Тема 4.3. Культура и цивилизация как социальные системы.




План:

1. Этимология и сущность культуры. Подходы к ее определению.

2. Структура, функции и виды культуры.

3. Значение культуры в жизни человека и общества.

4. Цивилизация: структура, признаки, типология.

 

Мы уже выяснили, что общество является сложной социальной системой. Сложными социальными системами являются культура и цивилизация. В научной литературе до сих пор не решен вопрос о том, как соотносятся эти понятия друг с другом.

А. Тойнби не видел принципиального различия между этими понятиями, трактуя цивилизации как локальные исторически сложившиеся культурные системы. Использование слов «культура», «цивилизация» в качестве синонимических понятий можно найти в учебной литературе. Например, в учебниках по истории то пишут о древнеримской цивилизации, то о древнеримской культуре. В результате в сознании учащихся происходит смешение этих понятий.

О. Шпенглер полагал, что цивилизация является заключительным этапом в развитии культуры, ведущий ее к гибели. Подобная трактовка присутствует в творчестве А. И. Солженицына, противопоставлявшего культуру, основывающуюся на духовных, национальных началах развития общества, цивилизации, в основе которой лежит развитие техники и технологии. В спомните, что в его рассказе «Не стоит село без праведника» главная действующая героиня – Мартена – выражение национальной русской культуры, гибнет под колесами поезда – символа научно-технического прогресса, то есть цивилизации.

Таким образом, согласно О. Шпенглеру, сначала возникла культура, а потом – цивилизация. Я же считаю иначе: вначале возникает культура, основывающаяся на нормах, идеалах и ценностях, а потом, в результате развития техники, технологии, появления письменности, инфраструктуры, государства, зарождается цивилизация. Поэтому применительно к истории первобытного общества можно говорить о культуре первобытного человека, но нельзя говорить о цивилизации. Первобытное общество – это доцивилизационная эпоха в истории человечества. Иначе обстоит дело с историей древнего Востока и античности: зарождается письменность, появляются государства, развитие техники и технологии образуют примитивную, но все же инфраструктуру. Следовательно, вполне правомерно говорить о древневосточной, античной цивилизациях.

Так кто же прав? Что представляет собой цивилизация и культура? Есть ли разница между человеком культурным и цивилизованным?

Актуальность изучения данной темы заключается в том, что многие социальные, производственные, личные проблемы, возникающие в процессе общения и взаимодействия индивидов, совершаются по причине отсутствия элементарных, базовых представлений о том, что представляет собой культура.

Чтобы полнее раскрыть сущность культуры, необходимо выяснить, от какого слова произошло понятие «культура», то есть узнать его этимологию (этимологиянаука о происхождении слов). По мнению исследователей, понятие «культура» восходит к латинскому «colo», переводимое как обрабатывать, ухаживать, почитать. Некоторые значения закрепились в ряду таких слов как культивирование, обрабатывание почвы, культиватор, культурные растения, культ.

Таким образом, в первом значении понятие культура связывается с обработкой и возделыванием земли, с сельским хозяйством в целом. Сравните: лес как явление природное, и парк как явление культурное.

Второе значение понятия культуры – почитание, культ. В данном случае речь идет о культе предков. Возникновение культуры увязывается с почитанием умерших предков, с религиозными ритуалами, традициями, связанными с этим культом. В связи с этим обстоятельством некоторые философы-культурологи говорят о том, что культура начинается с кладбища.

Древнеримский философ Цицерон уп отребил понятие «культура» в другом смысле, в смысле обработки не земли, а души. Следовательно, понятие «культура» было перенесено на духовные качества человека. Культура стала толковаться как забота о душе, о духовном росте, как нравственное развитие и моральное совершенствование.

Подведем некоторые итоги. По своему значению культура противостоит природе. Культура – это все, что сделано человеком, его руками, сознанием, мыслями. Природное – значит натуральное, естественное. Культура означает произведенное, рукотворное, неестественное, связывается с бытием человека и общества. При этом культуру можно трактовать как покорение природы, не только окружающей, но и собственно человеческой. Поэтому культурным называют такого человека, который может контролировать свои желания, влечения, потребности, придавать им специфически человеческий способ удовлетворения, направляя их в нужное русло, отодвигая время их удовлетворения.

