Мигранты - это категория людей, которые или добровольно, или вынужденно изменяют (теряют) прежнюю территориальность, что влечет за собой временную или постоянную потерю многих прав человека, в том числе на социальное обеспечение и обслуживание (медицинский уход, жилье, пища, одежда и т.д.).
Социальный работник должен постоянно ориентироваться в социологических аспектах миграции. Вынужденная миграция или добровольная, эмиграция или иммиграция, законная или незаконная, внешняя трудовая или внутренняя социально-экономическая, межрегиональная, сельско-городская, перемещение репрессированных народов, возвратная и невозвратная — каждый из видов накладывает свой отпечаток.
В настоящее время на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. Социальные работники должны уделять внимание всем видам миграции, участвовать в разработке и реализации научно обоснованной политики переселения и реинтеграции.
Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые — это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые — это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе.
Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др.)
|
|
Социальному работнику часто приходится выступать как юрисконсульту мигрантов. Это серьезная и ответственная часть социальной работы. Для них важна не только и не столько свобода передвижения и выбора места жительства, сколько государственно-правовая защищенность, расселение в случае вынужденного перемещения, реинтеграция и адаптация, для чего необходима реализация права на социальное обслуживание, трудоустройство, образование детей, медицинскую, психологическую, правовую помощь.
Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; религиозные, педагогические.
Для нас интерес представляют социально-педагогические проблемы.
Наиболее типичные трудности детей-мигрантов связаны:
- с отличием программ обучения от привычных им
- с языковым барьером
- длительным перерывом в учебной деятельности
- потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.
Проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов: если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами - эмоциональным переживанием ситуации, социальной нестабильностью, психологическим кризисом. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я-концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь.
|
|
Для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа с семьей, которая включает в себя:
- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательной организации, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке
- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения
- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации
- повышение психологической культуры взаимодействия педагогов, родителей, детей
- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательной организации
- обеспечение защиты прав детей в образовательной организации и семье.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:
- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.)
- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);
|
|
- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями)
- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).
Для преодоления дезадаптации детей мигрантов в образовательной организации должны быть подключены все специалисты, однако целесообразно выделить рабочую группу специалистов, в первую очередь ответственных за данное направление: классные руководители, учителя-словесники, социальные педагоги, педагоги-психологи.
Можно условно обозначить следующий механизм построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации, направленный на успешную адаптацию детей мигрантов:
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательную организацию детей мигрантов (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, обучающихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.
Совместную работу образовательного учреждения с семьями мигрантов можно условно разделить на два направления:
|
|
- объединяющие мероприятия, способствующие сближению обучающихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);
- мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты.
Данные мероприятия служат сохранению и развитию традиций многонационального округа. В их число входят многонациональные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, включая фестивали семейных театров и фольклорных групп.