На съемках фильма: у камеры я и Александр Адабашьян (слева)




Хочу упомянуть и о новом для меня светофильтре Soft Contrast фирмы Tiffen. Мне он особенно помог при съемке дневной солнечной натуры в сцене игры в теннис, когда игровая площадка была слишком пересвечена, а теневая часть оказалась в полном провале (возник большой контраст). Фильтр Soft Contrast №3 сумел заметно приглушить наиболее освещенные участки объекта. В результате отснятый материал получил необходимую проработку на негативе и прекрасно смонтировался со смежными планами.

В некоторых кадрах нас выручали и зональные линзы – их, кстати говоря, мы достали с огромным трудом. Ни в одной фирме по прокату киноаппаратуры и оптики таких линз не нашлось, и мы вынуждены были срочно выписать их из Англии. К тому же оказалось, что необходимо заказывать под них компендиум, поскольку линзы могли использоваться только в зафиксированном положении, об их перемещении не могло быть и речи. Как я жалел, что не привез на родину кинематографа из далекой "провинции" свое операторское хозяйство, с ним у меня не было бы никаких проблем.

Вот один из наглядных примеров применения зональной линзы. Съемка с верхней точки. На первом плане один из персонажей фильма (Филомен) держит в руках открытку с видом деревни, на фоне которой находится. Здесь нужно было с помощью линзы совместить фрагмент открытки с пейзажем деревни таким образом, чтобы сохранить резкость обеих частей и скрыть все "швы". Я думаю, что в условиях низкой освещенности другим способом этот кадр снять бы не удалось.

Фильм должен был распространяться на видеокассетах, поэтому требования к негативу повышались. Во французской лаборатории, где обрабатывался и печатался весь материал, это сразу же стало заметно. Когда картину перевели на видеоноситель, многое потерялось – исчезли пластика, прозрачность, воздух, словом, все то, чего я добивался. Это был уже другой фильм. Необходимо учитывать, во что может впоследствии превратиться твоя работа, снятая даже на качественной пленке.

Надо всегда ставить перед собой сложные и интересные изобразительные задачи. Возросшая жесткость технологических требований к изображению – это, прежде всего, вопрос дисциплины, порядка, самоконтроля, повышения требовательности к себе и к любому, кто участвует в кинопроизводстве.

 

"Последнее путешествие госпожи Марии"

Документальный видеофильм "Последнее путешествие госпожи Марии" режиссера Coco Чхаидзе повествует о том, как 83-летняя Мария Георгиевна Багратиони, представительница одной из старейших династий, едет во Францию, чтобы навестить свою сестру, великую княгиню Леониду Георгиевну Багратиони, супругу великого князя Владимира Кирилловича Романова и племянника Георгия Багратиони. Мария Георгиевна жила в Тбилиси, в маленькой комнатушке некогда принадлежавшего ей дома. На ее долю выпало много испытаний. Все родственники оказались за границей, саму ее репрессировали. Из Москвы целый год везли до Магадана, где она отсидела много лет, не зная за что. После долгих лет разлуки она отправляется в Париж, словно предчувствуя, что иначе ей уже никогда не будет суждено увидеть родных людей. Так оно и случилось: после окончания съемок фильма, едва успев всех повидать, Мария Георгиевна скончалась.

Съемки проходили в основном в Сен-Бриаке, в Бретани, недалеко от Изумрудного берега пролива Ла-Манш, в старом фамильном доме Романовых, где мне посчастливилось жить вместе с этой замечательной семьей во время съемок. В доме говорили на четырех языках, но предпочтение отдавалось русскому. Стены были завешаны старинными иконами, картинами, фотографиями.

Вилла "Кер Аргонид" в Сен-Бриаке, резиденция великого князя В. К. Романова

Поражал аристократизмом и в то же время демократичностью хозяин дома Владимир Кириллович Романов. Безупречная воспитанность и скромное достоинство проявлялись и в Леониде Георгиевне Багратиони (Романовой), и в их детях, княжне Марии Владимировне Романовой и девятилетнем Георгии. Не было предела доброте и гостеприимству, которые оказала нам эта семья, терпеливо сносившая все неудобства, которые наша работа привнесла в их дом.

Документальные сцены с элементами инсценировки мы снимали после небольшой подготовки. В основном в фильме была представлена повседневная жизнь царской семьи, их рассказы, воспоминания. Много радости доставлял нам маленький Георгий – он жил своей жизнью, общаясь со сверстниками, мы старались запечатлеть моменты его детской беззаботности. Трогательным было и общение с маленькой черной таксой Бинго. Владимир Кириллович показывал нам окрестности Сен-Бриака, рассказывал о своей молодости, когда он возглавлял спортивный клуб по игре в гольф и был заядлым автомобилистом. Леонида Георгиевна вспоминала детство, говорила о том, что мечтает посетить свою Родину – Грузию. Эта мечта осуществилась только после смерти ее супруга, Владимира Кирилловича, который сегодня покоится на своей Родине рядом с прахом своих предков в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

В ноябре 1994 года состоялся первый после отъезда за границу визит вдовствующей великой княгини Леониды Георгиевны в Грузию. Она посетила дом Багратионов, принадлежавший ее царственным предкам, всюду встречала восторженный прием со стороны грузин, видящих в ней представительницу славной династии Багратионов и символ дружбы и любви между русским и грузинским народами.

В Париже мы досняли все необходимые кадры в их фамильном доме Романовых, а затем отправились в Испанию, в Марбелью, чтобы снять Георгия Багратиони, бывшего многократного чемпиона Испании по автогонкам. Тогда он работал в качестве инженера-консультанта автомобильного концерна "Фиат" в испанском регионе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: