Тема патриотизма в романе «Война и мир»




Текст 11

РОДИНА

Творческое задание. Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица. Поразмышляйте, как соотносятся понятия «интернационализм» и «патриотизм». Что они значат для вас?

Вариант №1.

Среди двух общественных понятий интернационализма и патриотизма мы чаще всего слышим второе. С детства нас учат, что нужно быть патриотом своей Родины. В понятие «быть патриотом» включается чаще всего защита Родины в войне с оружием в руках.

Но это и поддержка отечественных товаров, отечественных певцов на мировой сцене. Быть патриотом – это болеть за спортсменов родной страны, за их сборные. А также бережное отношение к родному языку, всевозможное исключение из него иностранных слов. Но этого мало, патриотизм требует человечного доброго отношения к свом землякам. «Настоящий патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего, народ» - говорил русский писатель Николай Чернышевский.

Слово «интернационалист» мы слышим редко. Оно иногда кажется каким-то устаревшим, из Советского Союза. И только недавно я понял, что его значение шире и глубже, чем значение патриотизма. Задумался я об этом, услышав афоризм англичанина доктора Джонсона «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Сначала фраза показалась мне более чем странной. И потому натолкнула на размышления.

Интернационалистом называют человека, который принимает и уважает все народы мира. Он мыслит не категорией «мой народ лучший», а «все люди – братья». И не делает различий между людьми своей расы и национальности, и всеми прочими.

По-моему мнению, человек способен быть и патриотом, и интернационалистом одновременно. Это не противоречит друг другу.

Просто не нужно зацикливаться на своей любви к Родине и доводить ее до того предела, когда «мы хорошие, а все остальные вокруг враги, мы о них не говорим и ничего от них не берем». Тогда человек и вправду быстро станет не патриотом, а негодяем.

Украинский поэт Тарас Шевченко писал о правильном подходе к интернационализму и патриотизму в своих стихах: «И чужому учитесь, и от своего не отказывайтесь».

Вариант №2.

Что такое интернационализм? Необходимо ли учиться интернационализму? Как и когда нужно прививать это чувство людям? Эти вопросы являются сторонами проблемы воспитания интернационализма, которую поднимает в данном тексте Б.Васильев.

Размышляя над поставленной проблемой, автор вспоминает свое детство, которое он провел в Смоленске, где жили люди многих национальностей. Б.Васильев показывает нам теплоту их взаимоотношений. Например, прохожий всегда мог попросить детей помочь старушке, и этот прохожий "мог быть русским или эстонцем, поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка - тем более: это было нормой". Автор уверяет читателей в том, что интернационализм - это важное качество, которое должно быть присуще каждому. Его необходимо воспитывать в человеке с самых ранних лет. "... с самого нежного возраста... мама... прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма,"- с благодарностью вспоминает Б.Васильев. И хочется верить, что традиция мирно жить в многонациональном государстве сохранится навсегда.

Действительно, необходимо воспитывать в людях интернационализм с самого детства. Ведь очень важно уметь поддерживать добрые и дружеские отношения с разными людьми. В правильности такой точки зрения меня убеждают произведения художественной литературы. Так, герои повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" русский Колька и чеченец Алхузур стали настоящими друзьями вопреки войне. Алхузур помогает Кольке и даже отрекается от своего собственного имени, чтобы спасти друга.

Об интернационализме повествует и Л.Н.Толстой в рассказе "Кавказский пленник". Русский офицер Жилин попал в плен к горцам, но девочка Дина, несмотря на то что идет война и Жилин фактически враг ее народа, носит ему еду и помогает бежать, когда узнает о том, что взрослые собираются его убить.

Интернационализм - это важное и нужное качество. Конечно же, необходимо воспитывать его в людях, и делать это надо с раннего детства..

Вариант №3.

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них давно основано от века По воле бога самого Самостоянье человека — Залог величия его. А. С. Пушкин

Патриотизм — знание истории Родины, современных важ­нейших событий в стране, интерес к ее будущему, чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу, бережное отношение к природе, народ­ному достоянию; активная подготовка к защите Родины.

Интернационализм — интерес к культуре и искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, доброволь­ное участие в мероприятиях интернационального характера.

Родина начинается с первой тропинки от твоего порога. С под­солнуха у плетня. С ивы над старым колодцем. С росою в холодной траве. А может быть, еще раньше? С лица матери, склонившейся над тобой? С древней-предревней сказки, услышанной еще в ко­лыбели? Или с песни ветра в длинные зимние вечера?

На это никто не может ответить. Потому что Родина — это все, вместе взятое. И что-то еще — большое, огромное. Что? От­чего в чужом лишь краю вспомнит человек старую, потемнев­шую от дождей ветлу на дороге к дому, и взор его туманится, и сжимается сердце, а кровь давит в виски так, что кажется лоп­нут вены? Расул Гамзатов, побывавший во многих странах мира, писал: «Пусть простят меня народы Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть про­стят меня женщины Польши, Японии, Рима — я любовался вами, но сердце мое билось спокойно, а если и учащалось его биение, то не настолько, чтобы пересыхало во рту и кружилась голова.

Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал, сердце мое в груди раскачалось так, что больно ребрам, в глазах моих затуманилось, и голова закружилась, будто я болен или пьян?»[22].

А вот что пишет в своем сочинении ученица: «Я читала в книгах, слышала, что есть тоска о Родине, но в глубине души были сомнения: а правда ли, что эта тоска столь сильна? И вот я уехала за пределы Родины лишь на две недели. И что же? Каж­дый день вечером ждала бой курантов по радио, и лишь тогда засыпала, чувствуя рядом частичку Родины»[23] (Рита Мурашко, Минск).

Чувство любви и благодарности к матери у своих питомцев — основа всех начал. Из этого чувства вырастает и любовь к людям, и любовь к Родине. Отношение к матери — зеркало наших отно­шений к людям. Бывает, много лет живешь рядом с близким и дорогим человеком, но не видишь его, потому что занят собой. Незавидна участь тех, кто впервые «увидит» маму, когда ее уже не станет.

 

Текст 12

ПОДВИГ МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.

Вариант №1.

Величина научного открытия (и популярности его автора), безусловно, определяется его практическим значением для людей. Великий греческий математик и механик Архимед является автором многочисленных открытий и изобретений, овеянных легендами и полезных до сих пор. Именно принимая ванну ученый придумал, как определить объем предмета неправильной формы. С криком «Эврика!» он открыл основной закон гидростатики: объем тела равен объему вытесненной им жидкости. Он соорудил систему блоков, с помощью которых одним движением руки смог спустить на воду тяжеленный многопалубный корабль. Это изобретение позволило Архимеду заявить: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»

Но современники ученого, жители Сиракуз, поминают его имя добром, потому что он помог им одолеть римских захватчиков. Он соорудил мощные метательные машины, краны, захватывающие корабли противника (так называемые «когти Архимеда»), собрал более семидесяти гладко отполированных щитов и, сфокусировав на них солнечные лучи, поджег флот врага.

Такова была чудесная сила одного человека, одного дарования, что современник ученого, историк Полибий, считал, что римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца.

Вариант №2.

В каждой эпохе есть люди, которые раздвигают границы известного. Вся их жизнь – поиск, служение науке и Родине.

XIX век стал временем географических открытий, совершенных русскими исследователями.

Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803 году на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна. Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями Российской Империи. Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию.

Путь «Надежды» лежал через Атлантику, вокруг Америки. Во время плавания велись астрономические и метеорологические наблюдения. Крузенштерн первым составил подробные карты Сахалина, Японии, южного берега Нуку-Хивы, открыл несколько проливов между Курильскими островами, выступил основоположником в проведении океанологических исследований. Кроме того, были собраны богатые зоологические и ботанические коллекции, а также этнографические материалы. Участники плавания впервые познакомили ученых с двумя древними «экзотическими» народами – айнами (Хоккайдо и Сахалин) и нивхами (Сахалин). Были составлены словари, чукотский и айнский. Бытовые предметы, привезенные экспедицией, пополнили коллекцию Музея этнографии Академии Наук.

Известно, что во время плавания, когда русские моряки впервые пересекали экватор, матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями. Командующий экспедицией с гордостью ответил: «Для славы науки и отечества нашего!». 198 слов

 

Вариант №3.

Михайло Ломоносов … Величайший гений Земли Русской, ярчайший пример служения Отечеству. По необъятности интересов он превосходил даже Леонардо да Винчи. Одно перечисление родов занятий великого ученого впечатляет: химия и физика, металлургия и горное дело, астрономия, география и этнография, народное просвещение, история, языкознание, ораторское искусство и поэзия, экономика и социология, организация науки и производства. Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, чем завоевал мировую славу.

Сам Ломоносов больше думал не о своей мировой славе, а о развитии и укреплении России. Крепкими узами он был связан с русским народом и с Отечеством и не жалел сил и трудов для их блага. Ломоносов создал для потомков научную, образовательную и культурную базу, познание которой нынешним поколением позволит быстро вернуть величие России.

