по дисциплине «Риторика и культура речи юриста» для студентов заочной формы обучения




ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Риторика. Определение, история.

риторика - искусство убеждать.

Начало риторике было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия Греции IV в, обучали и других этому искусству.

Греки выделяли два основных типа речей - политические и судебные.

Композиционно ораторскую речь Платон разделял на три части:

- вступление,

- изложение,

- свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.

 

Все речи Аристотель делил на три вида:

- совещательные,

- судебные

- торжественные.

Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того,

- с какой целью произносится речь,

- с какой аудиторией оратор имеет дело.

 

На пике развития ораторского искусства Древнего Рима стоит один из величайших ораторов мировой истории - Марк Туллий Цицерон.

Цицерон считал, что оратору, кроме собственных мыслей, необходимо расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам

 

Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан

Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области.

 

В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу. Основным видом ораторской речи была церковная проповедь. Среди самых известных проповедников средневековья – св. Августин (Блаженный). В основе его проповедей – борьба добра и зла.

В России риторика как наука возникает и развивается в 17-го 18-вв. Авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия, т.е. риторики: придворное красноречие (высший свет и дворянство вообще), духовное (церковно-богословское), военное – обращение полководцев к солдатам, дипломатическое, народное (особенно развивалось в периоды обострения классовой борьбы, когда вожаки восстаний обращались с речами к народу.

 

  1. Виды красноречия.

В России риторика 17-го 18-вв.

Авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия, т.е. риторики:

придворное красноречие (высший свет и дворянство вообще),

духовное (церковно-богословское)

военное – обращение полководцев к солдатам

дипломатическое

народное

 

В современной практике исчезло придворное и военное красноречие

За то получило развитие

1.Социально-политическое

2.Публицистическое

3.академическое

  1. Культура речи юриста.

Культура речи – это такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. По речи человека можно определить не только его пол, возраст и профессию, но и место рождения, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.

Основным критерием культуры речи считается нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов.

Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

 

По глубокому убеждению А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, безупречно владеющим нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального.

  1. Лингвистические особенности ораторской речи.

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей с помощью слов. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в процессе общения, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.

Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией, расположить ее к себе. Посмотрим, как это делается с помощью личных местоимений.

Местоимения первого и второго лица (я, мы, ты, вы) можно охарактеризовать как коммуникативные. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я и вы», т.е. мы с вами. Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией.

Другим средством контакта являются глагольные формы.

Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение.

Например: «Но вернемся к этой замечательной работе и посмотрим, что и как. Скажем прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискуссионный характер». (Глаголы призывают к совместным действиям, привлекают к участию в обсуждении фактов, мыслей и т.д.)

 

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации.

Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внимания к информации служит вопросоответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает на него. Вопросы слушателей он может прогнозировать. Например: «А сколько дел нам с вами еще предстоит, какая захватывающая и бескомпромиссная борьба нас ожидает!» «С кем и с чем нам бороться? С обстоятельствами? С людьми?»

 

 

  1. Речь – это способ формирования имиджа оратора.

С помощью речи можно создать о себе положительное представление, заставить себя уважать, а можно, наоборот, с первых же слов настроить слушателей против себя.

Имидж личности – это сформированный в психике людей образ определенной личности, который ими оценивается и вызывает положительное или отрицательное отношение, проявляемое в форме позитивного или негативного мнения о данной личности. Этот образ в психике людей возникает прежде всего на основании зрительного и слухового восприятия личности (увидел и услышал человека – и возник его образ).

Имидж – это образ, который человек для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения тех или иных жизненных целей.

Каким должен быть имидж юриста? Об этом не сложно догадаться. Главная задача судебного оратора – убедить окружающих в своей правоте. Значит, его имидж должен вызывать доверие.

 

  1. Влияние культуры речи на формирование имиджа прокурора и адвоката.

Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей в целях формирования положительного имиджа называется самопрезентацией или самоподачей.

Средства корректировки имиджа: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным средствам общения относятся язык, речь, сопутствующие речи паузы, темп речи, ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность и др.)

К невербальным средствам относятся рост, телосложение и другие особенности физического облика, выражение глаз, направление взгляда, мимика, пантомимика, одежда, ее стиль, прическа, усы, борода, использование украшений, косметики

Поскольку прокурор обязан носить форменное обмундирование, манера одеваться важна в первую очередь для адвоката.

Внешняя привлекательность зависит от манеры поведения: угрюмая мрачность не привлекают к себе; наоборот, открытое, серьезное, внимательное лицо, дружелюбная улыбка – располагают.

Нужно уделять внимание всем и как можно чаще смотреть в глаза собеседнику. Для установления психологического контакта ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% всего времени общения.

 

  1. Речь – средство убеждения. Прямой и косвенный способ убеждения.

Социальная психология выделяет два главных процесса воздействия на восприятие человека. Они протекают одновременно (параллельно), но включают разные приемы и средства убеждения.

1.Прямой способ убеждения, или собственно убеждение.

Его называют еще центральным или непосредственным способом убеждения.

2. Косвенный способ убеждения. Он основан на внушении.

Прямой способ – это система доводов (аргументов), выстроенных в логической последовательности. Иными словами – система доказательств, основанная на фактах.

 

  1. Ясность и точность убеждающей речи юриста.

Ясность:

Ясность достигается глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью, убедительностью аргументов.

Точность:

Качество относится к выбору слов. Для достижения цели,юридической истины оратор может использовать даже жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым.

 

  1. Логичность речи. Признаки логичной речи.

Признаки логичной речи.

1.продуманная строго организованная структура.

2.Ясно выражаемая связь предложения. При этом логика речи должна отражать логику мысли.

3.Четко обозначенные переходы от одной мысли к другой.

4.Каждая новая мысль должна быть обозначена.

5.Объем предложений в тексте должен быть адекватен к их содержанию

6.Логичность на уровне всего текста создается композицией выступлений.

  1. Уместность в ораторской речи.

Признаки:

1.соразмерностью языковых средств и содержанию, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание.

2.Соответсвие языковых средств обстановке

3.Соответсвие языковых средств оратору.

 

  1. Чистота и правильность речи юриста.

Чистотой считается речь в которой нет просторечных и диалектных слов.

  1. Лаконичность, выразительность, самобытность речи.

Коротко,но сказать все.

  1. Богатство речи.
  2. Подготовка оратора к выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

  1. Подготовка конспекта выступления.
  1. Выработка уверенности в себе.
  2. Приемы борьбы с волнением во время выступления.
  3. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
  4. Коммуникационно- логическое оформление речи.
  5. Композиция речи в античном мире и в наши дни.
  6. Зачины.
  7. Восприятие оратора аудиторией.
  8. Аргументация.
  9. Виды аргументации.
  10. Общие требования к публичному выступлению.
  11. Позиции оратора в ходе публичного выступления.
  12. Невербальные средства воздействия оратора на аудиторию.
  13. Средства и способы речевого воздействия на аудиторию.
  14. Эмоциональность, экспрессивность, образность речи.
  15. Вопросительные конструкции. Вопросно-ответный ход. Риторический вопрос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: