов первичного запоминания;
6. регулярное систематизирующее повторение;
7. повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
8. включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Урок закрепления знаний
1. сообщение учащимся цели предстоящей работы;
2. воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3. выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4. проверка выполнения работ;
5. обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6. задание на дом.
Урок формирования умений и навыков
|
1. постановка цели урока;
2. повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорными;
3. проведение проверочных упражнений;
4. ознакомление с новыми умениями;
5. упражнения на их освоение;
6. упражнения на их закрепление;
7. тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
8. упражнения на перенос в сходную ситуацию;
9. упражнения творческого характера;
10. итог урока;
11. задание на дом.
Урок повторения
1. организация начала урока;
2. постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
3. проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений;
4. подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
5. задание на дом.
Урок проверки знаний
1. постановка задачи урока;
2. изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры или ответы на вопросы и т.п.).
3. подведение итогов урока;
4. определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Повторительно-обобщающий урок
1. организационный момент;
2. вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока;
3. выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) (устных и письменных) заданий обобщающего и систематизирующего характера;
4. проверка выполнения работ;
5. формулирование выводов по изученному материалу;
6. оценка результатов урока;
7. подведение итогов;
8. задание на дом.
Комбинированный урок
1. организация начала урока;
|
2. проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3. подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4. изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7. подведение итогов и результатов урока;
8. задание на дом.
Структурные элементы урока
ЭТАПЫ | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1. Организация начала занятия. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7. Обобщение и систематизация знаний. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. | Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8. Контроль и самопроверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9. Подведение итогов занятий. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
11. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
|