Социальная работа с детьми-сиротами
Дети-сироты характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности, а вместе с тем и основные проблемы социальной работы с данной категорией детей:
§ трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками вне учреждения
§ отчужденность, отстраненность от людей
§ нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства
§ низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им
§ слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним
§ потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу
§ неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны
§ несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное
§ несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения)
§ низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания
§ склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
|
В такой ситуации формируется четкая потребность в профессиональной социальной помощи, которая позволит подготовить детей-сирот, в частности, выпускников интернатных организаций к самостоятельной жизни.
Формы социальной работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов
1. Так, например, существует модель социализации и семейной реабилитации детей-сирот. Данная модель социальной помощи реализуется поэтапно.
Первый этап (основной): реализуется в период проживания в детском доме (школе-интернате) посредством программ по социализации и семейной реабилитации ребенка.
Цель этапа - адаптации детей к новым формам семейного воспитания и создание из детского сиротского сообщества в «семью коллективного типа» для обогащения жизненного, семейного опыта ребенка, приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучной семьи (на примерах взаимоотношений, ведения хозяйства, устройства быта, приобщения к духовным ценностям, традициям, практическим умениям и навыкам).
Второй этап (переходный): продолженная опека: когда выпускники детского дома (школы-интерната) делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка с взрослыми членами коллектива и участниками программ. На этом этапе выбор делает сам выпускник.
Цель этапа - создание условий поддержания установленных связей в среде детского дома (школы-интерната); продолжение работы по установившимся формам общения в рамках программы семейной реабилитации; оказание консультативной социально-правовой поддержки выпускников для полноценной адаптации к новым условиям жизни.
|
Третий этап (заключительный и совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования): поддержка выпускников в сложных жизненных обстоятельствах (возможность жить на своей площади, начать трудовую деятельность). Социальная работа включает в себя: посещение выпускников по месту жительства; оказание консультативной социально-правовой поддержки; работа с будущими мамами и молодыми семьями.
2. Семейная модель воспитания и социализации детей-сирот – практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома – в «гостевую семью». Как правило, это осуществляется в выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников. Благодаря данной форме социальной работы у детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Таким образом, создаются оптимальные условия для формирования позиций о возможности благополучия семьи и семейных отношений, а также семьи как приоритетной ценности.
Также в рамках семейной модели воспитания и социализации детей-сирот реализуются проекты, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству,кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.
|
Кроме того, осуществляется помощь выпускникам в связи с рождением ребенка. Цель - сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни, что позволяет уменьшить вероятность повторения судьбы своих родителей.
Огромную роль в подготовке к будущей семейной жизни выпускников детских домов и интернатных учреждений играют социально-психологическая, социально-педагогическая и материальная помощь. Социальная помощь ориентируется на Закон РФ Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 28 ноября 2015 года). Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (преамбула в редакции, введенной в действии с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 января 2010 года Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 315-ФЗ. В данном Законе закрепляются основополагающие права данной категории детей, которые являются приоритетными для формирования будущей самостоятельной жизни детей-сирот.
Немаловажным моментом в подготовке выпускников интернатных учреждений в образовании семьи является возможность трудоустройства и приобретения постоянного места работы. Здесь социальная помощь опирается на целевые государственные программы содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации детей-сирот.
Таким образом, социальная работа с детьми-сиротами направлена, в первую очередь, на создание оптимальных и комфортных условий для подготовки их к будущей самостоятельной жизни вне того учреждения, где они провели свое детство. И наиболее приоритетным моментом является формирование мотивации на создание совей собственной семьи, благополучной семьи, которая бы отличалась от той, из которой ребенок попадает в детский дом или школу-интернат.