Тема: Классификация и свойства пластических материалов.




Глава: Технология обработки пластических материалов.

Плас­ти­чес­кие ма­тери­алы ак­тивно ис­пользу­ют­ся при соз­да­нии скульптур­но­го об­ра­за. Со­дер­жа­ние скульпту­ры не­раз­рывно свя­зано с ма­тери­алом. С од­ной сто­роны, ма­тери­ал за­да­ет нап­равле­ние в фор­мо­об­ра­зова­нии, при­водя к рас­кры­тию плас­ти­чес­ко­го об­ра­за, с дру­гой — обус­ловли­вая ха­рак­тер фор­мы, об­раз дик­ту­ет вы­бор ма­тери­ала. В три­аде «со­дер­жа­ние—фор­ма—ма­тери­ал» фор­ма выс­ту­па­ет свя­зу­ющим эле­мен­том, пос­редни­ком меж­ду за­мыс­лом и воз­можностью его воп­ло­тить. Скульптур­ный об­раз мо­жет быть соз­дан тог­да, ког­да все три ком­по­нен­та бу­дут гар­мо­нич­но вза­имо­действо­вать. При этом фор­ма ста­нет зри­тельно ося­зательной бла­года­ря ма­тери­алу, а ху­дожес­твен­ную цен­ность при­об­ре­тет с по­мощью за­мыс­ла.

Каж­дый из ком­по­нен­тов три­ады вно­сит оп­ре­делен­ную леп­ту в про­цесс соз­да­ния скульптур­но­го про­из­ве­дения. Ма­тери­ал из­на­чально на­цели­ва­ет скульпто­ра на раз­ви­тие идеи, его спе­цифи­чес­кие осо­бен­ности мо­гут быть ве­сомы­ми и при за­вер­ше­нии всей ра­боты. При­мером слу­жит ра­бота О. Роде­на «Ева», ко­торую он вы­пол­нил в двух ма­тери­алах: брон­зе и мра­море. Вос­при­ятие этих про­из­ве­дений раз­лично, что до­казы­ва­ет: вы­бор ма­тери­ала — не прос­то этап в ра­боте скульпто­ра, а твор­ческий по­иск, поз­во­ля­ющий на­ибо­лее ин­те­рес­но рас­крыть за­мысел.

В ра­боте над скульпту­рой ис­пользу­ет­ся це­лый ряд ма­тери­алов.

Ка­мень — один из са­мых древ­них ма­тери­алов, ко­торый при­менял­ся в скульпту­ре. Сна­чала он ас­со­ци­иро­вал­ся с не­ким бо­жес­твом, зас­тывшим в твер­дой фор­ме. Пос­те­пен­но ка­мень стал од­ним из из­люблен­ных ма­тери­алов для соз­да­ния раз­личных фи­гурок. Раз­ме­ры скульпту­ры за­висят от раз­ме­ра кам­ня. Ка­мень — при­род­ный ма­тери­ал, об­ла­да­ющий бо­гатой, слож­ной струк­ту­рой, по­это­му скульптор, прис­ту­пая к соз­да­нию про­из­ве­дения, ис­хо­дит из его стро­ения, не­пов­то­римых очер­та­ний. Каж­дая по­рода пред­по­лага­ет спе­цифи­чес­кие спо­собы об­ра­бот­ки, обус­ловлен­ные плас­ти­чес­ки­ми свойства­ми: фак­ту­рой, тек­сту­рой, зер­нистостью, твер­достью (плот­ностью).

Су­щес­тву­ет мно­жес­тво по­род кам­ня: гра­нит, ди­орит, ба­зальт, лаб­ра­дорит, пор­фир, си­енит, габ­бро, мра­мор.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки кам­ня: руб­ка (вы­сека­ние), вы­реза­ние, шли­фова­ние, уда­ление не­нуж­ных час­тей ма­тери­ала и пос­те­пен­ное выс­во­бож­де­ние объем­ной фор­мы.

Ме­талл — твер­дый ма­тери­ал, скульптур­ное изоб­ра­жение по­луча­ет­ся только пос­ле пред­ва­рительно­го до­веде­ния его до жид­ко­го сос­то­яния пу­тем на­кали­вания и плав­ле­ния, а за­тем от­ли­вания с пос­ле­ду­ющим от­верде­ни­ем.

Час­то в скульпту­ре ис­пользу­ет­ся брон­за. Она име­ет мно­го дос­то­инств, и в их чис­ле — проч­ность, дол­го­веч­ность, вы­рази­тельность. Вос­при­ятие об­ра­за, вы­пол­ненно­го из брон­зо­вой скульпту­ры, уси­лива­ет­ся бла­года­ря то­му, что тем­ный от­те­нок брон­зы, по­луча­емый при ее от­ливке, по­лиру­ют, и по­вер­хность при­об­ре­та­ет еще больший объем из-за иг­ры све­та и те­ни. В груп­пу ме­тал­лов вхо­дят так­же чу­гун, сви­нец, алю­миний, же­лезо, оло­во, медь, сталь.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла: литье, за­чис­тка, по­лиро­вание. Для об­ра­бот­ки жид­ко­го ме­тал­ла, в том чис­ле и брон­зы, иног­да при­меня­ют гальва­ноп­ласти­ку, для об­ра­бот­ки твер­до­го ме­тал­ла — ков­ку, че­кан­ку.

Син­те­тичес­кие твер­дые ма­тери­алы (же­лезо­бетон, цвет­ной це­мент, орг­стек­ло, эпок­сидные смо­лы, плас­тмас­са) — спла­вы, име­ющие осо­бую плас­ти­чес­кую вы­рази­тельность, обус­ловлен­ную спо­соб­ностью соз­да­вать раз­личные фак­ту­ры и цве­та.