Благодаря выяснению этимологии понятия «культура», становится яснее ее двойственная сущность. С одной стороны, культура по отношению к человеческому и социальному бытию выполняет репрессивные функции, подавляя человеческие желания и стремления. С другой стороны, культура, отдаляя человека от природы, возвышает его духовно, нравственно, делает его разумным существом, способствуя социальному прогрессу. Следовательно, выполняет и прогрессивные функции.

Биполярная, или двойственная сущность культуры объясняет тот факт, что человек является одновременно и субъектом, и объектом культуры. Когда культурные нормы воздействуют на человека, социализируют его, он по отношению к культуре выступает в качестве объекта. Вместе с тем, культура не только подавляет, направляет человека, но и является средством, условием его творческого роста. В этом смысле человек является субъектом культуры, ее активным началом.

Биполярная сущность культуры свидетельствует о ее сложной структуре. Поскольку в структуре культуры трудно выделить ее структурообразующий, главный элемент, то исследователи породили множество подходов в трактовке культуры. Выделим наиболее главные подходы.

Согласно гуманистическому подходу, культура трактуется как мера человеческого в человеке. В соответствии с аксиологическим подходом под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей. Представители деятельностного подхода трактуют культуру как специфически человеческий способ деятельности, как форму деятельности и результат. Культура интерпретируется как все, что сделано умом и руками человека.

Таким образом, изучение подходов в трактовке культуры нам позволяет понять следующее. Во-первых, характерные черты культуры: связь с деятельностью, ценностями, гуманистическими идеалами. Во-вторых, расширяет наши представления о культурном человеке и мире культуры. Культурным можно назвать такого человека, который стремится к гуманистическим идеалам (гуманистические принципы общения), в сознании которого наличествует развитая система ценностей, несводимая к материальной составляющей. Культурный человек – это активный, творческий человек, выступающий в качестве личности, опредмечивающий, объективирующий с помощью деятельности богатство своего сознания. В-третьих, изучение подходов позволяет нам дать следующее определение культуры: культура есть деятельность человека и общества по созданию материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности.

Однако раскрытие понятия «культурный человек» нельзя признать полным. Необходимо для этого выявить структуру культуры, ее функции и типологию.

 

В структуре культуры можно выделить следующие ее элементы: 1) нормы, которые трактуются как правило, образец, стандарт. Все нормы делятся на: а ) технические (правила, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с природными и искусственными объектами – правила техники безопасности, правила технической эксплуатации); б) социальные (общие правила и образцы поведения человека в обществе: нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы); 2) идеалы – образы тех целей, к которым стремится человек. Они могут быть гуманистическими, утилитарными; 3) ценности – вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности могут быть: а ) материальными; б) духовными.

Произведенный структурный анализ культуры позволяет нам осуществить следующие действия. Во-первых, выделить нормативную функцию культуры и связанную с ней социализаторскую, трансляторскую, контролирующую функции. Помимо названных функций можно назвать гуманистическую, развивающую, ценностную или аксиологическую. Во-вторых, позволяет раскрыть типологию культуры. Можно выделить техническую, религиозную, корпоративную, правовую, материальную, духовную культуры. В-третьих, дать характеристику понятию «культурный человек». Культурный человекэто такой человек, который знает социальные, технические нормы, следует им, регулируя с их помощью свое поведение. Культурным человеком можно назвать такого человека, который самосовершенствуется, стремится к реализации своих идеалов, с помощью правильного соотношения материальных и духовных ценностей нашел смысл жизни и пытается реализовать свою жизненную стратегию. Соответственно, мир культуры включает в себя нормативную, ценностную составляющие, связанные с деятельностью человека, включает в себя не только элементы материального, но и духовного бытия.

Раскрыв сущность культурного человека, попытаемся составить потрет культурного водителя. Культурный водитель – это такой водитель, который соблюдает технические нормы, то есть следит за техническим состоянием автомобиля, своевременно проходит плановые ТО. Культурный водитель также соблюдает правовые нормы, то есть нормы административного права (ПДД): не превышает скоростной режим, своевременно предупреждает других участников дорожного движения о тех маневрах, которые он предполагает совершить, то есть соблюдает культуру вождения. Для культурного водителя главной ценностью будет не его транспортное средство, а человек. К сожалению, часто по телевидению можно увидеть следующую картинку: водитель сбил пешехода, и вместо того, чтобы оказывать первую помощь пострадавшему, вызывать скорую, он занимается осмотром повреждения кузова своего автомобиля.

Культура, как мы убедились, является сложным, многообразным явлением. Говоря о культуре, нельзя забывать о многообразных ее формах, которые имеют не менее сложную структуру. Речь идет в первую очередь о материальной и духовной культуре.

Под материальной культурой понимают искусственно созданные предметы, которые позволяют человеку приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Выделяют следующие элементы материальной культуры: 1) предметный мир (здания, дороги, приборы); 2) технологии – средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира (информационные технологии); 3) техническую культуру – преломление системы технологии в человеке.

Сложную структуру имеет и духовная культура, то есть идеальная, нематериальная деятельность людей, связанная с интеллектом, мышлением, сознанием в целом. Духовная культура состоит из компонентов: 1) «третий мир» - идеальные формы существования культуры, независящие от отдельных субъективных мнений (научные знания, язык); 2) интегрирующие формы духовной культуры (искусство, религия, философия); 3) субъективная духовность – преломление объективных форм в индивидуальном сознании (мысли, чувства человека). Связана с самосовершенствованием человека.

Помимо материальной и духовной культуры, выделяют следующие ее виды: 1) субкультуру – совокупность норм, традиций, правил поведения определенной социальной группы (молодежная культура, профессиональная культура). Субкультуру трактуют также в качестве самостоятельной культурной сферы, находящуюся внутри господствующей культуры. Таким образом, основное свойство субкультуры – мирное соседство с господствующей; 2) контркультуру – комплекс установок, направленных против господствующей культуры (культура хиппи, «блатная культура»); 3) массовую культуру – вид культуры, приспособленной к вкусам широких масс людей. Массовая культура – феномен потребительского общества. Характерная ее черта – связь с бизнесом и с модой; 4) элитарная культура – антипод массовой, эталон «высокой культуры», образцы которой не понятны широким массам, а понятна небольшой социальной группе – элите; 5) национально-этнические культуры (русская, немецкая, американская).

Знакомство со структурой культуры позволило нам раскрыть содержание понятий «культурный человек», «мир культуры», взаимосвязь понятий культурного и духовно развитого человека, стремящегося к самосовершенствованию, к реализации идеалов, в том числе и в профессиональной сфере. Кроме этого, мы выявили взаимосвязь культуры с производственной деятельностью: корпоративная культура, производственная или профессиональная культура, культура речи, общения, культура управления, культура обслуживания, техническая культура и связанные с ней технологии.

Раскрыв структуру культуры, мы выявили ее функции, свидетельствующие о той большой роли, которую играет культура в жизни человека и общества. Выявление функций культуры имеет практический смысл. Зная функции культуры, легко доказать востребованность культурного, духовно развитого человека на современном рынке труда. Любому работодателю нужен ответственный, дисциплинированный работник, соблюдающий социальные, технические нормы, правила делового общения, правила технической безопасности, владеющий информационными технологиями, стремящийся к профессиональному росту, к совершенствованию своих профессиональных, деловых, личных качеств, творчески относящийся к работе, владеющий навыками самоконтролинга. Все эти качества являются неотъемлемыми элементами культуры. Культурно развитый человек – это воспитанный человек, требующий в первую очередь с себя, а не с других людей. Поэтому можно утверждать, что одной из способов устранения производственных, шире – социальных конфликтов, является культурное воспитание подрастающего поколения.

 

Термин «цивилизация » не имеет однозначного толкования. С точки зрения С. В. Соколова цивилизацию можно рассматривать как социальную систему, состоящую из следующих элементов: цивилизационного лидера и текста, цивилизационных институтов, политических и, экономических институтов, цивилизационной массы. Поясним это на примере.