Подытоживая свой жизненный путь, Ломоносов писал, что природа дала ему терпение, благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, мешающих распространению науки в Отечестве. А препятствий было много. И главное из них – это насаждаемая в годы царствования Анны Иоановны западная модель развития с её механистической картиной мира, с ее чуждым русской душе стремлением к наживе и к господству над природой и народами.

Главное, что сейчас должны взять из Ломоносовского наследия на вооружение патриоты России - это его отвагу, дерзость, умение постоять за себя и Россию. Главную суть ломоносовского наследства верно осознал и выразил в стихах поэт и дипломат Ф.И. Тютчев: «Да, велико его значенье. Он верный Русскому уму. Завоевал им Просвещенье!».
«Русский ум», которому хранил верность Ломоносов, по-научному называется – антропокосмизм, т.е. человек – часть Космоса. Это особое космическое миропонимание русского народа, коренным образом отличающееся от западного антропоцентризма, в котором человек возвеличен сверх меры. Ломоносов, получивший образование в Европе, отверг европейский антропоцентризм, как абсолютно неприемлемый и губительный для России. Основываясь на «русском уме», Ломоносов стал основоположником научного русского космизма. Он стал убежденным и активным проводником не западной, а русской модели развития России.

Великий ученый доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски. Главную роль в познании мира Ломоносов отводил языку и рассматривал его не как застывшее явление, а как живой развивающийся организм, зависящий от миропонимания и нрава народа, среды его обитания, уровня развития техники, науки, культуры. Ломоносов писал, что «без русской грамматики тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция”.

Ломоносов оставил нам, потомкам, много главных заветов, и среди них такие: служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса; правильно выбирать модель развития России, развивать науку, образование, культуру и экономику; заботиться о просвещении народа, создавая систему образования на основе тесной связи теории и практики; беречь и развивать русский язык, как главную святыню русского народа, как основу научного познания и духовного сплочения народов России, постигать русскую грамматику и риторику.

 

Вариант №4.

Великим учёным, который, как я считаю, думал о будущем народа, является женщина – физик Мария Кюри.

Недавно я прочитала книгу «Мария Кюри», написанную ее младшей дочерью Евой, журналистом по профессии. И эта выдающаяся личность вызвала у меня восхищение.

Ни одна женщина-ученый не пользовалась такой известностью, как она. Ей было присуждено десять премий и шестнадцать медалей. М. Кюри была избрана почетным членом ста шести научных учреждений, академий и научных обществ.

В начале ХХ века, когда замужние дамы сидели дома и занимались хозяйством и детьми, Мария Склодовская-Кюри получила две Нобелевские премии в области физики и химии, войдя таким образом в историю как единственная женщина, которая дважды удостоилась высшей награды в научном мире. Эта женщина произвела переворот в общественном сознании, так как после нее женщины смело начали заниматься наукой, не боясь насмешек со стороны ученых-мужчин.

Родилась она в Варшаве в большой, дружной и интеллигентной семье. В то время женщины не могли поступить в университет, поэтому Мария училась в подпольном «Вольном университете», в котором лекции читали профессора из настоящих университетов тайком на квартирах учащихся или преподавателей. Переехав во Францию, поступила на факультет естествознания Сорбонны.

Там же, во Франции, она встретила верного соратника и спутника жизни Пьера Кюри. Мария и Пьер Кюри открыли два новых радиоактивных элемента — радий и полоний.

Тогда еще не было известно губительное влияние радиации на организм, а перерабатывать пришлось тонны радиоактивной руды. Семейное счастье Марии длилось недолго, Пьер погиб под колесами экипажа. Несмотря на то что Мария была невероятно опечалена гибелью любимого мужа, она нашла в себе силы продолжать их общие исследования. Вскоре она стала первой женщиной-преподавателем Сорбонны, и руководила отделом исследования радиоактивности в Радиевом институте.

Наиболее меня впечатлили некоторые факты ее биографии. Мария Кюри на груди носила свой бессменный талисман – ампулу с радием, а работая с радиоактивными веществами, не предпринимала никаких мер безопасности. В годы Первой мировой войны Мария Кюри, вместе со старшей дочерью, которая тогда была еще подростком, ездила по госпиталям с первым рентген-аппаратом и обучала врачей делать рентген для того, чтобы более успешно проводить операции у раненых.

Талантливейший и гениальный ученый, самоотверженная Мария Кюри подорвала свое здоровье за годы работы с радиоактивными элементами. Она умерла от хронической лучевой болезни.

 

 

Текст 13

САД

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?

Вариант №1.

Конечно, лестно продолжить традицию великого писателя и украсить землю садом, который бы стал отражением твоей личности. Воспользовавшись технологией «вечной весны», я бы все-таки постарался быть оригинальным и создал бы сад-настроение.

Для встреч со своими родными, для душевных неспешных разговоров я создал бы уголок с беседкой, увитой оранжевыми граммофончиками кампсиса. Маленький саженец этого растения за один-два года превращается в шикарную древовидную лиану от трех до пяти метров длиной. У беседки я посадил бы любимые мамой чайные розы и душистый табак. Аромат цветов добавил бы свой нежный оттенок семейному вечернему чаепитию.

Для шумных встреч с друзьями я бы скопировал лесную поляну хвойного леса, оставив в центре место для костра. В жаркий полдень и в прохладный вечер ничто не сравнится с терпким, целебным ароматом хвои. А цветы в густую траву нужно высадить неброские, хорошо знакомые с детства: ромашку, васильки, колокольчики, ландыши. Только представьте себе: веселая беседа, шутки, розыгрыши, смех – а вечером песни у костра, печеная картошка с дымком… Красота!

Но бывают минуты, когда человеку, как воздух, необходимо одиночество. То ли нужно разобраться в самом себе, в своих поступках, то ли просто ощутить себя частью этого огромного мира и найти свое место в нем. Для таких моментов я бы устроил уголок в стиле японского сада. Традиционный японский сад является олицетворением Вселенной. В нем обязательно должен быть ручей, журчащий по камешкам, дорожки и участок из гравия, украшенный камнями необычной формы. А еще – много цветущих деревьев: сакура, слива и обязательно глициния. Важно также подобрать красиво цветущие травянистые растения и мох.

Этот сад одарит вас тем гармоничным пространством, в котором на вас снизойдут спокойствие и благодать. Вы восстановите душевное равновесие и снова будете рады встречам с друзьями и близкими.

Вариант №2.

Если бы у меня появилась возможность вырастить свой сад, то он был бы достаточно обширным, в нем росли бы плодовые деревья и декоративные кусты, разбиты клумбы с цветами. Маргаритки с нежно-фиолетовыми лепесточками и круглой, как солнышко, медовой серединкой. Классические ромашки в ослепительно-белых венчиках. Ярко-красный гибискус – он похож на пышное платье испанской танцовщицы, на большую и нежную бабочку, порхающую в воздухе. Арка, обвитая плющом,- это вход в сад.

Чего только нет в этом саду! И вишни, и сливы, и черешни, и различные кустарники: ежевика, красная и черная смородина. Прекрасные большие яблони, между которыми зеленеют целые поляны мяты. Есть здесь персидская махровая сирень, французский жасмин и другие редкие цветы. Когда они цветут, по всему саду разливается восхитительный аромат.

Там было бы множество тропинок и дорожек, гулять по которым так любит моя бабушка. Для неё бы под липой, как в журнальных картинках, стояло кресло-качалка. Тут хорошо посидеть в тишине и спокойствии, почитать книжку или заняться вязанием, откинувшись в кресле.

Мягкая, изумрудно-зелёная трава в моём саду так и манила пробежаться по ней босиком, бабочки, летавшие всюду, тоже удивляли. Поют птицы, прыгают ручные белки, спокойно расхаживают зайцы. Там росла бы яркая, сочная и крупная малина– просто загляденье. Такой отличный урожай получился благодаря тому, что дедушка выписывал разные журналы по садоводству, изучал статьи о лучших сортах ягод и фруктов, о правильном уходе за растениями. Специально для дедушки я бы поставила несколько пчелиных ульев, ведь он так любит заниматься пчеловодством- это его многолетнее хобби.

В моём саду есть небольшая деревянная беседка с окошками. У беседки я посадила бы любимые мамой чайные розы и душистый табак. Аромат цветов добавил бы свой нежный оттенок семейному вечернему чаепитию.

Однако самым красивым местом был бы ручей, журчащий по камешкам. Там было бы хорошо побыть наедине с самим собой, разобраться в своих поступках, или просто ощутить себя частью этого огромного мира и найти свое место в нем.

Сад имеет целительные свойства: он радует глаз красками, согревает душу ароматами. Я очень мечтаю создать именно такой сад!

Текст 14

ЗАМЕТКИ О ПАТРИОТИЗМЕ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст собственными размышлениями о том, что есть истинный патриотизм.

Вариант №1.

Патриотизм «самой высокой пробы и величайшей чистоты» – это нравственный и политический принцип, бескомпромиссная готовность в любую минуту пожертвовать самым ценным в своей жизни во имя любви к Родине.

Имя патриота, ставшего символом несгибаемой воли русского офицера,– Дмитрий Михайлович Карбышев, Герой Советского Союза. В начале Великой Отечественной войны он попал в плен, и концлагеря стали меняться один за другим: Замостье, Флоссенбург, Освенцим, Маутхаузен.... Немцы несколько раз предлагали военному инженеру свободу и почести в обмен на сотрудничество, но он с негодованием отказывался и говорил, что Родиной не торгует. 17 февраля 1945 года гитлеровцы вывели генерала и 399 заключенных на двадцатиградусный мороз, раздели и стали поливать холодной водой. Когда Д.М. Карбышев отклонился от напора холодной воды, то ударом дубинки по голове был убит. Тело генерала сожгли в крематории лагеря.

Сколько таких, как Дмитрий Михайлович, сильных духом, честных и мужественных патриотов, пожертвовало самым дорогим, чтобы мы сегодня могли радоваться восходу и закату солнца? Их подвиг - в наших сердцах, а память помогает нам сегодня верить в Разумное, Доброе, Вечное. 165 слов

Вариант №2.

Гордость за свою страну и любовь к ней это и есть проявление патриотизма. Патриот это не только человек, который слепо верит в то, что его странна лучшая, но и трезво оценивает все положительные и негативные факторы, которые можно изменить в лучшую сторону.

Ведь со временем приходит понятие того, что в мире существуют места живописней и красивей. И люди есть добрей и отзывчивей и это не обозначает, что любовь к родной земле исчезла, патриотизм угас. А наоборот, нужно прозрачно смотреть на все проблемы и менять все недостатки к лучшему. Когда случается, что страна в опасности, то истинный патриот всегда защитит её и если надо отдаст жизнь. Люди, которые дорожат своей землей, никогда не будут смотреть со стороны на врагов, которые захватывают родную страну.

Многие философы и поэты выдели патриотизму очень много времени и посвятили ему много произведений и рассуждений.

Философ Колар, по национальности чех, объяснил свою позицию таким образом, что главное в патриотизме это сами люди, их обычаи, уважение к предкам и к языку, а земля это всего лишь территория, которая без всего выше указанного ничего из себя не может представлять.

Другой знаменитый композитор Рахманинов будучи в Швейцарии создал в реальности подобие русской деревни, в которой прожил определенное время. Это показывает другое мнение человека на патриотизм. Родные места, хоть и искусственные помогли творцу и пробудили вдохновение.

Знамениты писатель Бунин, подчеркнул то, что творить на чужбине гораздо сложней, чем на родной земле и много людей тоскует по родно земле, даже на местах красивее и культурней, чем в родной стране.

Примеры патриотизма показаны и в уникальном романе «Война и мир». После нападение французов все люди объединились, и каждый внес свою лепту в борьбе за свободу, позабыв все недоразумения между собой.

Обобщив мнения многих деятелей, можно сказать, что в понятии патриотизма нельзя разделять народ и родную землю, так как они дополняют друг друга и не могут существовать раздельно.

Подводя итог, патриотизмом нужно считать проявление гордости и любви к родной земле, к родной природе и истории своего народа.

Вариант №3.

Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

атриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.

Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: "Береги честь смолоду". Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.

Обратимся еще к одному примеру: произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где патриотом является сам Тарас Бульба, что с детства учил своих сыновей (Остапа и Андрия) стойкости и боевому духу. Он считал, что за спасение Родины нужно отдать жизнь, лишь бы Отечество не попало в руки врагу. К сожалению, к одному из своих детей он не сумел привить чувство долга в полной мере, из-за этого Андрий, руководствуясь зовом сердца, покидает своих близких, переходя на чужую сторону. Он сделал выбор, который его отец – Тарас Бульба – простить не сумел. За жестокий поступок героя по отношению к отцу, Андрий умер от его руки, последние слова, что он услышал из уст Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Что и случилось, трагедия! Но это жизнь, у каждого человека свои взгляды на неё, так что для одних патриотизм превыше всего, для иных – это не воспринимается близко к душе.

Таким образом, чувство долга и ответственности перед родиной должно воспитываться с детства так, чтобы оно не пропадало ни при каких обстоятельствах. Патриотизм – это добровольная ответственность не только перед Отечеством, но и перед людьми. Этого не стоит забывать. Патриотом быть не просто! Но, если привить к себе это прекрасное качество, то жить станет легче. Выбор, прежде всего, за самим человеком!

 

Тема патриотизма в романе «Война и мир»

Тема патриотизма в романе «Война и мир» является одной из центральных. Не случайно ей посвящёны почти два тома знаменитой эпопеи.

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров. Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу». Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка». Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть».

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора «с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины. Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах. Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой. Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: