Глава 2. Плацдарм, овеянный славой




 

Наш лицей находится в Петергофе, на границе Ораниенбаумского плацдарма. Ораниенбаумский плацдарм (также известен как Ораниенбаумский пятачок, Приморский плацдарм, Таменгонтская республика, Лебяжинская республика, Малая земля) - область на южном побережье Финского залива, которая была отрезана от основных советских сил в годы Великой Отечественной войны и сыграла значительную роль в обороне Ленинграда. Размеры плацдарма: 65 км по фронту, до 25 км в глубину. Его западная точка, на реке Воронка, являлась самой западной точкой СССР, не занятой войсками Вермахта.

Неслучайно наш второй шаг - виртуальная экскурсия «Плацдарм, овеянный славой!» (См. Приложение 2) посвящен мемориалам и памятникам Ораниенбаумского плацдарма.

 

[..Ю.А.Лукьянов. Зеленый пояс Славы. Малая земля или Ораниенбаумский плацдарм. Стр. 24-30. Лениздат – 1972г.]

 

 

Глава 3. Гора Колокольня

 

В нашем лицее с 1964 года работает музей «Боевой путь 3-го особого стрелкового полка морской пехоты - 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты».

Два с половиной года эта бригада обороняла стратегическую высоту - гору Колокольню. Благодаря мужеству и отваге, ценой жизни многих боевых товарищей морские пехотинцы отстояли Колокольню и подготовили плацдарм для наступления на врага в январе 1944 года. Отсюда 14 января 1944 года началась операция по освобождению Ленинграда от вражеской блокады «Нева-2». На горе Колокольне находился командный пункт 2-й ударной Армии.

Каждый год 9 мая учащиеся и учителя нашего лицея встречаются на горе Колокольне с ветеранами 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты. Так продолжается уже несколько десятилетий. И чем меньше остаётся ветеранов, приехавших посетить места, где проходила их опалённая войной юность, тем важнее и дороже становятся эти встречи.

Десятки раз мы, направляясь на гору Колокольню, проходили и проезжали мимо разных памятников. Знали, что они посвящены Великой Отечественной войне, читали на них имена, названия военных подразделений, возлагали цветы. А «минный осколок» всё больше ныл, ведь мы на самом деле ничего не знали о героях, что лежат в этих могилах, о людях которым посвящены эти памятники. И не только мы, но и наши учителя, дети, родители, жители Петергофа, Петербурга, России. И захотелось узнать, рассказать всем, чтобы знали, чтобы помнили. Так возникла идея разработки нашего третьего шага – экскурсии «Рубежи мужества» (См. Приложение 3) от порога лицея до горы Колокольни, посвящённой полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

 

Глава 4. Алгоритм действий исследования:

 

1. Посещение памятных мест, фото (видео) съёмка;

2. Поиск информации, посещение музеев, изучение литературы, общение и переписка с очевидцами событий, изучение фактических материалов;

3. Обработка полученного материала: создание презентации, фильма, литературная обработка текста, подготовка выступлений и защита работы;

4. Подготовка экскурсоводов;

5. Проведение экскурсии по заявленному маршруту со школьниками;

6. Окончательное оформление видеопроекта, размещение его на портале Обелиск Памяти.

 

[ Р.Т.Березенко, Н.Д.Гочин. Ораниенбауский плацдарм. Глава 4 – Стр.71-88. Санкт-Петербург 2001г. Глава 2 – Стр.13 -34. Санкт-Петербург 2001г.]

[Л.Н.Укконен «Поклонимся великим тем годам…» СПб, ВВМ, 2015 стр.131.]

 

Заключение

 

Мы помним и гордимся, что мы ленинградцы. Экскурсоводы нашего музея разработали маршрутную экскурсию «Рубежи мужества», создали фильм и показали учащимся и учителям лицея, родителям, жителям Петергофа и ветеранам. Мы очень хотим, чтобы наше поколение тоже знало и помнило о героях ленинградской земли, Ораниенбаумского плацдарма, и мы готовы им об этом рассказать. Мы не можем все побывать в Орле, Брянске, Волгограде, Курске... Да разве можно перечислить все города, сёла, высоты, где навечно замерли в обелисках солдаты Победы. Но мы хотим о них знать. Мы уверены, что в разных уголках нашей страны есть ребята, учителя, школы, которые могут провести для нас такие же виртуальные экскурсии по своим маршрутам военных дорог, рассказать о заводах, ковавших победу в тылу. Сегодня благодаря высокому уровню развития информационно-коммуникационных технологий это стало возможно. Мы поняли, что наше участие в региональном этапе всероссийского конкурса активистов школьного музейного движения – это шанс поделиться своей идеей о социальном образовательном исследовании по патриотическому воспитанию «Обелиск Памяти» и сделать его реальностью для всех российских школьников.

Исследование может иметь несколько уровней: муниципальный, региональный, всероссийский и даже международный. В нём может участвовать один человек, группа единомышленников, семья, класс, школа. Безусловно, необходимо предложить минимальные единые обязательные требования к оформлению и содержанию работ (текстов, презентаций, фильмов). Но необходима профессиональная, техническая, финансовая и государственная поддержка организаций и работы единого портала «Обелиск Памяти». Такое исследование позволит по крупицам собрать и получить уникальный материал к урокам и не только истории, к урокам жизни, созданный потомками для потомков, хрестоматию к учебнику истории. Причём одушевлённый, потому что каждый снимок, кадр, строчка будут прожиты нами, наполнены нашей любовью и благодарностью. И не останется на нашей земле ни одного заброшенного памятника, ни одной души человеческой, способной осквернить его даже словом. Память будет жива, и мы будем жить!

 

Варианты реализации проекта

Сегодняшнее поколение готово и уже выполняет эту миссию, а следующее? Заглянет ли кто-нибудь на страничку сайта через 10, 20, 30 лет? Будут ли появляться на нашем портале новые истории - новые судьбы? Ведь их миллионы. Как «заразить», воспитать потребность в таком общении? Будут ли возвращаться из забытья старые памятники, и создаваться новые? Тогда как? И какие? Сегодня нет проблемы распространить информацию, а как сделать её востребованной? Включить в школьную программу, проводить ежегодную Всероссийскую акцию, сделать возможным живое общение школьных коллективов: узнали, заинтересовались, приехали, увидели своими глазами, помогли, пообщались? Об этом нужно подумать всем миром. И действовать. Потому что от каждого из нас сегодня зависит, как мы будем жить завтра. Исследование мы не закончили будем работать в этом направлении дальше.

 

Литература

1. Березенко Р.Т., Гочин Н.Д. Ораниенбауский плацдарм. Глава 4 – «Памятные места Ораниенбаумского плацдарма». Стр.71-88. Санкт-Петербург 2001 г. Глава 2 – «Ораниенбауский плацдарм, когда и как образовался. Стр.13 -34. Санкт-Петербург 2001г.

2. Ю.А.Лукьянов. Зеленый пояс Славы. Малая земля или Ораниенбаумский плацдарм. Стр. 24-30. Лениздат – 1972г.

3. Укконен Л.Н. Поклонимся великим тем годам… СПб, ВВМ, 2015 стр.131

 

Материалы проекта полностью взяты из архива школьного музея.


Приложение 1

Зелёный пояс славы

Мемориальный комплекс «Пулковский рубеж» Памятник «Ополченцы»
Памятник «Ижорский таран» Памятник Невский «пятачок»
Памятник «Цветок жизни» Памятник «Разорванное кольцо»
Мемориал «Приморский» Памятник «Дальний рубеж»

Приложение 2

Плацдарм, овеянный славой!

Памятник «Атака»

Памятник «Якорь»

Памятник «Январский гром»


Приложение 3

Рубежи мужества

Памятник Суханову И.К.

Мемориал «Гостилицкий»

Мемориал «Непокоренная высота»

Гора Колокольня



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: