Карта урока русского языка




1. Тема урока: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Дата: 22.04 Классы: 7А 7Б 7Г

2. Оформляем тетрадь (число, классная работа, тема урока).

3. Открываем учебник § 65, стр. 159. Читаем теоретический материал.

4. Оформляем таблицу в тетради:

Союз От какого сочетания необходимо отличать союз? Примеры
     

 

5. Переходим к заполнению таблицы. Обращаемся к учебнику и заполняем столбик №1,2. Читаем про написание союзов и вносим данные в столбик №3.

 

Написание союза также

Поговорим о союзе также и сравним два примера:

1.Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь.

2.В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

1.В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и: Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже: Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь.

Также здесь – служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

2.Во втором случае перед нами наречие так, которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Слово так здесь полноценный член предложения – обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

Ваша главная задача – понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

Союз От какого сочетания необходимо отличать союз? Примеры
ТАКЖЕ отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
     

 

 

Написание союза тоже

Рассмотрите два предложения:

1.Снег прекратился, ветер тоже затих.

2.Сделайте то же самое ещё раз.

1.В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и: Прекратился снег и затих ветер.

Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной: Снег прекратился, ветер затих.

Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть – союзом.

2.Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает.

Сделайте то же самое – это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

Союз От какого сочетания необходимо отличать союз? Примеры
ТАКЖЕ отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
ТОЖЕ отличать от ТО ЖЕ – местоимение с частицей Снег прекратился, ветер тоже затих. Сделайте то же самое ещё раз.  
     

 

Написание союза чтобы

Сравните два предложения:

1. Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

2.Я пришёл, чтобы помочь вам.

1. В первом случае перед нами местоимение что, которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники». На все эти чудесные книги укажет местоимение что. Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

2. Во втором случае перед нами подчинительный союз чтобы со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

пришёл (с какой целью?) помочь

 

Союз От какого сочетания необходимо отличать союз? Примеры
ТАКЖЕ отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
ТОЖЕ отличать от ТО ЖЕ – местоимение с частицей Снег прекратился, ветер тоже затих. Сделайте то же самое ещё раз.  
ЧТОБЫ отличать от ЧТО БЫ– местоимение с частицей Что бы вы посоветовали мне почитать летом? Я пришёл, чтобы помочь вам.

 

 

6. Смотрим видеоурок.

7. Выполняем упр. 386

Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Союз ТОЖЕ заключите в овал. В предложениях найдите деепричастный и причастный обороты, выделите их. Сделайте морфологический разбор1союза из любого предложения.

! Остальные разборы не выполняем!

8. В конце урока устно ответьте на вопрос: «Как различать союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫот омонимичных сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ?»

- к союзам в предложении нельзя задать вопрос;

- союзы не являются членами предложений;

-пишутся слитно.

9. Домашнее задание.

 

Упражнение 389. Морфологический разбор делаем (такой 3)!

Выполненную работу высылаем на почту vapokotelova@mail.ru

7А класс загружает работы на Google Диск. При возникновении технических проблем обращаться лично к учителю.

 

Переходим к выполнению тренировочных заданий на «ЯКласс».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: