Консолидация, сплоченность, интеграция - это психологические и социально-психологические характеристики взаимоотношений и взаимодействий работающих людей, что отбивают степень сочетания их усилий для достижения поставленных целей и решения производственных заданий.
Факторами групповой консолидации, или сплоченности, выступают подобие между работниками во взглядах, ценностях и интересах, а также наличие в группе условий и возможностей для реализации интересов и целей ее членов.
Если за основу взять присутствие в любом коллективе формальной (деловой, официальной) системы взаимодействий, то можно говорить о сплоченности как обязательное условие совместной деятельности людей, что занимаются решением производственных проблем, их готовность к взаимопомощи и взаємоподдержки. Когда же как основу выделяют неформальную систему взаимоотношений, что тоже является присутствующим в любой команде, то эмоциональным коррелятом сплоченности команды выступают привлекательность и позитивная оценка ими друг друга, наличие общих групповых ценностей, норм и правил поведения, низкий уровень конфликтности.
Цель объединения членов группы относится при организации учебных семинаров и развивающих тренингов, направленных на построение команды. При организации психологических тренингов с построению команды достигаются такие результаты:
- создание единственной команды;
- оптимизация взаимопонимания между сотрудниками;
- формирование навыков взаимопомощи;
- формирование навыков предотвращения потенциальным конфликтам и конструктивного решения конфликтов, что возникают;
- повышение креативного потенциала работающей команды.
В практике управления считается, что консолидированная команда является более эффективной, чем команда с низкими показателями сплоченности. Часто это действительно так. Консолидированная команда характеризуется способностью согласованно действовать при решении профессиональных заданий, а также возможностью повышать свою эффективность и единство в напряженных, экстремальных, аварийных и форс-мажорных обстоятельствах. Если наличествует сильный лидер, которому команда подчиняется и которому доверяет, она может быть готова к «рывку» в развитии, к достижению высоких профессиональных результатов в условиях острой конкуренции и лимита времени. Консолидированная команда характеризуется следующими признаками:
- стойкими неформальными отношениями;
- сравнительно стабильной групповой динамикой;
- низкой текучестью кадров; красивой психологической атмосферой;
- позитивными взаимными оценками людей относительно друг друга.
Однако, необходимо сказать о негативных последствиях групповой сплоченности, поскольку в практике управления они нередко тоже имеют место.
С целью иллюстрации негативного влияния фактора сплоченности на эффективность работы команды можно привести пример трагического взлета космического корабля «Челленджер» 28 января 1986 г. в штате Флорида (США). Через несколько минут после старта корабль взорвался в воздухе. В результате работы Президентской комиссии из расследования причин взрыва было выявленный, что инженеры, которые обеспечивали техническую сторону проекта, отрицали против взлета. Однако к их мысли не прислушивались, поскольку преобладающими остались утверждения о том, что «коллективный ум» не ошибается, и который раз взял верх «групповой патриотизм». В результате анализа было сделанный вывод о том, что в консолидированной команде возникает феномен группового мышления, а у работающих людей оказывается склонность переоценивать свои возможности и формируется стремление к необоснованному риску.
Анализ негативных последствий сплоченности показывает, что здесь можно выделить ряд закономерности:
1. В консолидированной группе возникают условия для формирования одинаковости в выработке идей и подходов к решению заданий.
Этот факт объясняется тем, что работающим людям важно сберечь позитивную атмосферу и красивые отношения между собой, они пытаются больше хвалить друг друга и избегают критики, чтоб не обидеть кого-то. В итоге критическая функция в такой команде может либо не оказываться, либо вообще быть отсутствующей. Настроенный работник в консолидированной команде чаще всего молчит и на критику не выражает своих критических замечаний. В консолидированном коллективе растет вероятность ошибочных решений и действий, повторения ошибок, и, как следствие, профессионального и интеллектуального «застоя».
2.В консолидированной команде возникает стремление сотрудников и не низкой, и не высокой производительности труда. В группе присутствующая мотивация к средней производительности, в результате которой в команде нет ни тех, кто сильно отстает, ни профессиональных лидеров. Тенденция к серединности практически всегда характерная для консолидированных коллективов, из которых постепенно освобождаются как очень «слабые работники», так и очень «сильные».
3.Активные и независимые работники нередко чувствуют в консолидированном коллективе давление групповых норм, и вследствие этого говорят о зажатии и отсутствующей возможности свободного самовыражения. Они не могут выразить свое мнение, если она расходится с групповыми убеждениями. Они не могут быть самими собой, поскольку обязаны постоянно играть социальные роли, свойственные в данной группе.
4.В консолидированной команде, особенно после достижений и успехов, могут быть усложнены последующие инновации, поскольку они связаны с изменениями, а неформальная система отношений между работниками в таком коллективе имеет тенденцию к стабилизации.
5.В условиях наличия сегодня высоких требований к профессионализму, компетентности и опыту работников групповая направленность на взаимозаменяемость может не столько помогать, сколько вредить делу.
Таким образом, высокая эффективность и «выживаемость команды» связана не с тотальной одинаковостью мыслей и стилей, а именно с многообразием и разнообразностью позиций, точек зрения, идей и подходов к решению проблем. Именно поэтому смешаны, гетерогенные за возрастом, статью и профессиональной принадлежностью команды более эффективные, чем гомогенные. Гетерогенными можно также пометить команды, в которых собранные сотрудники, которые отличаются один от другого разными темпераментами и стилями умственной деятельности.
При этом, если руководитель ориентирован на создание смешанного коллектива, у него возникают следующие задания:
- Первое задание: формирование групповой нормы взаимодействия между сотрудниками, что заключается в толерантности друг к другу, конструктивном принятии и понимании другой точки зрения, в том числе критической.
- Второе задание: учет фактора психологической совместимости людей, которые различествуют за возрастом, статью, ценностями, происхождением, темпераментом, стилем мышления, профессиональной принадлежностью.
- Третье задание: реализация стиля управления на основе индивидуального подхода к каждому сотруднику, с учетом особенностей его темперамента и стиля умственной деятельности.
- Четвертое задание: предоставление внимания эффективности каждого работника и использования его сильных сторон при определении целей и формулировке заданий.