Если взять христианскую цивилизацию, то цивилизационным текстом будет выступать Библия, а ее лидером — И. Христос. В качестве цивилизационных институтов будет выступать семья, церковь, школа, искусство, наука, которые будут функционировать, исходя из христианских ценностей, которые, в свою очередь, будут оказывать влияние на политические, экономические институты. Но для того, чтобы социальные институты функционировали по предложенным христианской цивилизацией образцам, необходимо, чтобы цивилизационная масса разделяла в своем большинстве христианские ценности, влияние которых отображается в образе жизни индивидов.

Заметим, что эвристическая ценность концепции Соколова носит ограниченный характер. Можно дать характеристику цивилизации по Соколову, если критерием цивилизационной классификации является такой социальный институт и элемент духовной подсистемы социума как религия. Если принять во внимание, что цивилизация основана на технико-технологическом прогрессе, то с соколовской интерпретацией могут возникнуть трудности.

В философской литературе, как я уже говорил, существует дискуссия о том, как соотносятся между собой такие понятия как цивилизация и культура. Некоторые исследователи употребляют их в качестве синонимов, о тождествляя цивилизации и культурно-исторические типы, как это делает Данилевский. Отождествлял эти понятия и Тойнби. Шпенглер придерживается другой точке зрения: у него цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ведущий ее к гибели.

В последнее время современные исследователи (С. Э. Крапивенский) провели демаркационную линию между цивилизацией и культурой. В основе цивилизации лежит техника, технологии, а в основе культуры – морально-нравственные скрепы, состоящие из норм, традиции, идеалов, ценностей.

Возьмем за основу определение волгоградского философа С. Э. Крапивенского: цивилизация - это социальная организация общества, основывающаяся на развитии техники и технологий. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Данное определение цивилизации, таким образом, подчеркивает связь его с культурой, а также различия между ними.

Признаки цивилизации: 1) наличие государства, законов, письменности, то есть ценностей, нашедших свое отражение в письменной форме – аксиологический аспект цивилизации; 2) достаточно развитая техника, технологии, инфраструктура, осуществляющая на основе развитого разделения труда – технологический аспект цивилизации.

Согласно данной точке зрения, о первобытной цивилизации мы не имеем право говорить, так как не было ни одного из цивилизационных признаков. Мы можем говорить только о первобытной культуре, так как в первобытном обществе имели место быть определенные правила, нормы поведения, ценности, артефакты. Следовательно, применительно к первобытному обществу мы можем применить термин «доцивилизационная эпоха». Цивилизация зародилась в недрах древневосточных и античных обществах. Итак, с исторической точки зрения культура возникла раньше, чем цивилизация.

Однако есть общие черты, сближающие понятия цивилизации и культуры. Во-первых, и цивилизация, и культура, представляют собой социальные системы, так как являются продуктами деятельности человека, имеют сложную структуру. Во-вторых, эти понятия противостоят природе и природному началу в человеке. Назначение и культуры, и цивилизации – служить своеобразными «намордниками» в отношении биологических инстинктов, заложенных в человеке, облагораживать их. В этом смысле культура и цивилизация начинаются тогда, когда человек «возвышается» над природой. В-третьих, цивилизация, как и культура, имеют развитую типологию. Если культуру можно подразделить на материальную (в основе – материальные ценности), духовную (духовные ценности), господствующую (нормы, ценности, идеалы, господствующие в современном обществе – современная российская культура), субкульуру (совокупность особых норм и ценностей в рамках господствующей культуры – молодежная культура), контркультуру (нормы и ценности противоречат господствовавшей – культура хиппи, криминальная культура), массовую (нормы и ценности массово тиражируются, связь с бизнесом, их общедоступность и понятность, не требующая интеллектуальных усилий) народную (подчеркивание народного колорита) и элитарную ( нормы, ценности, идеалы понятны определенной группе лиц, усвоение этих ценностей, норм, идеалов требует интеллектуальной подготовки и труда), то цивилизацию можно разделить на основе господствующих технологий на аграрную (доиндустриальную), индустриальную, информационную (постиндустриальную); на основе господствующих в обществе религиозных ценностей на христианскую, исламскую, буддистскую, на основе господствующих культурных ценностей – на западную, восточную, евразийскую.

