1. Тема урока: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Дата: 22.04 Классы: 7А 7Б 7Г
2. Оформляем тетрадь (число, классная работа, тема урока).
3. Открываем учебник § 65, стр. 159. Читаем теоретический материал.
4. Оформляем таблицу в тетради:
Союз | От какого сочетания необходимо отличать союз? | Примеры |
5. Переходим к заполнению таблицы. Обращаемся к учебнику и заполняем столбик №1,2. Читаем про написание союзов и вносим данные в столбик №3.
Написание союза также
Поговорим о союзе также и сравним два примера:
1.Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь.
2.В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
1.В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и: Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.
Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже: Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь.
Также здесь – служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.
2.Во втором случае перед нами наречие так, которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Слово так здесь полноценный член предложения – обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.
Ваша главная задача – понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.
Союз | От какого сочетания необходимо отличать союз? | Примеры |
ТАКЖЕ | отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей | Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году. |
Написание союза тоже
Рассмотрите два предложения:
1.Снег прекратился, ветер тоже затих.
|
2.Сделайте то же самое ещё раз.
1.В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и: Прекратился снег и затих ветер.
Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной: Снег прекратился, ветер затих.
Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть – союзом.
2.Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает.
Сделайте то же самое – это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.
Союз | От какого сочетания необходимо отличать союз? | Примеры |
ТАКЖЕ | отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей | Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году. |
ТОЖЕ | отличать от ТО ЖЕ – местоимение с частицей | Снег прекратился, ветер тоже затих. Сделайте то же самое ещё раз. |
Написание союза чтобы
Сравните два предложения:
1. Что бы вы посоветовали мне почитать летом?
2.Я пришёл, чтобы помочь вам.
1. В первом случае перед нами местоимение что, которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники». На все эти чудесные книги укажет местоимение что. Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.
|
2. Во втором случае перед нами подчинительный союз чтобы со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:
пришёл (с какой целью?) помочь
Союз | От какого сочетания необходимо отличать союз? | Примеры |
ТАКЖЕ | отличать от ТАК ЖЕ – наречие с частицей | Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь. В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году. |
ТОЖЕ | отличать от ТО ЖЕ – местоимение с частицей | Снег прекратился, ветер тоже затих. Сделайте то же самое ещё раз. |
ЧТОБЫ | отличать от ЧТО БЫ– местоимение с частицей | Что бы вы посоветовали мне почитать летом? Я пришёл, чтобы помочь вам. |
6. Смотрим видеоурок.
7. Выполняем упр. 386
Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
Союз ТОЖЕ заключите в овал. В предложениях найдите деепричастный и причастный обороты, выделите их. Сделайте морфологический разбор1союза из любого предложения.
! Остальные разборы не выполняем!
8. В конце урока устно ответьте на вопрос: «Как различать союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫот омонимичных сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ?»
- к союзам в предложении нельзя задать вопрос;
- союзы не являются членами предложений;
-пишутся слитно.
9. Домашнее задание.
Упражнение 389. Морфологический разбор делаем (такой 3)!
Выполненную работу высылаем на почту vapokotelova@mail.ru
7А класс загружает работы на Google Диск. При возникновении технических проблем обращаться лично к учителю.
Переходим к выполнению тренировочных заданий на «ЯКласс».