Оглавление
Введение
I. Сущность взаимодействия как элемента управления морально-психологическим обеспечением служебно-боевой деятельности
II. Содержание организации взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых задач в полку, бригаде
Заключение
Список литературы
Введение
В соответствии с требованиями руководящих документов войск поддержание взаимодействия выступает одной из основных задач морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности. В то же время постоянное взаимодействие рассматривается в качестве способа достижения эффективности морально-психологического обеспечения действий войск.
Всё это однозначно свидетельствует о важности и актуальности проблемы организации взаимодействия в ходе управления морально-психологическим обеспечением СБД войск. Без слаженности и согласованности действий различных соединений, частей, подразделений, участвующих в боевых действиях или выполняющих другие СБЗ, как показывает опыт контртеррористической операции в Северокавказском регионе, невозможно достижение поставленных целей.
Следовательно, взаимодействие всех составных частей, процессов и субъектов в целостной системе МПО обеспечивается организующей функцией МПО, практическая реализация которой будет рассмотрена в настоящей лекции.
Сущность взаимодействия как элемента управления морально-психологическим обеспечением служебно-боевой деятельности
Согласованное применение сил и средств МПО достигается чётким планированием, организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия по задачам, времени и месту между органами управления, частями (подразделениями) и учреждениями МПО. Взаимодействие в ходе организации МПО организуется и осуществляется, прежде всего, в интересах тех группировок войск, которые действуют на основных направлениях (в районах) и выполняют главные задачи.
|
Работа по взаимодействию организуется во всех видах морально-психологического обеспечения СБД. Информационно-воспитательная работа включает активное взаимодействие с государственными органами, общественными и религиозными объединениями и организациями в целях широкого информирования личного состава об обстановке, а с другой стороны - всестороннего воздействия на сознание военнослужащих для формирования у них необходимых качеств.
В рамках психологической работы взаимодействие организуется при проведении психологической реабилитации со специалистами военно-медицинской и других служб, а также при проведении медицинской реабилитации военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях и санаториях.
Военно-социальная работа предусматривает поддержание взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
В целях расширения возможностей культурно-досуговой работы в войсках организуется взаимодействие с федеральными, региональными и местными государственными органами культуры для проведения совместных культурно-досуговых мероприятий в войсках.
|
Срыв информационно-психологического воздействия противостоящих сил на личный состав достигается осуществлением информационного взаимодействия (органов психологической борьбы, разведки, РЭБ, связи, соответствующих сил и средств в органах по работе с личным составом, воспитательной работы других силовых министерств, органов государственной власти и др.).
Эффективность решения задач обеспечения войск техническими средствами воспитания определяется тесным взаимодействием органов обеспечения техническими средствами воспитания внутренних войск, Вооружённых Сил РФ, других войск и силовых ведомств при ведении совместных операций, выполнении служебно-боевых задач в районах чрезвычайного положения.
В структуре управленческого процесса организация взаимодействия в интересах МПО занимает одно из ведущих мест. Мероприятия по организации взаимодействия предусматриваются практически на всех этапах принятия решения, основы взаимодействия определяются в самом решении на организацию МПО СБД, а затем органично входят в содержание боевого приказа командира (пункт по МПО) и распоряжения по морально-психологическому обеспечению СБД. Подробно мероприятия взаимодействия включаются в план МПО СБД. Места расположения взаимодействующих структур отражаются на рабочей карте заместителя командира полка, бригады по работе с личным составом соответствующими условными обозначениями.
Результаты работы офицеров и предпринятых мер по взаимодействию отражаются в донесениях по МПО, представляемых в ходе или по итогам выполнения служебно-боевых задач в вышестоящий орган управления морально-психологическим обеспечением.
|
Содержание организации взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения служебно-боевых задач в полку, бригаде
моральный психологический взаимодействие боевой
Содержание взаимодействие включает:
1) выработку единого понимания в оценке сложившейся обстановки;
2) взаимный учёт решаемых задач, их согласование по целям, задачам, содержанию, формам и методам проведения и единство действий при организации МПО;
3) разработку совместных мероприятий МПО, их уточнение по месту и времени проведения;
) установление очередности и приоритетности мер по МПО;
) взаимообогащение опытом выполнения задач МПО;
) обмен информацией по оценке МПС противостоящих сил;
) разностороннюю пропаганду примеров мужества, отваги, боевых успехов;
) объединение усилий в информационно-психологическом противоборстве;
) согласование мероприятий по информационному воздействию на противостоящие силы;
) определение взаимной помощи частям и соединениям.
Основные направления взаимодействия:
в планировании:
определение задач и содержание взаимодействия в интересах МПО;
· определение взаимодействующих сил и средств МПО;
· совместное планирование МПО в организации;
· совместная постановка задач;
· создание координационных групп;
· согласование компетенции должностных лиц;
· организация связи между органами по воспитательной работе
в проведении:
· оказание помощи в использовании ТСИ и СМИ в интересах МПО;
· совместные акции в противодействии информационно-психологическому воздействию противника;
· обмен боевым опытом организации МПО и др.
Непосредственно взаимодействие организуется заместителем командира полка, бригады по работе с личным составом после доведения задач по морально-психологическому обеспечению СБД подчинённым.
При этом он определяет:
1) задачи, по которым организуется взаимодействие;
2) порядок взаимного обмена представителями и информацией с соседями, структурами по работе с личным составом соединений и воинских частей внутренних войск, решающих задачи в интересах морально-психологического обеспечения СБД, а также с воспитательными структурами МВД РФ, МО РФ, ФПС РФ, ФСБ РФ и МЧС РФ;
3) время, место, способы и методы организации взаимодействия;
4) категории должностных лиц (при необходимости), привлекаемых к организации взаимодействия.
Взаимодействие организуют:
- в соединении (дивизии, бригаде) между частями, линейными подразделениями и подразделениями непосредственного подчинения - начальники, которым они подчинены или приданы;
- между органами управления МПО, принимающими участие в СБД - заместитель командира полка, бригады по работе с личным составом лично;
- между органами управления МПО соседних соединений и частей внутренних войск, ВС РФ и других войск - вышестоящие начальники.
Должностные лица взаимодействующих органов управления МПО должны понимать общие задачи, иметь между собой надежную связь, при необходимости обмениваться представителями с соответствующими документами, систематически информировать друг друга об изменениях обстановки и по другим вопросам.
В интересах морально-психологического обеспечения заместитель командира полка, бригады по работе с личным составом согласовывает:
со штабом:
- методы и порядок работы при подготовке к выполнению СБЗ;
- порядок взаимного информирования о складывающейся оперативной, морально-психологической и информационной обстановке;
- способы совместного использования источников информации, изучения складывающейся военно-политической, оперативной, морально-психологической и информационной обстановки;
- вопросы перемещения, связи, обороны и охраны сил и средств морально-психологического обеспечения;
- порядок и сроки представления донесений и информации о морально-психологической и информационной обстановке в регионе, районе СБД, боевых действий;
- совместные действия по изучению и доведению до личного состава примеров мужества, героизма и самоотверженности военнослужащих, подразделений и частей, при выполнении поставленных задач;
- вопросы организации управления силами и средствами морально-психологического обеспечения, использования средств связи и других средств управления.
Конкретно соперативным отделением определяется порядок обмена взаимной информацией об обстановке и морально-психологическом состоянии противостоящих сил, определение объектов воздействия, согласование порядка вещания и залистования;
с начальниками родов войск, специальных войск и служб:
- вопросы организации и содержания морально-психологического обеспечения в подчиненных им подразделениях;
- порядок обмена информацией по вопросам складывающейся морально-психологической и информационной обстановки;
-порядок использования сил и средств подразделений родов войск, специальных войск и служб в интересах морально-психологического обеспечения и информационного противоборства;
- вопросы обеспечения личного состава периодической печатью и техническими средствами воспитания;
- организация связи при управлении морально-психологическим обеспечением, перемещении сил и средств морально-психологического обеспечения;
Конкретно с начальником связи определяется порядок и режим работы радиосредств в интересах морально-психологического обеспечения СБД, выделение радиостанций для решения задач психологической борьбы);
со штабом артиллерии планируется и организуется доставка агитснарядов;
со службой артвооружения согласовываются вопросы снабжения агитснарядами и их снаряжения;
с подразделением РЭБ определяются подавление средств радиопропаганды противостоящих сил, предупреждение помех на частотах ведения радиопропаганды на бандформирования;
со службами тыла согласуются график перемещения клубных машин по подразделениям, оказание помощи в работе с задержанными лицами (военнопленными), участие в работе по сбору документов у убитых, захоронение погибших и др.;
с приданными и поддерживающими частями и подразделениями:
- порядок проведения совместных мероприятий;
- участие офицеров и личного состава этих подразделений в проведении мероприятий МПО;
- порядок взаимного обмена информацией, оказания помощи;
с органами по работе с личным составом соседних соединений и частей внутренних войск:
- проведение совместных мероприятий МПО, мероприятий старшего начальника, в т. ч. в сфере информационно-психологического противоборства;
- порядок взаимного обмена информацией, оказания помощи;
с органами по работе с личным составом МВД РФ:
- морально-психологические факторы оперативной и криминальной обстановки в регионе выполнения СБЗ;
- порядок обмена информацией и оказания взаимной помощи при выполнении совместных действий;
с органами военной юстиции:
- вопросы поддержания правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях, привлечения к юридической ответственности военнослужащих;
- организация правового воспитания и правового образования военнослужащих;
- решения социальных и правовых проблем, с которыми сталкиваются военнослужащие, члены их семей и гражданский персонал;
- осуществление оперативной правовой консультации и помощи;
с органами воспитательной работы ВС РФ:
- порядок организации морально-психологического обеспечения в условиях режима военного положения в тыловых районах;
- повышения морально-психологического состояния личного состава, выделенного в состав группировок войск, предназначенных для борьбы с диверсионными и террористическими группами;
- проведение совместных мероприятий по воспитанию высокой ответственности и психологической устойчивости личного состава, предназначенного для охраны и обороны важных государственных объектов;
с органами по работе с личным составом ФПС РФ:
- получение данных о морально-психологическом состоянии противостоящих сил;
- о приготовлениях и осуществлении провокаций в приграничной зоне;
- о районах и маршрутах движения диверсионно-разведывательных групп противника;
-о признаках подготовки к ведению специальных операций, целью которых является деморализация населения приграничных районов, поддержка действий бандформирований;
- выработка совместных мероприятий, обеспечивающих морально-психологическую устойчивость военнослужащих и населения;
с органами ФСБ РФ:
-предупреждение распространения панических слухов, снижающих морально-психологическое состояние личного состава и населения;
- проведение совместных мероприятий в соединениях, воинских частях и подразделениях, с местным населением в интересах повышения бдительности, готовности к действиям в любых условиях обстановки;
-по защитеот информационно-психологического воздействия противника;
с органами воспитательной работы войск гражданской обороны:
- состояние экологической обстановки в районе выполнения служебно-боевых задач;
-сведения о наличии предприятий химической, атомной промышленности, крупных гидротехнических сооружений;
-морально-психологическое состояние войск, охраняющих экологически опасные объекты;
- координация совместных мероприятий в ходе ликвидации последствий применения ОМП, аварий и разрушений химических и других объектов, стихийных бедствий;
с органами государственной власти и местного самоуправления:
- проведение совместных мероприятий по воспитанию у личного состава готовности к выполнению СБЗ и военно-патриотической работы с населением;
-совместного анализа морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава и населения в местах их дислокации, районах предстоящей служебно-боевой деятельности;
- реализация установленных нормативно-правовыми актами социальных гарантий, прав и других элементов социальной защиты военнослужащих;
- использование телерадиоцентров, полиграфической и культурно-досуговой базы в целях решения задач морально-психологического обеспечения;
- использования местных ресурсов для удовлетворения материально-бытовых запросов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
- мобилизацию общественности на оказание шефской помощи убывшим в район СБД частям и подразделениям (посылка гуманитарной помощи, выезды представителей администрации, творческой интеллигенции, ветеранских организаций и родительской общественности, журналистов, концертных бригад и т. д.), а также госпиталям, в которых находятся на излечении раненые военнослужащие;
- оказание помощи семьям военнослужащих, выполняющих СБЗ в отрыве от мест постоянной дислокации: реализация положенных им социальных гарантий, трудоустройство неработающих жён, обеспечение жильём, местами в детских дошкольных учреждениях, страховыми пособиями, льготными путёвками и т. д.;
с общественными объединениями:
- совместное проведение мероприятий патриотической направленности, мобилизации населения на решение задач в интересах войск;
-нейтрализация антивоенных и антиармейских настроений среди населения;
-проведение благотворительных акций по оказанию помощи членам семей военнослужащих, больным, раненым; проведение культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава войск;
со средствами массовой информации:
- непрерывного информирования населения, войск о складывающейся в регионе обстановки, своевременном доведении решений Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и Правительства Российской Федерации;
-объективного освещения целей и задач служебно-боевой деятельности, противодействия информационно-психологическому воздействию противостоящих сил, хода их выполнения, участия в них военнослужащих, проявлений мужества и героизма;
- использование базы телерадиокомитетов, полиграфии и других средств массовой информации в интересах решения задач, стоящих перед соединением, частью;
· обеспечение личного состава печатными изданиями;
с конфессиями:
уточнение религиозной обстановки и изучение её влияния на морально-психологическое состояние личного состава соединения, части и противостоящих сил;
проведение совместных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи;
организация посещений священнослужителями личного состава в элементах боевого порядка, на передовой и в госпиталях, проведение панихид по погибшим;
совместная разработка предложений по прекращению военных действий.
Основные формы взаимодействия:
непосредственные:
) составление плановой таблицы взаимодействия по задачам МПО;
) принятие совместных решений по вопросам МПО;
) проведение совместных мероприятий и акции по МПО;
) взаимное информирование по проблемам МПО;
) координация усилий по МПО и др.
) обмен информационными и методическими материалами;
) контакты должностных лиц и др.
опосредованные:
) разработка рекомендаций, правил, положений, памяток;
) изучение положительного опыта МПО боевых действий;
Формы взаимодействия с органами власти, общественными и религиозными организациями могут быть следующие:
а) обмен информацией по взаимно интересующим вопросам;
б) совместная разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих социально-правовое положение военнослужащих и членов их семей;
в) организация приёма военнослужащих и членов их семей, имеющих жалобы и заявления;
г) проведение дней открытых дверей, встреч и бесед личного состава с представителями местных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, родителями и близкими военнослужащих, священнослужителями;
д) обобщение и распространение положительного опыта по поддержанию связей;
е) подготовка отчётов, обзоров и рекомендаций о состоянии и совершенствовании связей с государственными органами и общественными организациями и др.
Так, например, при ведении боевых действий в Афганистане и Чечне взаимодействие с местным населением проводилось следующим образом. При подходе к населенным пунктам командиры подразделений информировали местные власти, старейшин о своих задачах, вступали с ними в переговоры о взаимном неприменении оружия и беспрепятственном прохождении наших войск через населенные пункты. Эти переговоры нередко заканчивались успешно.
После постановки задач и организации взаимодействия главной задачей заместителя командира полка, бригады по работе с личным составом является практическая работа в частях и подразделениях по организации выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий. Эта работа проводится путем осуществления действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных распоряжений и оказания непосредственной помощи подчинённым на местах.
Заключение
Таким образом, осуществление в полном масштабе всего комплекса мероприятий по взаимодействию в интересах морально-психологического обеспечения СБД является одним из важных условий достижения успеха в современной войне, операции. Командиры, органы воспитательной работы, организуя морально-психологическое обеспечение, создают оптимальные условия для нормального функционирования социально-психических процессов в воинских коллективах.
Игнорирование военными кадрами закономерностей морально-психологического обеспечения, организация деятельности войск без учета специфики их проявления приводят к просчетам в подготовке войск, снижению морального духа личного состава и, в конечном счете, к невыполнению поставленных задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Список литературы
1. Временный устав внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. - М., 1994. - 258 с.
2. Правила оформления служебно-боевых документов во внутренних войсках МВД России. Сокращения и условные обозначения: Приложение к приказу командующего внутренними войсками МВД России от 13 июня 1997 г. № 200 дсп. - М., 1998.
3. Положение о морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России: Введено приказом командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 мая 1995 г.
4. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): Учебник / Под ред. В. А. Кузнецова. - М.: ВУ, 2000. - С. 84-87.
5. Арзамаскин Ю. П., Караяни А. Г., Ососков В. П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий. -М.: МО РФ, 1999. - С. 314-315, 409-413.
6. Теоретические основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Азарова. - М., 2001. - С. 44-47.
7. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. - М.: ВУ, 1997.
8. Кузнецов В. А., Тютченко А. М. Документы по морально-психологическому обеспечению деятельности войск. - М.: ВУ, 1999.