В исторической литературе можно встретить другие типологии цивилизации. Классификационный критерий – влияние природных условий на разделение труда, инфраструктуру общества, тип хозяйственного уклада. В связи с этим выделяют речной тип цивилизации, который привел к возникновению ирригационного типа хозяйствования, деспотической формы власти (древний Египет, древний Китай). Помимо речной цивилизации, выделяют морскую цивилизацию (древняя Финикия, Греция), где была развита торговля, зародился и усовершенствовался буквенный алфавит, в античной Греции возникла демократическая форма правления.

Поскольку историческая наука нацелена на изучении единичного и конкретного, она стремится подчеркнуть своеобразие каждого общества. В связи с этим в исторической литературе можно найти тематические блоки, посвященные раскрытию особенностей развития древневосточной, античной, средневековой цивилизаций. При таком рассмотрении культура трактуется как часть цивилизации.

Подведем итоги. Культурный и цивилизованный человек – не синонимичные понятия. Человек может уехать далеко из города, оказаться вдали от цивилизации, чтобы отдохнуть на природе. Но отдыхать в качестве туристов можно культурно, а можно и некультурно. Если студент во время учебных занятий разговаривает по мобильному телефону, то он, безусловно, цивилизованный человек, так как владеет техническим средством связи, информационными технологиями. Но такого студента нельзя назвать культурным: он нарушает «золотое правило» морали (относись к другим людям также, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе), а также правовые нормы, поскольку в Положении колледжа пользоваться мобильными средствами связи во время учебных занятий запрещено.

В современной социально-философской литературе проблематика соотношения культурного и цивилизационного в социуме не потеряла своей актуальности. Так, А.И. Солженицын полагает, что развитие цивилизации наносит непоправимый урон культуре. В своих публицистических произведениях он обращает внимание на то, что техника - это опасное средство, использование которой ведет к нравственной деградации общества. Вместо классической музыки, понимание которой требует особой интеллектуальной подготовки, по радио мы слушаем низкопробные шлягеры.

Солженицынская позиция, не смотря на ее субъективность, заслуживает пристального внимания потому, что резкое противопоставление цивилизации культуре поднимает актуальные вопросы, связанные с падением моральных и нравственных устоев в современном обществе, резким снижением уровня его духовной культуры. Это падение, в конечном счете, может привести к вандализации культуры и гибели общества.

Вопросы и задания:

1. Что общего и что различного между понятиями «цивилизация» и «культура». Как эти понятия связаны с человеком и обществом?

2. Какие подходы к определению сущности культуры вам известны? Какого подхода вы придерживаетесь? Свой выбор обоснуйте.

3. Какие характерные черты культуры вам известны? Какую роль играет культура в жизни человека и общества?

4. Из каких элементов состоит культура? Какого человека можно назвать культурным?

5. Дайте характеристику основным видам культуры. К каким типам культуры вы себя относите? Ответ аргументируйте.

6. Можно ли применительно к истории первобытного общества говорить о культуре? Ответ дайте в развернутой форме.

7. Что такое цивилизация? Каковы ее признаки?

8. Дайте характеристику основным типам цивилизации. К каким типам цивилизации вы себя относите?

9. Как в истории философии решался вопрос о соотношении понятий «цивилизация» и «культура»?

10. Какого человека можно назвать цивилизованным? Чем он отличается от культурного человека?

11. Можно ли употреблять словосочетание «первобытная цивилизация»? Ответ аргументируйте.

12. Ю. Шевчук в песне «Кризис» (альбом «Иначе») поет: «Цивилизация – мать технологий, а в мозгах тот же самый палеолит». Какую социально-философскую проблему поднимает Ю. Шевчук в своем творчестве? Какие социально-философские идеи содержит этот текстуальный отрывок?

13. Будет ли культурный человек востребован на современном рынке труда? Ответ аргументируйте.

14. Будет ли нецивилизованный человек востребован на современном рынке труда? Ответ обоснуйте.

15. Что вы знаете о корпоративной культуре ПАО «Газпром»? Зачем ПАО «Газпром» нужно заботиться о культурном уровне развитии своих работников?

16. Прочтите текст из статьи волгоградского профессора ВолГУ, доктора философских наук, политолога А. Л. Стризое, опубликованной на страницах «Независимой газеты» 21.04.2020 г. Ответьте на вопросы: а) зачем, по мнению А. Л. Стризое, культура нужна обществу? б) какие особенности современной массовой культуры выделяет волгоградский профессор? Как он к ней относится? Свой ответ аргументируйте. в) С какими мыслями, высказываниями, выводами А. Л, Стризое относительно современной российской культуры Вы согласны, а с какими – нет? Свое мнение обоснуйте. «Органическое единство истории обеспечивает культура. Культурные традиции объединяют общество, формируя автоматизмы сознания и поведения, единство ценностей и установок. Это единство проявлялось в России в переломные моменты национально-государственной истории, в моменты, когда решалась судьбы общества и государства. Отказать России в органичности истории – значит отказать ей в наличии культуры, достижения которой справедливо считают предметом нашей национальной гордости, объектом всемирного культурного наследия. Сегодня роль законодателей мод в массовой культуре играют ценности и стандарты англосаксонской массовой культуры, а также дворово-криминальной субкультуры с их псевдомолодежным жаргоном, юмором, символикой, стандартами моды, поведения и общения. Современная массовая культура формирует личность не активного работника или инноватора рыночного типа, а типичного потребителя и исполнителя-троечника, лишенного мотивации достижений. Достижения в учебе не нужны, поскольку знания не гарантируют достойный доход, а достижения в труде никак не ведут к социальным лифтам и попаданию если не в элиту общества или в престижные корпорации, то хотя бы в средний класс. Соблазн модного досуга, иждивенческого потребления, построенных на игре в имитации, ведет к формированию психологических комплексов и зависимостей, а в перспективе к девиантному поведению. Рост социальных патологий, девиации и криминализации культуры повседневности – закономерные следствия формирования в современной России потребительского общества »

17. Прочтите отрывок из интервью с доктором философских наук, профессором РГГУ, специалистом в области исследования цивилизаций И. Г. Яковенко, опубликованным на страницах «Независимой газеты» 28.04.2020 г. и ответьте на вопросы после текста. «Я убежден, что русская культура в широком смысле относится к классу культур репрессивных, характерных для общества традиционного типа. Поэтому в ней репрессия (а не вознаграждение) формирует внутренний мир русского человека, дает ему модели понимания как земного, так и небесного. Только при репрессивной культуре Пушкин может оказаться в ссылке, Достоевский – на каторге, Чернышевский – в Петрапаловке, Мандельштам – в ГУЛАГе. Таким образом, один из базовых языков русской культуры – язык насилия. На нем властная иерархия говорит с подчиненными. Если власть, сакральная по своей природе, не демонстрирует жестокости, то она оценивается обществом как профанная (лишенная святости). Примером тому в глазах большинства был такой чудаковатый руководитель, как Никита Хрущев. К главным же российским тиранам – Ивану Грозному и Иосифу Сталину любовь простого народа, кажется, будет вечной. При тирании властная репрессия всегда на виду. Но насилие встроено и в ткань обыденной жизни. Отдельного упоминания заслуживает культура хамства, которое рассматривается как форма психологической репрессии, перманентно подавляющей в людях личностное начало. Доминирующей в нашей стране тип отношения общества и власти становится тормозом для модернизации: репрессивная культура позволяет организовывать лишь простые формы труда. Что же до сложных форм и тем более творческих, то при таком раскладе они, как правило, вообще не возможны». Вопросы: а) к какому типу культур относит И. Г. Яковенко российскую культуру? Какие аргументы в пользу своей точки зрения он приводит? Б) Что характерно для репрессивной культуры? В) К каким последствиям, по мнению современного российского философа, привело доминирование репрессивной культуры в России? Г) И. Г. Яковенко пишет о «культуре хамства». Но ведь же хамить, оскорблять – это не культурно. Насколько, с Вашей точки зрения, можно употреблять такое выражение «культура хамства»? Д) Согласны или не согласны Вы с точкой зрения И. Г. Яковенко? Свой ответ аргументируйте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: