ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА




ВВЕДЕНИЕ

Речевым этикетом называют систему требований, которые разъясняют нам, как следует устанавливать, налаживать и поддерживать контакт с другими людьми в той или иной ситуации. Его определяют пол, возраст, степень родства, знакомства участников диалога. Формула речевого этикета - это устоявшиеся слова и выражения, используемые для знакомства, приветствия, прощания с собеседником и т.п.

 

Для доказательства этого можно привести выражение, использование которого строго ограничено в общении, - «Какие люди». Во время использования этой фразы у произноящего нет намерения узнать, кого же именно он увидел; в речи эта фраза служит непринужденным сигналом к началу дружеского разговора, созданию некоторых уз общности между собеседниками. Однако говоря подобное начальнику, преподавателю или просто незнакомому человеку, мы выходим за так называемые «рамки приличий», социальные ограничения, в частности и в языке, не дающие использовать некоторые слова и выражения в общении с другими людьми.

Стоит также отметить, что речевой этикет присутствует не только в повседневном общении, но и в профессиональной этике, где используется даже активнее. К примеру, военнослужащий при встрече со старшим по званию обязан поприветствовать его фразой «Здравия желаю, товарищ...», а пилот самолёта всегда начинает своё обращение с фразы "Уважаемые пассажиры,...". Из этого можно сделать вывод о том, что речевым этикетом и его формулами пронизаны все сферы человеческой коммуникации.


 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1) Фатическая функция.

Само слово "фатический" произошло от латинского "говорить", что достаточно уже определяет ее назначение. Она служит для того, чтобы обслужить речевой акт собеседников как таковой. Примером может послужить формула речевого этикета, по контексту своего употребления похожая на упомянутую выше, - "Кого я вижу". Рекомендуется обратить внимание на данный пример (Рисунок 1).

 

Рисунок 1

2) Аппелятивная (призывная) функция.

Она обусловливает разницу в обращении внимания собеседника к разговору посредством различных фраз. В одной ситуации мы скажем "гражданин", в другой "Александр Петрович", а в третьей "Сашенька". Это будет зависеть от того, кто, к кому и в какой ситуации обращается.

 

 

Это следует и из приведенной формулы (1), очевидно из второй формулы (2), описывается в третьей формуле (3).

 

 

 

 

 

 

 

3) Волютативная функция (функция волеизъявления).

По большей части проявляется в ситуациях, когда говорящему что-то требуется от собеседника. При разговоре с незнакомым человекуом в общественном транспорте чаще всего нами будет сказано - "Прощу прощения, не могли бы вы отойти?", а тому, с кем ранее уже был установлен контакт, соседу или товарищу, - "Отойди пожалуйста." Тем самым человек воздействует на собеседника, побуждая его совершить какое-либо действие, не интересуясь, удобно ему это или нет, посредством формул речевого этикета.

Данная ситуация демонстрируется на следующей фотографии (Рисунок 2).

 

Рисунок 2

 

Достаточно провести анализ данной в таблице (Таблица 1).

 

 

Таблица 1. Соответствие стилей речи

Стиль речи Соответствие
Нейтрально-вежливый Фатическая, Эмотивная
Деловой Аппелятивная, Волютативная
Научный Аппелятивная
Публицистический Волютативная, Эмотивная

 

4) Эмотивная функция.

Выражает чувства, эмоции и отношение человека к собеседнику. "Рад вас видеть", "Приятно познакомиться" и подобные им фразы чаще всего используются нами в различных ситуациях и лучше всего отражают эту функцию.

Данные, приведенные в таблице (Таблица 2) с достаточной точностью подтверждают это.

Таблица 2. Функции языка

Функция Сфера применения Способ применения
Фатическая Все виды речи Коммуникация
Аппелятивная Военный стиль речи Обращение
Волютативная Деловой, повседневный стиль речи Просьба
Эмотивная Повседневный стиль речи Восклицание

 

 

ГЛАВА 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: