Конструкция. Расчеты на прочность.




Лекция. Тема 3. Валы и оси. Назначение, классификация.

Валы предназначены для передачи крутящего момента и поддержания установленных на них деталей вращающихся вокруг оси вала. Помимо крутящих моментов валы загружены поперечными силами и изгибающими моментами от усилий в зацеплениях, опорах, муфтах и других, связанных с ними, рабочих органов машин.

Оси обеспечивают вращательное вращение звеньев, загружены поперечными силами и изгибающими моментами и не передают полезных крутящих моментов. Оси могут быть вращающимися и неподвижными.

Опорные участки валов и осей служат для их установки в опорах и называются цапфами.

Участки, где закреплены вращающиеся детали (колеса, муфты и др.) называют несущими участками. Переходные участки соединяют опорные и несущие участки. Место сопряжения двух участков разных диаметров называют галтелью. Концевые цапфы, которые воспринимают радиальные силы называют шипами, а промежуточные – шейками.

Цапфы, воспринимающие опорные реакции, направленные вдоль оси называют пятами.

В случае, когда вращательное движение преобразуется в поступательное (и наоборот) используют непрямые валы. При необходимости применяют гибкие проволочные валы. На рисунке 3.1. Представлена классификация валов и осей.

Рисунок 3.1 – Классификация валов и осей

Различают валы жесткие и гибкие. Жесткие валы делятся на прямые и непрямые: эксцентриковые, кулачковые и коленчатые. Прямые валы могут быть гладкими или ступенчатыми, сплошными или полыми.

Различают три типа соединений гибким валом: силовые приводы, приводы управления и приводы контроля.

Конструктивные формы валов и осей определяются способом закрепления на них деталей с учетом, чтобы каждая из них свободно проходила по валу до своего посадочного места.

Конструктивные формы цапф определяются направлением и величиной опорных реакций, конструкцией опоры, условиями фиксации, регулировки зазоров и другими требованиями.

Для валов и осей применяют материалы с достаточно высокими механическими характеристиками и малой чувствительностью к концентрации напряжений: стали марок 20, 30, 40, 45 и 50. Тяжелонагруженные валы изготавливают из легированных сталей марок 20Х, 40Х, 40ХН, 30ХГСА, 40ХН2МА, 12Х2, Н4А, 18ХГТ.

Применяют также бронзы, алюминиевые и титановые сплавы. Для увеличения износостойкости цапф применяют местное увеличение твердости, которая достигается закалкой и отпуском, химико-термической обработкой и другими методами.

Задачами расчета валов и осей являются обеспечение объемной прочности, ограничения деформации изгиба и кручения, а также возможных поперечных и крутильный колебаний.

Предварительным расчетом определяют основные размеры валов и осей при пониженных допускаемых напряжениях в материале, на основании чего делают проработку конструкции.

После установления истинных напряжений в рабочем варианте изделия осуществляют проверочный расчет и при необходимости вносят коррективы.

Величина и направление внешних сил и моментов зависит от типа передач и способа установки деталей на валах.

В качестве расчетной принимают наибольшую возникающую при эксплуатации нагрузку с учетом динамических воздействий. Валы испытывают напряжения кручения и изгиба. В сечениях, где имеют место изменение формы и размеров возникает концентрация напряжений, которая учитывается экспериментально и теоретически установленными коэффициентами.

В процессе эксплуатации могут возникнуть биение вала, колебания и вибрация, что приводит к отклонению фактических показателей от регламентных и выфзывает поломку. В большинстве случаев воздействие имеет циклический характер, что приводит к усталостному отказу в зоне концентратора напряжений. На рисунке 2 представлена схема усталостных разрушений валов и осей.

Для увеличения прочности необходимо обеспечить оптимальное распределение давлений в соединениях и напряжений в валах, а также свести к минимуму количества концентраторов.

В начальной стадии проектирования при отсутствии данных об изгибающих моментах предварительно диаметр вала d, мм, устанавливают по величине крутящего момента Т, Н∙м.

d= (3.1)

Рисунок 3.2. – Схема усталостного разрушения валов и осей.

 

В случае, когда в предполагаемом опасном сечении вала помимо крутящего момента Т известен изгибающий момент М, Н∙м, то используют для расчета третью теорию прочности

s э= , (3.2)

где s э – эквивалентное напряжение; s и t- нормальное и касательное напряжения

соответственно.

После определения расчетных нагрузок составляют расчетную схему и устанавливают величину поперечных сил и изгибающих моментов в опасных сечениях в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а также рассчитывают крутящие моменты.

Установим приведенный момент

, (3.3)

где Mх и My - горизонтальная и фронтальная составляющие изгибающего момента.

Далее, получаем s

s= (3.4)

Откуда диаметр вала

d= . (3.5)

 

Расчет осей на статическую прочность выполняют в такой же последовательности как и для валов, считая что при определении приведенного момента крутящий момент равен нулю.

Допускаемое напряжение для валов и осей устанавливают с учетом механических характеристик материала, из которого они изготовлены, а также источника концентрации напряжений и диаметра вала.

Для валов и осей, подверженных воздействию длительных переменных нагрузок в циклическом режиме, когда наибольшую опасность представляет усталостное разрушение, расчет на выносливость производят как проверочный.

Расчетное значение коэффициента запаса прочности для опасных сечений принимают как проверочный расчет и устанавливают по формуле

s=ss∙st / , (3.6)

где ss и st - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям соответственно.

Ss=sR/[(ks/es) sa + ys× sm ]; (3.7)

St=tR/[(kt/et) ta +yt×tm], (3.8)

где sR и tR - предел выносливости при циклическом нагружении по нормальным и касательным напряжениям соответственно; sa и ta - амплитуды цикла по нормальным и касательным напряжениям соответственно

sа =0,5×10-6× (1– R sM и/Wo; (3.9)

tа =0,5×10-6× (1– R tT /Wр, (3.10)

где R s и R t - коэффициенты асимметрии изменения напряжений нормальных и касательных соответственно; M и - изгибающий момент; Wo и Wр - моменты сопротивления вала осевой и полярный соответственно; sm иtm- среднее напряжение цикла нормальное и касательное соответственно; ys и yt - коэффициенты предела выносливости материала вала пр циклическом нагружении нормальными и касательными напряжениями соответственно; ks/es и kt/et - коэффициенты концентрации по нормальным и касательным напряжениям соответственно с учетом масштабного фактора

sm= 0,5×10-6× (1+Rs)×Mи/Wo ; (3.11)

tm =0,5×10-6× (1+Rt)×T/Wр (3.12)

Минимально допустимое значение коэффициента прочности s =1,5. При необходимости производят расчет на жесткость и колебание валов и осей т.к. крутильные и поперечные деформации валов влияют на точность привода

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: