ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ




Речевой этикет по своей сути служит выражением наших эмоций и отношения к собеседнику, и по тому, в каких формах он выражается, можно судить об уровне культуры, образованности и круге общения человека. Существуют стереотипные фразы для приветствий, прощаний, просьб и всех остальных случаев устного взаимодействия людей, и умение правильно их придерживаться и составляет собой верное использование речевого этикета. Это вы можете наблюдать на данной фотографии (Рисунок 3).

Рисунок 3

Способность быть приятным собеседником позволяет нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Прежде всего необходимо выбрать интересную обоим участникам диалога тему для разговора, учитывая интересы, занятия, знания и настроение ее участников. Бестактностью и неуважением по отношению к собеседнику считается использование в диалоге незнакомой ему терминологии, лексики из неизвестного ему языка. Взгляните на приведенный пример (Рисунок 4).Отрицательную реакцию может вызвать также разговор на отвлеченные темы с погруженным в переживания или занятым серьезной работой человеком.

Рисунок 4

 

Это также объясняется приведенными ниже формулами (4), (5) и (6).

;  

 

 

 

 

 

Существуют так называемые "запретные темы": так, с тяжелобольным будет грубым говорить о его болезни, во время дороги о дорожных происшествиях, а за обедом о портящих собеседнику аппетит вещах или блюдах. Крайне важным является умение обойти спорные темы, касающиеся национальности, религии и политики. Они eсть у каждого человека, однако навык уступать в беседе, признавая и понимая ценность точки зрения оппонента, в действительности очень важен для успешного диалога. Например, попытка перевести разговор в более спокойное и повседневное русло практически всегда будет положительно рассмотрена собеседником.

Стоит также отметить необходимость соблюдения чистоты своей речи. Ошибки в грамматике и произношении, отсутствие уверенности, честности и искренности само по себе исключает следование речевому этикету. Ради этого желательно верно понимать смысл слова "вежливость" и соответствовать ему: не давать советов, когда о них не просят, не задавать вопросы, на которые собеседник не захочет отвечать и не давать ответов, выражающих превосходство.

Точному следованию речевому этикету поможет наличие определенной позиции по отношению к неизбежным порою спорам. Конечно, не вступать в них - наилучший вариант разрешения проблемы подобного рода, однако сделать это удается не всегда. В таком случае, стоит сконцентрировать внимание не на взгляде оппонента на проблему и не на его личности, а на своей собственной точке зрения и поиске адекватных ей доказательств. Тогда спор, вероятно, будет разрешен без лишних конфликтов. В случае, если в процессе диспута вами была осознана неправильность своей точки зрения, то следует заявить об этом и признать это. Не ошибается только тот, кто ничего не делает

Таблица (Таблица 3) послужит хорошим примером сказанному выше.

 

Таблица 3. Способы следования речевому этикету

Проявление вежливости. «Вы не могли бы отойти?»
Соблюдение субординации. «Здравствуйте, Андрей Владимирович!»
Выражение участливости «Ах, с вами всё в порядке? Это, должно быть, очень больно!»

 

Еще одним важным моментом является критика действий собеседника. Ее стоит озвучивать в благожелательном тоне, предлагая способы исправить ситуации и ища пути к ее улучшению. В процессе этого следует выделить то, что по вашему мнению собеседнику удается лучше всего, и сказать это в некотором контрасте к собственной негативной оценке его поступков.

 

Рекомендуется ознакомиться с данными, приведенными в следующей таблице (Таблица 4).

 

Таблица 4. Примеры употребления

Просьба о помощи. «Вы не могли бы подсказать, как пройти?»
Начало разговора. «А неплохая погода сегодня, не думаете?»
Извинения. «Мне действительно очень жаль! Прошу вас, такого больше не повторится.»

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: