Тема: Классификация и свойства пластических материалов.




Глава: Технология обработки пластических материалов.

Плас­ти­чес­кие ма­тери­алы ак­тивно ис­пользу­ют­ся при соз­да­нии скульптур­но­го об­ра­за. Со­дер­жа­ние скульпту­ры не­раз­рывно свя­зано с ма­тери­алом. С од­ной сто­роны, ма­тери­ал за­да­ет нап­равле­ние в фор­мо­об­ра­зова­нии, при­водя к рас­кры­тию плас­ти­чес­ко­го об­ра­за, с дру­гой — обус­ловли­вая ха­рак­тер фор­мы, об­раз дик­ту­ет вы­бор ма­тери­ала. В три­аде «со­дер­жа­ние—фор­ма—ма­тери­ал» фор­ма выс­ту­па­ет свя­зу­ющим эле­мен­том, пос­редни­ком меж­ду за­мыс­лом и воз­можностью его воп­ло­тить. Скульптур­ный об­раз мо­жет быть соз­дан тог­да, ког­да все три ком­по­нен­та бу­дут гар­мо­нич­но вза­имо­действо­вать. При этом фор­ма ста­нет зри­тельно ося­зательной бла­года­ря ма­тери­алу, а ху­дожес­твен­ную цен­ность при­об­ре­тет с по­мощью за­мыс­ла.

Каж­дый из ком­по­нен­тов три­ады вно­сит оп­ре­делен­ную леп­ту в про­цесс соз­да­ния скульптур­но­го про­из­ве­дения. Ма­тери­ал из­на­чально на­цели­ва­ет скульпто­ра на раз­ви­тие идеи, его спе­цифи­чес­кие осо­бен­ности мо­гут быть ве­сомы­ми и при за­вер­ше­нии всей ра­боты. При­мером слу­жит ра­бота О. Роде­на «Ева», ко­торую он вы­пол­нил в двух ма­тери­алах: брон­зе и мра­море. Вос­при­ятие этих про­из­ве­дений раз­лично, что до­казы­ва­ет: вы­бор ма­тери­ала — не прос­то этап в ра­боте скульпто­ра, а твор­ческий по­иск, поз­во­ля­ющий на­ибо­лее ин­те­рес­но рас­крыть за­мысел.

В ра­боте над скульпту­рой ис­пользу­ет­ся це­лый ряд ма­тери­алов.

Ка­мень — один из са­мых древ­них ма­тери­алов, ко­торый при­менял­ся в скульпту­ре. Сна­чала он ас­со­ци­иро­вал­ся с не­ким бо­жес­твом, зас­тывшим в твер­дой фор­ме. Пос­те­пен­но ка­мень стал од­ним из из­люблен­ных ма­тери­алов для соз­да­ния раз­личных фи­гурок. Раз­ме­ры скульпту­ры за­висят от раз­ме­ра кам­ня. Ка­мень — при­род­ный ма­тери­ал, об­ла­да­ющий бо­гатой, слож­ной струк­ту­рой, по­это­му скульптор, прис­ту­пая к соз­да­нию про­из­ве­дения, ис­хо­дит из его стро­ения, не­пов­то­римых очер­та­ний. Каж­дая по­рода пред­по­лага­ет спе­цифи­чес­кие спо­собы об­ра­бот­ки, обус­ловлен­ные плас­ти­чес­ки­ми свойства­ми: фак­ту­рой, тек­сту­рой, зер­нистостью, твер­достью (плот­ностью).

Су­щес­тву­ет мно­жес­тво по­род кам­ня: гра­нит, ди­орит, ба­зальт, лаб­ра­дорит, пор­фир, си­енит, габ­бро, мра­мор.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки кам­ня: руб­ка (вы­сека­ние), вы­реза­ние, шли­фова­ние, уда­ление не­нуж­ных час­тей ма­тери­ала и пос­те­пен­ное выс­во­бож­де­ние объем­ной фор­мы.

Ме­талл — твер­дый ма­тери­ал, скульптур­ное изоб­ра­жение по­луча­ет­ся только пос­ле пред­ва­рительно­го до­веде­ния его до жид­ко­го сос­то­яния пу­тем на­кали­вания и плав­ле­ния, а за­тем от­ли­вания с пос­ле­ду­ющим от­верде­ни­ем.

Час­то в скульпту­ре ис­пользу­ет­ся брон­за. Она име­ет мно­го дос­то­инств, и в их чис­ле — проч­ность, дол­го­веч­ность, вы­рази­тельность. Вос­при­ятие об­ра­за, вы­пол­ненно­го из брон­зо­вой скульпту­ры, уси­лива­ет­ся бла­года­ря то­му, что тем­ный от­те­нок брон­зы, по­луча­емый при ее от­ливке, по­лиру­ют, и по­вер­хность при­об­ре­та­ет еще больший объем из-за иг­ры све­та и те­ни. В груп­пу ме­тал­лов вхо­дят так­же чу­гун, сви­нец, алю­миний, же­лезо, оло­во, медь, сталь.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла: литье, за­чис­тка, по­лиро­вание. Для об­ра­бот­ки жид­ко­го ме­тал­ла, в том чис­ле и брон­зы, иног­да при­меня­ют гальва­ноп­ласти­ку, для об­ра­бот­ки твер­до­го ме­тал­ла — ков­ку, че­кан­ку.

Син­те­тичес­кие твер­дые ма­тери­алы (же­лезо­бетон, цвет­ной це­мент, орг­стек­ло, эпок­сидные смо­лы, плас­тмас­са) — спла­вы, име­ющие осо­бую плас­ти­чес­кую вы­рази­тельность, обус­ловлен­ную спо­соб­ностью соз­да­вать раз­личные фак­ту­ры и цве­та.

Де­рево так­же от­но­сит­ся к чис­лу древ­нейших ма­тери­алов, ко­торые об­ла­да­ют бо­гаты­ми вы­рази­тельны­ми воз­можнос­тя­ми из-за сво­ей при­род­ной струк­ту­ры (го­довые кольца; во­лок­нистая ос­но­ва, ок­ру­жа­ющая ствол де­рева; цвет ко­ры и внут­ренней час­ти ство­ла; узор по­вер­хнос­ти, ее фак­турность).

В скульпту­ре при­меня­ют­ся сле­ду­ющие по­роды де­ревьев: сам­шит, граб, ки­зил, клен, тисс, гру­ша, кав­каз­ский орех, вяз, бук, бе­реза, дуб, ель, сос­на, то­поль, оси­на, ли­па, ясень, кедр, лис­твен­ни­ца, яб­ло­ня. Из-за ред­кости и слож­ности в об­ра­бот­ке не всег­да ис­пользу­ют­ся кеб­раччо и альго­робо, про­из­раста­ющие в Ар­генти­не.

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки де­рева — вы­реза­ние.

Кость от­но­сит­ся к твер­дым ма­тери­алам, про­из­водным от ос­танков жи­вот­ных. Иног­да, для то­го что­бы до­быть этот ма­тери­ал, ис­треб­ля­ли мно­гих жи­вот­ных (сло­нов, мор­жей), так как их кос­ти (бив­ни) счи­та­ют­ся на­ибо­лее цен­ны­ми.

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки кос­ти — вы­реза­ние, а с ХХ в. — выс­верли­вание.

Гли­на — так­же один из са­мых древ­них ма­тери­алов, при­меня­емых в скульпту­ре. Не все ее сор­та при­год­ны для ра­боты из-за вы­соко­го со­дер­жа­ния пес­ка и вяз­кости. На­ибо­лее упот­ребля­емые сор­та гли­ны: се­ро-бе­лая (се­реб­ристая), се­ро-жел­тая (ее оп­ре­деля­ют как су­хую), се­ро-зе­леная (жир­ная).

В за­виси­мос­ти от тех­но­логии вы­деля­ют нес­колько ви­дов ке­рами­чес­кой (гли­няной) скульпту­ры: тер­ра­кота, майоли­ка, фар­фор, фа­янс.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки гли­ны: леп­ка, об­жиг, гла­зури­рова­ние.

Плас­ти­лин по­хож по сво­им ка­чес­твам на гли­ну. Но в от­ли­чие от нее это не пол­ностью при­род­ный ма­тери­ал. Его пра­вильнее от­нести к ма­тери­алам ис­кусс­твен­ным, по­лучен­ным в ре­зульта­те ме­хани­чес­ко­го сме­шения нес­кольких ком­по­нен­тов. Плас­ти­лин очень элас­ти­чен и мя­гок, что поз­во­ля­ет ра­ботать в мел­кой плас­ти­ке и вы­пол­нять утон­ченные де­тали в скульптур­ном изоб­ра­жении. Од­на­ко он под­вержен тем­пе­ратур­но­му воз­действию, при больших тем­пе­рату­рах на­чина­ет те­рять фор­му. По­это­му ча­ще все­го его ис­пользу­ют для вы­пол­не­ния эс­ки­зов в про­цес­се скульптур­ных по­ис­ков, в ра­ботах, ко­торые не рас­счи­таны на дол­го­веч­ность. В ка­чес­тве ос­новно­го ма­тери­ала для соз­да­ния больших как по раз­ме­ру, так и по зна­чимос­ти объем­ных плас­ти­чес­ких об­ра­зов плас­ти­лин не при­меня­ет­ся, но до­вольно час­то его мож­но встре­тить в ра­ботах жи­вопис­но­го пла­на. Бла­года­ря по­дат­ли­вос­ти и плас­тичнос­ти плас­ти­лином ри­су­ют, соз­да­вая по­лу­объем­ные изоб­ра­жения на плос­кости (на кар­то­не и фа­нере). Та­кие про­из­ве­дения от­но­сят­ся к жи­вопи­си.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки плас­ти­лина и при­меня­емые инс­тру­мен­ты те же, что и при ра­боте с гли­ной.

Воск в скульпту­ре — од­новре­мен­но и час­тое и ред­кое яв­ле­ние, пос­кольку его мо­гут при­менять в фор­мовке для под­го­тови­тельной ра­боты и для соз­да­ния са­мос­то­ятельных скульптур­ных про­из­ве­дений. В про­цес­се наг­ре­вания воск лег­ко при­об­ре­та­ет лю­бую фор­му, ко­торую за­думы­ва­ет скульптор.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки вос­ка: наг­ре­вание, пос­ле че­го из не­го мож­но ле­пить лю­бой плас­ти­чес­кий об­раз, или до­веде­ние до рас­плав­ленно­го сос­то­яния с пос­ле­ду­ющим вы­лива­ни­ем в за­ранее под­го­тов­ленную фор­му. В пос­леднее вре­мя про­цесс литья из вос­ка при­меня­ет­ся для из­го­тов­ле­ния све­чей, име­ющих раз­личные кон­фи­гура­ции и вы­пол­ня­емых в ви­де скульптур ма­лой фор­мы.

Гипс, как и воск, мо­жет быть как вспо­мога­тельным ма­тери­алом, ис­пользу­емым на пер­во­начальных ста­ди­ях вы­пол­не­ния скульпту­ры, так и ос­новным. Его ис­пользу­ют при от­ливке, так как он, пред­став­ляя со­бой по­рошок, раз­во­димый в во­де, быс­тро зас­ты­ва­ет. Из сы­рой гип­со­вой мас­сы мож­но соз­дать плас­ти­чес­кий об­раз пу­тем леп­ки, но про­цесс этот дол­жен быть крат­ковре­мен­ным, пос­кольку гипс быс­тро те­ря­ет свою элас­тичность. Гип­со­вую скульпту­ру иног­да рас­пи­сыва­ют или то­ниру­ют под ме­талл.

Стук схож по сво­им свойствам с гип­сом (из­весть, тра­вер­тин с до­бав­ле­ни­ем тол­че­ного мра­мора или че­репи­цы).

Стек­ло от­но­сит­ся к тем ма­тери­алам, цен­ность ко­торых зак­лю­ча­ет­ся в их хруп­кости. Имен­но утон­ченность поз­во­ля­ет соз­дать ори­гинальные, не­обыч­ные по фор­ме скульптур­ные стек­лянные изоб­ра­жения.

Бу­дучи син­те­тичес­ким ма­тери­алом, стек­ло об­ла­да­ет ши­рокой цве­товой гам­мой, ко­торая при­да­ет скульпту­рам осо­бую вы­рази­тельность, рас­кры­ва­ющую оп­ре­делен­ную идею. В пос­леднее вре­мя стек­лянная скульпту­ра раз­ви­ва­ет­ся бла­года­ря сов­ре­мен­ным тех­но­логи­ям и при­об­ре­та­ет все но­вые трак­товки и фун­кции — от ути­литар­ной (прос­то­го ста­кана) до ху­дожес­твен­но-эс­те­тичес­кой (ста­ту­эт­ки ма­лой фор­мы, вы­пол­ненные в мел­кой плас­ти­ке).

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки — вы­дува­ние.

Лед, снег — ма­тери­алы, с по­мощью ко­торых мож­но соз­дать про­из­ве­дения скульпту­ры «на один день». Родс­твен­ные ком­по­нен­ты од­ной це­пи яв­ле­ний, они об­ла­да­ют уди­вительны­ми ка­чес­тва­ми, а имен­но: спо­соб­ны из­ме­нять свои свойства, пе­рехо­дить из од­но­го сос­то­яния в дру­гое, что не поз­во­ля­ет соз­да­вать дол­го­веч­ные скульпту­ры, ес­ли только не со­дер­жать их при спе­ци­ально по­доб­ранном тем­пе­ратур­ном ре­жиме.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки льда и сне­га: вы­сека­ние, вы­реза­ние, вы­пили­вание, от­ливка с пос­ле­ду­ющим за­мора­жива­ни­ем. Ле­довые скульпту­ры вы­пол­ня­ют­ся ли­бо из це­лого кус­ка льда пу­тем вы­сека­ния, вы­реза­ния, вы­пили­вания, ли­бо с по­мощью за­лива­ния жид­кости в оп­ре­делен­ную фор­му с пос­ле­ду­ющей за­мороз­кой.

Бу­мага — са­мый не­ожи­дан­ный в скульпту­ре ма­тери­ал. Спо­собы ра­боты с ней раз­но­об­разны. Пос­ле спе­ци­альной об­ра­бот­ки (за­мачи­вания, сме­шения с клейсте­ром, про­цежи­вания) бу­мага мо­жет стать проч­ным плас­ти­чес­ким ма­тери­алом, об­ла­да­ющим та­кими же свойства­ми, что и гли­на. Од­на­ко бу­маж­ная мас­са из-за сво­ей вяз­кости не всег­да поз­во­ля­ет ра­ботать в мел­кой плас­ти­ке. Скульпту­ра, вы­пол­ненная из это­го ма­тери­ала, име­ет обоб­щенные фор­мы без кон­кре­тиза­ции от­дельных де­талей.

По­яв­ле­ние скульпту­ры из бу­маги спо­собс­тво­вало вы­деле­нию та­кого нап­равле­ния в ис­кусс­тве, как бу­магоп­ласти­ка, суть ко­торой зак­лю­ча­ет­ся в ис­пользо­вании раз­личных при­емов сло­жения и вы­реза­ния бу­маги с целью соз­да­ния оп­ре­делен­но­го плас­ти­чес­ко­го об­ра­за. В Япо­нии бу­магоп­ласти­ка, име­ну­емая ис­кусс­твом ори­гами, су­щес­тву­ет уже мно­го ве­ков. Те­перь оно раз­ви­ва­ет­ся пов­се­мес­тно. Каж­дая культу­ра вно­сит свои до­пол­не­ния и в тех­ни­ку, и в со­дер­жа­ние ори­гами, рас­ши­ряя воз­можнос­ти это­го ви­да плас­ти­чес­кой де­ятельнос­ти.

Раз­но­вид­ность бу­магоп­ласти­ки — тех­ни­ка папье-ма­ше, бла­года­ря ко­торой мож­но соз­дать ли­бо ко­пию скульпту­ры, ли­бо но­вый об­раз. Объем­ную ос­но­ву, пред­ва­рительно сма­зав ва­зели­ном или спе­ци­альным жи­ром, об­кле­ива­ют ку­соч­ка­ми бу­маги в нес­колько сло­ев. Пос­ле вы­сыха­ния ос­но­ву, на ко­торую нак­ле­ива­лась бу­мага, вы­нима­ют. В ре­зульта­те ос­та­ет­ся ее бу­маж­ная ко­пия. По­лучен­ный «бу­маж­ный сле­пок» за­чища­ют, пок­ры­ва­ют грун­том и рас­пи­сыва­ют. Тех­ни­ку папье-ма­ше при­меня­ют при из­го­тов­ле­нии ма­сок, име­ющих рельеф­ную ос­но­ву, для соз­да­ния объем­ной скульпту­ры.


Тема: Художественные техники обработки пластического материала



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: