ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ
1. Риторика. Определение, история.
риторика - искусство убеждать.
Начало риторике было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия Греции IV в, обучали и других этому искусству.
Греки выделяли два основных типа речей - политические и судебные.
Композиционно ораторскую речь Платон разделял на три части:
- вступление,
- изложение,
- свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.
Все речи Аристотель делил на три вида:
- совещательные,
- судебные
- торжественные.
Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того,
- с какой целью произносится речь,
- с какой аудиторией оратор имеет дело.
На пике развития ораторского искусства Древнего Рима стоит один из величайших ораторов мировой истории - Марк Туллий Цицерон.
Цицерон считал, что оратору, кроме собственных мыслей, необходимо расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам
Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан
Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области.
В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу. Основным видом ораторской речи была церковная проповедь. Среди самых известных проповедников средневековья – св. Августин (Блаженный). В основе его проповедей – борьба добра и зла.
В России риторика как наука возникает и развивается в 17-го 18-вв. Авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия, т.е. риторики: придворное красноречие (высший свет и дворянство вообще), духовное (церковно-богословское), военное – обращение полководцев к солдатам, дипломатическое, народное (особенно развивалось в периоды обострения классовой борьбы, когда вожаки восстаний обращались с речами к народу.
- Виды красноречия.
В России риторика 17-го 18-вв.
Авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия, т.е. риторики:
придворное красноречие (высший свет и дворянство вообще),
духовное (церковно-богословское)
военное – обращение полководцев к солдатам
дипломатическое
народное
В современной практике исчезло придворное и военное красноречие
За то получило развитие
1.Социально-политическое
2.Публицистическое
3.академическое
- Культура речи юриста.
Культура речи – это такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. По речи человека можно определить не только его пол, возраст и профессию, но и место рождения, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
Основным критерием культуры речи считается нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов.
Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.
По глубокому убеждению А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, безупречно владеющим нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального.
- Лингвистические особенности ораторской речи.
Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей с помощью слов. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в процессе общения, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.
Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией, расположить ее к себе. Посмотрим, как это делается с помощью личных местоимений.
Местоимения первого и второго лица (я, мы, ты, вы) можно охарактеризовать как коммуникативные. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я и вы», т.е. мы с вами. Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Другим средством контакта являются глагольные формы.
Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение.
Например: «Но вернемся к этой замечательной работе и посмотрим, что и как. Скажем прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискуссионный характер». (Глаголы призывают к совместным действиям, привлекают к участию в обсуждении фактов, мыслей и т.д.)
Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации.
Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внимания к информации служит вопросоответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает на него. Вопросы слушателей он может прогнозировать. Например: «А сколько дел нам с вами еще предстоит, какая захватывающая и бескомпромиссная борьба нас ожидает!» «С кем и с чем нам бороться? С обстоятельствами? С людьми?»
- Речь – это способ формирования имиджа оратора.
С помощью речи можно создать о себе положительное представление, заставить себя уважать, а можно, наоборот, с первых же слов настроить слушателей против себя.
Имидж личности – это сформированный в психике людей образ определенной личности, который ими оценивается и вызывает положительное или отрицательное отношение, проявляемое в форме позитивного или негативного мнения о данной личности. Этот образ в психике людей возникает прежде всего на основании зрительного и слухового восприятия личности (увидел и услышал человека – и возник его образ).
Имидж – это образ, который человек для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения тех или иных жизненных целей.
Каким должен быть имидж юриста? Об этом не сложно догадаться. Главная задача судебного оратора – убедить окружающих в своей правоте. Значит, его имидж должен вызывать доверие.
- Влияние культуры речи на формирование имиджа прокурора и адвоката.
Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей в целях формирования положительного имиджа называется самопрезентацией или самоподачей.
Средства корректировки имиджа: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным средствам общения относятся язык, речь, сопутствующие речи паузы, темп речи, ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность и др.)
К невербальным средствам относятся рост, телосложение и другие особенности физического облика, выражение глаз, направление взгляда, мимика, пантомимика, одежда, ее стиль, прическа, усы, борода, использование украшений, косметики
Поскольку прокурор обязан носить форменное обмундирование, манера одеваться важна в первую очередь для адвоката.
Внешняя привлекательность зависит от манеры поведения: угрюмая мрачность не привлекают к себе; наоборот, открытое, серьезное, внимательное лицо, дружелюбная улыбка – располагают.
Нужно уделять внимание всем и как можно чаще смотреть в глаза собеседнику. Для установления психологического контакта ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% всего времени общения.
- Речь – средство убеждения. Прямой и косвенный способ убеждения.
Социальная психология выделяет два главных процесса воздействия на восприятие человека. Они протекают одновременно (параллельно), но включают разные приемы и средства убеждения.
1.Прямой способ убеждения, или собственно убеждение.
Его называют еще центральным или непосредственным способом убеждения.
2. Косвенный способ убеждения. Он основан на внушении.
Прямой способ – это система доводов (аргументов), выстроенных в логической последовательности. Иными словами – система доказательств, основанная на фактах.
- Ясность и точность убеждающей речи юриста.
Ясность:
Ясность достигается глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью, убедительностью аргументов.
Точность:
Качество относится к выбору слов. Для достижения цели,юридической истины оратор может использовать даже жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым.
- Логичность речи. Признаки логичной речи.
Признаки логичной речи.
1.продуманная строго организованная структура.
2.Ясно выражаемая связь предложения. При этом логика речи должна отражать логику мысли.
3.Четко обозначенные переходы от одной мысли к другой.
4.Каждая новая мысль должна быть обозначена.
5.Объем предложений в тексте должен быть адекватен к их содержанию
6.Логичность на уровне всего текста создается композицией выступлений.
- Уместность в ораторской речи.
Признаки:
1.соразмерностью языковых средств и содержанию, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание.
2.Соответсвие языковых средств обстановке
3.Соответсвие языковых средств оратору.
- Чистота и правильность речи юриста.
Чистотой считается речь в которой нет просторечных и диалектных слов.
- Лаконичность, выразительность, самобытность речи.
Коротко,но сказать все.
- Богатство речи.
- Подготовка оратора к выступлению.
Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.
Экспромт – выступление без подготовки.
План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.
Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
Естественно, возможны и комбинации различных способов.
- Подготовка конспекта выступления.
- Выработка уверенности в себе.
- Приемы борьбы с волнением во время выступления.
- Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
- Коммуникационно- логическое оформление речи.
- Композиция речи в античном мире и в наши дни.
- Зачины.
- Восприятие оратора аудиторией.
- Аргументация.
- Виды аргументации.
- Общие требования к публичному выступлению.
- Позиции оратора в ходе публичного выступления.
- Невербальные средства воздействия оратора на аудиторию.
- Средства и способы речевого воздействия на аудиторию.
- Эмоциональность, экспрессивность, образность речи.
- Вопросительные конструкции. Вопросно-ответный ход. Риторический вопрос.