Де­рево так­же от­но­сит­ся к чис­лу древ­нейших ма­тери­алов, ко­торые об­ла­да­ют бо­гаты­ми вы­рази­тельны­ми воз­можнос­тя­ми из-за сво­ей при­род­ной струк­ту­ры (го­довые кольца; во­лок­нистая ос­но­ва, ок­ру­жа­ющая ствол де­рева; цвет ко­ры и внут­ренней час­ти ство­ла; узор по­вер­хнос­ти, ее фак­турность).

В скульпту­ре при­меня­ют­ся сле­ду­ющие по­роды де­ревьев: сам­шит, граб, ки­зил, клен, тисс, гру­ша, кав­каз­ский орех, вяз, бук, бе­реза, дуб, ель, сос­на, то­поль, оси­на, ли­па, ясень, кедр, лис­твен­ни­ца, яб­ло­ня. Из-за ред­кости и слож­ности в об­ра­бот­ке не всег­да ис­пользу­ют­ся кеб­раччо и альго­робо, про­из­раста­ющие в Ар­генти­не.

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки де­рева — вы­реза­ние.

Кость от­но­сит­ся к твер­дым ма­тери­алам, про­из­водным от ос­танков жи­вот­ных. Иног­да, для то­го что­бы до­быть этот ма­тери­ал, ис­треб­ля­ли мно­гих жи­вот­ных (сло­нов, мор­жей), так как их кос­ти (бив­ни) счи­та­ют­ся на­ибо­лее цен­ны­ми.

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки кос­ти — вы­реза­ние, а с ХХ в. — выс­верли­вание.

Гли­на — так­же один из са­мых древ­них ма­тери­алов, при­меня­емых в скульпту­ре. Не все ее сор­та при­год­ны для ра­боты из-за вы­соко­го со­дер­жа­ния пес­ка и вяз­кости. На­ибо­лее упот­ребля­емые сор­та гли­ны: се­ро-бе­лая (се­реб­ристая), се­ро-жел­тая (ее оп­ре­деля­ют как су­хую), се­ро-зе­леная (жир­ная).

В за­виси­мос­ти от тех­но­логии вы­деля­ют нес­колько ви­дов ке­рами­чес­кой (гли­няной) скульпту­ры: тер­ра­кота, майоли­ка, фар­фор, фа­янс.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки гли­ны: леп­ка, об­жиг, гла­зури­рова­ние.

Плас­ти­лин по­хож по сво­им ка­чес­твам на гли­ну. Но в от­ли­чие от нее это не пол­ностью при­род­ный ма­тери­ал. Его пра­вильнее от­нести к ма­тери­алам ис­кусс­твен­ным, по­лучен­ным в ре­зульта­те ме­хани­чес­ко­го сме­шения нес­кольких ком­по­нен­тов. Плас­ти­лин очень элас­ти­чен и мя­гок, что поз­во­ля­ет ра­ботать в мел­кой плас­ти­ке и вы­пол­нять утон­ченные де­тали в скульптур­ном изоб­ра­жении. Од­на­ко он под­вержен тем­пе­ратур­но­му воз­действию, при больших тем­пе­рату­рах на­чина­ет те­рять фор­му. По­это­му ча­ще все­го его ис­пользу­ют для вы­пол­не­ния эс­ки­зов в про­цес­се скульптур­ных по­ис­ков, в ра­ботах, ко­торые не рас­счи­таны на дол­го­веч­ность. В ка­чес­тве ос­новно­го ма­тери­ала для соз­да­ния больших как по раз­ме­ру, так и по зна­чимос­ти объем­ных плас­ти­чес­ких об­ра­зов плас­ти­лин не при­меня­ет­ся, но до­вольно час­то его мож­но встре­тить в ра­ботах жи­вопис­но­го пла­на. Бла­года­ря по­дат­ли­вос­ти и плас­тичнос­ти плас­ти­лином ри­су­ют, соз­да­вая по­лу­объем­ные изоб­ра­жения на плос­кости (на кар­то­не и фа­нере). Та­кие про­из­ве­дения от­но­сят­ся к жи­вопи­си.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки плас­ти­лина и при­меня­емые инс­тру­мен­ты те же, что и при ра­боте с гли­ной.

Воск в скульпту­ре — од­новре­мен­но и час­тое и ред­кое яв­ле­ние, пос­кольку его мо­гут при­менять в фор­мовке для под­го­тови­тельной ра­боты и для соз­да­ния са­мос­то­ятельных скульптур­ных про­из­ве­дений. В про­цес­се наг­ре­вания воск лег­ко при­об­ре­та­ет лю­бую фор­му, ко­торую за­думы­ва­ет скульптор.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки вос­ка: наг­ре­вание, пос­ле че­го из не­го мож­но ле­пить лю­бой плас­ти­чес­кий об­раз, или до­веде­ние до рас­плав­ленно­го сос­то­яния с пос­ле­ду­ющим вы­лива­ни­ем в за­ранее под­го­тов­ленную фор­му. В пос­леднее вре­мя про­цесс литья из вос­ка при­меня­ет­ся для из­го­тов­ле­ния све­чей, име­ющих раз­личные кон­фи­гура­ции и вы­пол­ня­емых в ви­де скульптур ма­лой фор­мы.

Гипс, как и воск, мо­жет быть как вспо­мога­тельным ма­тери­алом, ис­пользу­емым на пер­во­начальных ста­ди­ях вы­пол­не­ния скульпту­ры, так и ос­новным. Его ис­пользу­ют при от­ливке, так как он, пред­став­ляя со­бой по­рошок, раз­во­димый в во­де, быс­тро зас­ты­ва­ет. Из сы­рой гип­со­вой мас­сы мож­но соз­дать плас­ти­чес­кий об­раз пу­тем леп­ки, но про­цесс этот дол­жен быть крат­ковре­мен­ным, пос­кольку гипс быс­тро те­ря­ет свою элас­тичность. Гип­со­вую скульпту­ру иног­да рас­пи­сыва­ют или то­ниру­ют под ме­талл.

Стук схож по сво­им свойствам с гип­сом (из­весть, тра­вер­тин с до­бав­ле­ни­ем тол­че­ного мра­мора или че­репи­цы).

Стек­ло от­но­сит­ся к тем ма­тери­алам, цен­ность ко­торых зак­лю­ча­ет­ся в их хруп­кости. Имен­но утон­ченность поз­во­ля­ет соз­дать ори­гинальные, не­обыч­ные по фор­ме скульптур­ные стек­лянные изоб­ра­жения.

Бу­дучи син­те­тичес­ким ма­тери­алом, стек­ло об­ла­да­ет ши­рокой цве­товой гам­мой, ко­торая при­да­ет скульпту­рам осо­бую вы­рази­тельность, рас­кры­ва­ющую оп­ре­делен­ную идею. В пос­леднее вре­мя стек­лянная скульпту­ра раз­ви­ва­ет­ся бла­года­ря сов­ре­мен­ным тех­но­логи­ям и при­об­ре­та­ет все но­вые трак­товки и фун­кции — от ути­литар­ной (прос­то­го ста­кана) до ху­дожес­твен­но-эс­те­тичес­кой (ста­ту­эт­ки ма­лой фор­мы, вы­пол­ненные в мел­кой плас­ти­ке).

Тех­ни­ка об­ра­бот­ки — вы­дува­ние.

Лед, снег — ма­тери­алы, с по­мощью ко­торых мож­но соз­дать про­из­ве­дения скульпту­ры «на один день». Родс­твен­ные ком­по­нен­ты од­ной це­пи яв­ле­ний, они об­ла­да­ют уди­вительны­ми ка­чес­тва­ми, а имен­но: спо­соб­ны из­ме­нять свои свойства, пе­рехо­дить из од­но­го сос­то­яния в дру­гое, что не поз­во­ля­ет соз­да­вать дол­го­веч­ные скульпту­ры, ес­ли только не со­дер­жать их при спе­ци­ально по­доб­ранном тем­пе­ратур­ном ре­жиме.

Тех­ни­ки об­ра­бот­ки льда и сне­га: вы­сека­ние, вы­реза­ние, вы­пили­вание, от­ливка с пос­ле­ду­ющим за­мора­жива­ни­ем. Ле­довые скульпту­ры вы­пол­ня­ют­ся ли­бо из це­лого кус­ка льда пу­тем вы­сека­ния, вы­реза­ния, вы­пили­вания, ли­бо с по­мощью за­лива­ния жид­кости в оп­ре­делен­ную фор­му с пос­ле­ду­ющей за­мороз­кой.

Бу­мага — са­мый не­ожи­дан­ный в скульпту­ре ма­тери­ал. Спо­собы ра­боты с ней раз­но­об­разны. Пос­ле спе­ци­альной об­ра­бот­ки (за­мачи­вания, сме­шения с клейсте­ром, про­цежи­вания) бу­мага мо­жет стать проч­ным плас­ти­чес­ким ма­тери­алом, об­ла­да­ющим та­кими же свойства­ми, что и гли­на. Од­на­ко бу­маж­ная мас­са из-за сво­ей вяз­кости не всег­да поз­во­ля­ет ра­ботать в мел­кой плас­ти­ке. Скульпту­ра, вы­пол­ненная из это­го ма­тери­ала, име­ет обоб­щенные фор­мы без кон­кре­тиза­ции от­дельных де­талей.

По­яв­ле­ние скульпту­ры из бу­маги спо­собс­тво­вало вы­деле­нию та­кого нап­равле­ния в ис­кусс­тве, как бу­магоп­ласти­ка, суть ко­торой зак­лю­ча­ет­ся в ис­пользо­вании раз­личных при­емов сло­жения и вы­реза­ния бу­маги с целью соз­да­ния оп­ре­делен­но­го плас­ти­чес­ко­го об­ра­за. В Япо­нии бу­магоп­ласти­ка, име­ну­емая ис­кусс­твом ори­гами, су­щес­тву­ет уже мно­го ве­ков. Те­перь оно раз­ви­ва­ет­ся пов­се­мес­тно. Каж­дая культу­ра вно­сит свои до­пол­не­ния и в тех­ни­ку, и в со­дер­жа­ние ори­гами, рас­ши­ряя воз­можнос­ти это­го ви­да плас­ти­чес­кой де­ятельнос­ти.

Раз­но­вид­ность бу­магоп­ласти­ки — тех­ни­ка папье-ма­ше, бла­года­ря ко­торой мож­но соз­дать ли­бо ко­пию скульпту­ры, ли­бо но­вый об­раз. Объем­ную ос­но­ву, пред­ва­рительно сма­зав ва­зели­ном или спе­ци­альным жи­ром, об­кле­ива­ют ку­соч­ка­ми бу­маги в нес­колько сло­ев. Пос­ле вы­сыха­ния ос­но­ву, на ко­торую нак­ле­ива­лась бу­мага, вы­нима­ют. В ре­зульта­те ос­та­ет­ся ее бу­маж­ная ко­пия. По­лучен­ный «бу­маж­ный сле­пок» за­чища­ют, пок­ры­ва­ют грун­том и рас­пи­сыва­ют. Тех­ни­ку папье-ма­ше при­меня­ют при из­го­тов­ле­нии ма­сок, име­ющих рельеф­ную ос­но­ву, для соз­да­ния объем­ной скульпту­ры.


Тема: Художественные техники обработки пластического материала

Пластилинография Ма­тери­алы для плас­ти­линог­ра­фии: 1. Плас­ти­лин (скульптур­ная мас­са или мо­делин). 2. Сте­ки раз­личной фор­мы и раз­ме­ра. 3. До­щеч­ка для леп­ки. 4. Ос­но­ва для ра­боты (плот­ный кар­тон, ДВП, ДСП или стек­ло). 5. Крас­ки гу­аше­вые или ак­ри­ловые. 6. Ак­ри­ловый лак. Плас­ти­линог­ра­фия — это срав­ни­тельно но­вая ху­дожес­твен­ная тех­ни­ка, ко­торая пред­став­ля­ет со­бой соз­да­ние жи­вопис­ных и де­кора­тив­ных (сти­лизо­ван­ных) изоб­ра­жений с по­мощью плас­ти­лина. По­луча­емые изоб­ра­жения мо­гут быть плос­кос­тны­ми, по­лу­объем­ны­ми (вы­пук­лы­ми) и раз­ме­ща­ют­ся на го­ризон­тальной ос­но­ве. Эта­пы вы­пол­не­ния из­де­лия в тех­ни­ке плас­ти­линог­ра­фии: 1. Вы­пол­не­ние эс­ки­за бу­дущей ра­боты. 2. Пе­ренос эс­ки­за на ос­но­ву. 3. За­пол­не­ние фо­на плас­ти­лином, сме­шение от­тенков (ес­ли ра­бота бу­дет по­лих­ромной). 4. Вы­пол­не­ние де­талей в ра­боте. Мож­но ис­пользо­вать плос­кос­тной ме­тод ри­сова­ния, ког­да плас­ти­лин пол­ностью раз­ма­зыва­ет­ся на ос­но­ве, а мож­но вы­пол­нить де­тали рельеф­ным спо­собом, де­лая изоб­ра­жение по­лу­объем­ным. 5. Вып­равле­ние изоб­ра­жения с по­мощью сте­ки, под­черки­вание ком­по­зици­он­но­го цен­тра. 6. Рас­кра­шива­ние ра­боты, ес­ли это не­об­хо­димо. 7. Пок­ры­тие ла­ком.
Плас­ти­лин (от греч. plastos — леп­ной) — это ис­кусс­твен­ный ма­тери­ал, спе­ци­ально соз­данный для леп­ки и мо­дели­рова­ния. Из­го­тов­ля­ет­ся из очи­щен­но­го и раз­мельчен­но­го по­рош­ка гли­ны с до­бав­ле­ни­ем вос­ка, ма­сел, кра­сите­лей и дру­гих ве­ществ, за­да­ющих свойства и осо­бен­ности то­го или ино­го ви­да плас­ти­лина. Как ма­тери­ал для леп­ки плас­ти­лин из­вестен очень дав­но, для вы­пол­не­ния ра­бот им пользо­вались еще в Сред­ние ве­ка. Плас­ти­лин хо­рошо при­менять при ра­боте над ма­лыми фор­ма­ми, тре­бу­ющи­ми очень тон­кой про­работ­ки де­талей, хо­тя этот ма­тери­ал поз­во­ля­ет вы­пол­нять ра­боту лю­бого раз­ме­ра. Он плас­ти­чен, но дос­та­точ­но уп­руг, и не­пос­редс­твен­но пе­ред упот­ребле­ни­ем его сле­ду­ет рав­но­мер­но ра­зог­реть и раз­мять. Плас­ти­лин удо­бен для леп­ки в до­маш­них ус­ло­ви­ях, так как не тре­бу­ет спе­ци­ально­го обо­рудо­вания для хра­нения и его мож­но мно­гок­ратно пус­кать в де­ло, не раз­ма­чивая. Из­де­лия из это­го ма­тери­ала мо­гут дол­го сох­ра­нять фор­му, ес­ли не ста­вить их вбли­зи ис­точни­ка теп­ла. В про­дажу пос­ту­па­ют раз­личные ви­ды плас­ти­лина оте­чес­твен­но­го и за­рубеж­но­го про­из­водс­тва. Та­кие его свойства, как леп­кость и плас­тичность, во мно­гом за­висят от про­из­во­дите­ля. Плас­ти­лин бы­ва­ет од­но­тон­ным и цвет­ным. Од­но­тон­ный плас­ти­лин в скульпту­ре по­мога­ет пе­редать це­лос­тность фор­мы, а цвет­ной — ре­альный цвет изоб­ра­жа­емо­го пред­ме­та и вы­рази­тельность. Плас­ти­лин мож­но сме­шивать, по­лучая но­вые цве­та и от­тенки. Го­товое из­де­лие из плас­ти­лина мож­но оку­нуть в па­рафин, ра­зог­ре­тый на во­дяной ба­не. Это сгла­жива­ет все ше­рохо­ватос­ти, при­да­ет из­де­лию за­вер­шенность, и оно хо­рошо сох­ра­ня­ет­ся в те­чение мно­гих лет. По­дел­ки из плас­ти­лина мож­но рас­кра­шивать и пок­ры­вать ла­ком, пред­ва­рительно об­ва­ляв из­де­лия в му­ке, зуб­ном по­рош­ке или ме­ле (при­сып­ка впи­та­ет в се­бя жир). Раз­но­вид­ностью плас­ти­лина яв­ля­ет­ся та­кой ин­те­рес­ный ма­тери­ал, как плас­ти­ка (су­ралин) — без­вред­ная для здо­ровья мас­са, ко­торая лег­ко под­верга­ет­ся из­ме­нени­ям в про­цес­се леп­ки. Из­де­лия из плас­ти­ки не де­фор­ми­ру­ют­ся при тран­спор­ти­ров­ке и не под­верже­ны вли­янию внеш­них фак­то­ров (теп­ло, хо­лод, во­да), что нельзя ска­зать о прос­том плас­ти­лине. Так­же из­де­лия из плас­ти­ки в от­ли­чие от из­де­лий из плас­ти­лина мо­гут от­вердеть, что при­даст им проч­ность. Плас­ти­фика­ция ве­щес­тва мо­жет про­из­во­диться в до­маш­них ус­ло­ви­ях: в го­рячей во­де или ду­ховом шка­фу. Обыч­но это ма­тери­ал од­ноцвет­ный, но мо­жет быть и цвет­ным. Мас­са хо­рошо раз­мягча­ет­ся ру­ками, лег­ко фор­му­ет­ся. При же­лании мож­но по­лучить дру­гой цве­товой от­те­нок, пе­реме­шав цвет­ные ку­соч­ки плас­ти­ки. Цвет не те­ря­ет ин­тенсив­ности да­же при теп­ло­вой об­ра­бот­ке. Пос­ле тер­ми­чес­кой об­ра­бот­ки из­де­лие мож­но рас­пи­сывать, пок­ры­вать ла­ком, шли­фовать и свер­лить. Воз­можно де­кори­рова­ние плас­ти­лино­вой по­вер­хнос­ти би­сером, се­мена­ми рас­те­ний, при­род­ным ма­тери­алом. В не­кото­рых слу­ча­ях в тех­ни­ке плас­ти­линог­ра­фии про­из­во­дит­ся со­чета­ние при­емов при вы­пол­не­нии из­де­лия, что при­водит к соз­да­нию ори­гинальных про­из­ве­дений. Нап­ри­мер, на плос­кой по­вер­хнос­ти гра­фичес­ки изоб­ра­жа­ет­ся пейзаж, а де­тали пе­ред­не­го пла­на вы­пол­ня­ют­ся с по­мощью плас­ти­линог­ра­фии.
Мукосоль Ма­тери­алы для му­косо­ли: 1. Соль. 2. Му­ка. 3. Во­да. 4. Мас­ло рас­ти­тельное. 5. Сте­ки раз­личных раз­ме­ров и фор­мы. 6. До­щеч­ки для леп­ки. 7. Крас­ки гу­аше­вые или ак­ри­ловые. 8. Пи­щевые кра­сите­ли. 9. Фор­мочки. 10. Скал­ка. 11. Чес­ночни­ца. 12. Пус­тые стер­жни от ру­чек. 13. Мел­кие бу­син­ки, би­сер, пу­гови­цы и т.д. Му­косоль — ма­тери­ал с уни­кальны­ми плас­ти­чес­ки­ми свойства­ми. Его ис­пользо­вали для леп­ки са­мых раз­ных фи­гур. Эта­пы вы­пол­не­ния из­де­лия в тех­ни­ке му­косо­ли: 1. В ши­рокую мис­ку на­сыпать соль. 2. До­бавить во­ду, за­тем — му­ку. Все хо­рошо пе­реме­шать. Или: хо­рошо пе­реме­шать соль и му­ку, пос­те­пен­но до­бав­ляя хо­лод­ную во­ду до по­луче­ния од­но­род­ной мас­сы. При­готов­ленное тес­то не дол­жно при­липать к ру­кам или кро­шиться, оно дол­жно по­лучиться элас­тичным и дос­та­точ­но кру­тым. 3. Сле­пить из­де­лие. 4. По­мес­тить из­де­лие в ду­хов­ку для вы­сыха­ния. 5. Ок­ра­сить из­де­лие пос­ле вы­сыха­ния, ес­ли это не­об­хо­димо. 6. Пок­рыть из­де­лие ла­ком. Ос­тавше­еся тес­то дол­го хра­нить не­жела­тельно, так как те­ря­ет­ся его пер­во­начальный цвет — и оно ста­новит­ся се­рова­тым.  
Он при­ятен на ощупь, плас­ти­чен, мя­гок, не­жен, со­вер­шенно без­вре­ден с точ­ки зре­ния эко­логии и ал­лерге­нов; лег­ко от­мы­ва­ет­ся и не ос­тавля­ет сле­дов. При пра­вильном за­месе му­косоль не кро­шит­ся, не трес­ка­ет­ся, дол­го сох­ра­ня­ет­ся. У это­го ма­тери­ала прек­расная леп­кость. Тес­то — единс­твен­ный «жи­вой» ма­тери­ал, ко­торый из­ме­ня­ет фор­му пос­ле при­кос­но­вения к не­му, слег­ка «под­хо­дит» (уве­личи­ва­ет­ся в объеме) и вы­рав­ни­ва­ет фор­му вы­леп­ленной ве­щи. По­дел­ки из со­лено­го тес­та мож­но рас­пи­сывать и пок­ры­вать ла­ком. Ок­ра­сить мож­но и са­мо тес­то, до­бавив кра­ситель при за­меши­вании. С го­товым из­де­ли­ем мож­но иг­рать без бо­яз­ни, что оно по­теря­ет фор­му. Од­на­ко по­дел­ки из тес­та хруп­ки: при неб­режном об­ра­щении бьют­ся и ло­ма­ют­ся. Из му­ки и во­ды еще в глу­бокой древ­ности лю­ди го­тови­ли прос­тейшую еду — ле­пеш­ки, ко­торые об­жи­гали на рас­ка­лен­ных кам­нях или коп­ти­ли над уг­ля­ми. В про­цес­се из­го­тов­ле­ния та­ких ле­пешек бы­ли под­ме­чены плас­ти­чес­кие свойства тес­та, по­это­му его ста­ли ис­пользо­вать для вы­пол­не­ния пред­ме­тов бы­та, раз­но­об­разных ук­ра­шений. Так, в Гер­ма­нии и Скан­ди­нав­ских стра­нах бы­ла на­лаже­на це­лая сеть из­го­тов­ле­ния су­вени­ров из со­лено­го тес­та (вен­ки, под­ко­вы, ме­дальоны), ко­торые не только ук­ра­шали дом, но и слу­жили обе­регом. В стра­нах Вос­точной Ев­ро­пы му­косоль слу­жила ос­новным ма­тери­алом для из­го­тов­ле­ния пан­но. В Ки­тае в XVII в. большой по­пуляр­ностью пользу­ют­ся кук­лы-ма­ри­онет­ки, ко­торые вы­пол­ня­ли из му­косо­ли. А Эк­ва­дор стал од­ним из са­мых по­пуляр­ных цен­тров тес­топлас­ти­ки. На Ру­си со­леное тес­то по­яви­лось пос­ле XVII в. Су­щес­тво­вала тра­диция да­рить су­вени­ры из тес­та и де­лать из не­го елоч­ные иг­рушки на рож­дес­твенскую ель. Те­мы для из­де­лий из му­косо­ли бы­ли раз­но­об­разны. Без по­делок в тех­ни­ке тес­топлас­ти­ки не об­хо­дил­ся ни один праз­дник. В прош­лом ве­ке со­леное тес­то бы­ло за­быто, и только в пос­ледние два де­сяти­летия эта тех­ни­ка вновь при­об­ре­ла свою ак­ту­альность как сре­ди де­тей, так и сре­ди взрос­лых. У тех­ни­ки леп­ки из со­лено­го тес­та есть нес­колько наз­ва­ний: му­косоль, тес­топлас­ти­ка, ар­хангельская ке­рами­ка и би­оке­рами­ка. Пос­леднее наз­ва­ние по­яви­лось бла­года­ря то­му, что для из­го­тов­ле­ния фи­гурок ста­ли ис­пользо­вать ис­клю­чительно на­туральные ма­тери­алы. Вы­деля­ют нес­колько ви­дов му­косо­ли. Пер­вый — мо­нох­ромная му­косоль — оз­на­ча­ет ис­пользо­вание со­лено­го тес­та ес­тес­твен­но­го цве­та, без пред­ва­рительно­го ок­ра­шива­ния. Ок­ра­сить его мож­но поз­же, ког­да из­де­лие бу­дет уже под­су­шен­ным. Двух­цвет­ная му­косоль под­ра­зуме­ва­ет при­мене­ние двух от­тенков. Пер­вый — ес­тес­твен­ный, вто­рой — по­луча­ет­ся пу­тем до­бав­ле­ния в му­косоль ка­као-по­рош­ка. По­лих­ромную му­косоль пред­ва­рительно ок­ра­шива­ют с по­мощью пи­щевых кра­сите­лей. Су­щес­тву­ет нес­колько ре­цеп­тов при­готов­ле­ния му­косо­ли: · ре­цепт № 1: му­ка пше­нич­ная — 2 ста­кана, соль «Экс­тра» — 1 ста­кан, во­да — 3/4 ста­кана; · ре­цепт № 2: му­ка пше­нич­ная — 1 ста­кан, соль — 2 ста­кана, су­хой обойный клей — 1 сто­ловая лож­ка, во­да — око­ло 1 ста­кана; · ре­цепт № 3: му­ка — 2 чаш­ки (око­ло 200 г), соль — 1 чаш­ка (око­ло 200 г), во­да — 3/4 чаш­ки (око­ло 125 мл); · ре­цепт № 4 (для тон­ких ра­бот): му­ка — 300 г, соль — 200 г, гли­церин — 4 сто­ловые лож­ки, клей для прос­тых бу­маж­ных обо­ев — 2 сто­ловые лож­ки, сме­шан­ные со 125—150 мл во­ды. Для за­ме­са луч­ше ис­пользо­вать мик­сер: это уп­рос­тит за­да­чу, да и тес­то по­лу­чит­ся ка­чес­твен­нее; · ре­цепт № 5: му­ка — 2 ста­кана, в му­ку мож­но до­бавить пол­ста­кана су­хого крах­ма­ла, соль — 1 ста­кан, во­да — 1 не­пол­ный ста­кан (мож­но до­бавить 2 сто­ловые лож­ки клея ПВА). Что­бы со­леное тес­то не рва­лось и не кро­шилось во вре­мя леп­ки, его нуж­но хо­рошо вы­меши­вать и раз­ми­нать, по­ка оно не ста­нет элас­тичным. Под­кра­шивать со­леное тес­то мож­но пи­щевы­ми кра­сите­лями, ак­ва­релью или гу­ашью. Ок­ра­шивать мож­но и еще не го­товое тес­то, вво­дя кра­ситель при за­месе, и уже го­товое из­де­лие — по по­вер­хнос­ти. Шо­колад­ный цвет по­луча­ет­ся при до­бав­ле­нии ка­као. Мож­но эк­спе­римен­ти­ровать и с дру­гими при­род­ны­ми кра­сите­лями: са­жей, со­ком свек­лы, мор­ко­ви, ох­рой и т.д. Из­де­лие мож­но под­ру­мянить в ду­хов­ке для по­луче­ния ес­тес­твен­но­го цве­та. При под­кра­шива­нии на­до учи­тывать, что пос­ле вы­сыха­ния цвет ста­нет ме­нее на­сыщен­ным, но ес­ли пок­рыть по­дел­ку ла­ком, цвет сно­ва ста­нет яр­че.
Бу­маж­ная мас­са — это вид плас­ти­чес­ко­го ма­тери­ала, по­луча­емый из мел­ко на­резан­ной или пор­ванной бу­маги и гус­то за­варен­но­го крах­мально­го клейсте­ра. Из бу­маж­ной мас­сы мож­но ле­пить лю­бые фи­гуры. При вы­сыха­нии они ста­новят­ся жес­тки­ми и проч­ны­ми. Их мож­но рас­пи­сать, а по­том пок­рыть ла­ком, кле­ем или па­рафи­ном. Кро­ме бу­маж­ной для леп­ки мож­но ис­пользо­вать так­же опи­лоч­ную мас­су: в ох­лажден­ный муч­ной клейстер до­бав­ля­ют пи­щевую со­ду, нес­колько ло­жек сто­ляр­но­го клея, опил­ки — и пе­реме­шива­ют. Вы­пол­ненные из по­лучен­ной мас­сы из­де­лия су­шат в теп­лом мес­те. По­вер­хность та­ких фи­гурок име­ет кра­сивую фак­ту­ру. Су­щес­тву­ет нес­колько раз­но­вид­ностей леп­ки из бу­маж­ной мас­сы. Спо­собом ма­широ­вания из­го­тов­ля­ют мас­ки, ша­ры, бу­тафор­ские го­ловы ку­кол, по­суду и т.п. Для ок­ле­ива­ния луч­ше ис­пользо­вать га­зеты или рых­лую обер­точную бу­магу. Луч­ше ее раз­ры­вать на ку­соч­ки, а не ре­зать. Ес­ли ма­широ­вание про­из­во­дит­ся по фор­ме, с ко­торой го­товое из­де­лие бу­дет сни­маться, то эту фор­му пред­ва­рительно сма­зыва­ют ва­зели­ном. Клей мож­но на­носить на це­лый ку­сок бу­маги, от ко­торо­го по­том от­ры­вать ку­соч­ки и нак­ле­ивать. Мож­но сма­зать часть ку­соч­ков кле­ем ши­рокой кистью на под­но­се, га­зете или кус­ке ли­ноле­ума, а мож­но и прос­то оку­нать ку­соч­ки в клей и пок­ры­вать ими фор­му. Ку­соч­ки нуж­но кле­ить внах­лест, плот­но при­жимая к фор­ме пальца­ми. Для кри­вых по­вер­хнос­тей нуж­ны мел­кие ку­соч­ки бу­маги, а для плос­ких учас­тков больше под­хо­дят бу­маж­ные по­лос­ки. Что­бы рав­но­мер­но ок­ле­ить фор­му, мож­но де­лать один слой из чер­но-бе­лых га­зет, а сле­ду­ющий — из цвет­ных га­зет или обер­точной бу­маги. И так че­редо­вать слой за сло­ем. Нельзя де­лать сра­зу мно­го сло­ев (только 2—3). Пре­дыду­щие слои дол­жны хо­рошо про­сох­нуть. Ко­личес­тво сло­ев за­висит от не­об­хо­димой жес­ткос­ти из­де­лия. Для большей проч­ности из­де­лие мож­но не сни­мать с фор­мы. Су­шить его нуж­но при ком­натной тем­пе­рату­ре, так как при наг­ре­вании (к при­меру, на ра­ди­ато­ре па­рово­го отоп­ле­ния) оно мо­жет де­фор­ми­роваться и вы­сыхать не­рав­но­мер­но. Для при­дания из­де­лию большей глад­кости его мож­но прош­ку­рить наж­дачной бу­магой, а по­том ок­ле­ить ку­соч­ка­ми па­пирос­ной бу­маги или бу­маж­ны­ми сал­фетка­ми, хо­рошо их раз­гла­живая. Ес­ли для нак­ле­ива­ния ис­пользу­ет­ся го­товая фор­ма, то пос­ле ок­лейки и про­суш­ки из­де­лие нуж­но снять с фор­мы, про­ведя ту­пым но­жом меж­ду фор­мой и папье-ма­ше. Ес­ли ок­ле­ивал­ся шар или дру­гой объем­ный пред­мет, то по­лучен­ную обо­лоч­ку нуж­но раз­ре­зать по­полам (или на большее ко­личес­тво час­тей — по не­об­хо­димос­ти). В этом слу­чае из­де­лие нуж­но бу­дет скле­ить при по­мощи бу­маж­ных или тка­невых по­лос по всем нап­равле­ни­ям. Ес­ли фор­ма дол­жна быть до­вольно объем­ная, а вре­мени на про­суш­ку нем­но­го, то мож­но «наб­рать» объем, ис­пользуя ком­ки и жгу­ты из мя­той га­зеты или дру­гие лег­кие пред­ме­ты. Их нак­ле­ива­ют на име­ющу­юся по­вер­хность при по­мощи клейкой лен­ты и за­тем об­лепля­ют бу­маж­ной мас­сой. Леп­ка из бу­маж­ной мас­сы (рис. 95) осу­щест­вля­ет­ся сле­ду­ющим об­ра­зом. Для при­готов­ле­ния мас­сы га­зеты (ту­алет­ную бу­магу) нуж­но нар­вать или на­резать мел­ки­ми ку­соч­ка­ми (раз­ме­ром 1,5×1,5 см) и за­мочить в го­рячей во­де, за­тем от­жать, ра­зор­вать на мел­кие ку­соч­ки и не­больши­ми пор­ци­ями сме­шать в мик­се­ре с клейсте­ром или кле­ем. Все хо­рошо вы­месить. Го­товая смесь дол­жна нем­но­го лип­нуть к ру­кам. Та­кая мас­са мо­жет хра­ниться в по­ли­эти­лено­вом па­кете в хо­лодильни­ке и упот­ребляться по ме­ре на­доб­ности. Ес­ли при хра­нении мас­са ста­нет жид­кой, ее нуж­но от­жать и до­бавить еще клея. Ес­ли ис­пользу­ют фор­му, то ее пред­ва­рительно сма­зыва­ют ва­зели­ном. За­тем бе­рут не­большие ку­соч­ки мас­сы, раз­ми­на­ют в ле­пешеч­ки и рас­кла­дыва­ют по фор­ме, хо­рошо при­дав­ли­вая по всей по­вер­хнос­ти. Раз­гла­жива­ют слой, что­бы он был бо­лее-ме­нее рав­но­мер­ным и не бы­ло прос­ве­тов. Каж­дый слой нуж­но хо­рошо про­сушить. Слои не дол­жны быть тол­сты­ми, так как ина­че мас­са вы­сох­нет только свер­ху, а внут­ри мо­жет заг­нить. Из бу­маж­ной мас­сы мож­но де­лать не­высо­кие рельефы. Для про­дав­ли­вания ли­ний, ямок и про­чих уг­лубле­ний в рельефе мож­но ис­пользо­вать че­рен­ки от кис­точки, ту­пые но­жи, лож­ки. Из­де­лия, вы­пол­ненные из бу­маж­ной мас­сы, мож­но ок­ра­сить, не до­жида­ясь, по­ка они вы­сох­нут, а за­тем пок­рыть ла­ком. Ког­да из­де­лие про­суше­но, сня­то с фор­мы, его нуж­но про­тереть из­нутри от ва­зели­на, заг­рунто­вать свер­ху во­до­эмульси­он­ной крас­кой, про­сушить и рас­пи­сать крас­ка­ми — гу­ашью с до­бав­ле­ни­ем клея ПВА, цвет­ной тушью. Ок­ра­шен­ное и про­сушен­ное из­де­лие мож­но пок­рыть ла­ком. Тог­да по­явит­ся кра­сивый блес­тя­щий слой, и к то­му же крас­ка бу­дет хо­рошо за­креп­ле­на. Лак мо­жет быть раз­личным: по­ли­уре­тано­вым, мас­ля­ным пар­кетным, нит­ро­цел­лю­лоз­ным. Для не­больших по­вер­хнос­тей мож­но ис­пользо­вать проз­рачный (а в не­кото­рых слу­ча­ях и цвет­ной) лак для ног­тей. Мож­но так­же пок­рыть все из­де­лие нес­колько раз кле­ем ПВА. Блеск при этом бу­дет в от­ли­чие от ла­ка бо­лее ма­товым. Ма­тери­алы для бу­маж­ной мас­сы: 1. Бу­мага (ту­алет­ная, га­зет­ная) или мел­кие опил­ки, ячейки из-под я­иц. 2. Во­да. 3. Мис­ка. 4. Клей ПВА или клейстер. 5. Кра­сите­ли. 6. Крас­ки гу­аше­вые или ак­ри­ловые. 7. Сте­ки раз­ной фор­мы и раз­ме­ров. 8. До­щеч­ки для леп­ки. 9. Кар­кас (лю­бая ем­кость или ос­но­ва). 10. Мик­сер (при не­об­хо­димос­ти). Ре­цепт клейсте­ра для бу­маж­ной мас­сы: 1. В мис­ке взбить вен­чи­ком чаш­ку му­ки с чаш­кой во­ды. 2. До­бавить еще две чаш­ки во­ды и хо­рошо пе­реме­шать, что­бы не бы­ло ком­ков. 3. Пе­релить смесь в кас­трю­лю и до­вес­ти до ки­пения, неп­ре­рыв­но по­меши­вая. Дать пол­ностью ос­тыть. 4. Для хра­нения плот­но уку­тать клейстер по­ли­эти­лено­вой плен­кой и пос­та­вить в хо­лодильник. Он мо­жет сто­ять нес­колько дней. Мож­но при­гото­вить смесь из бы­тово­го клея ПВА с во­дой (2 : 1) или ку­пить не­ток­сичный клейстер. Ре­цепт папье-ма­ше: 1. Сло­жив га­зету в нес­колько сло­ев, на­резать или нар­вать ее на квад­ра­ты раз­ме­ром 1,5 × 1,5 см. 2. Уло­жить их сво­бод­но в круж­ку до­вер­ху. 3. Бу­магу мож­но по­ложить в мик­сер. Пок­рыть во­дой и сме­шивать не­больши­ми пор­ци­ями. Мож­но за­мочить бу­магу в го­рячей во­де и че­рез 3 ч раз­ме­сить для по­луче­ния мас­сы. 4. Сце­дить во­ду че­рез си­то. 5. По­ложить мас­су в мис­ку. До­бавить сто­ловую лож­ку сме­си клея с клейсте­ром. 6. Хо­рошо все вы­месить. До­бавить больше кле­ящей сме­си, по­ка мас­са не нач­нет нем­но­го лип­нуть. Хра­нить мас­су в по­ли­эти­лено­вом па­кете в хо­лодильни­ке.
Папье-маше Папье-ма­ше по-фран­цуз­ски — «же­ваная бу­мага». Оно де­ла­ет­ся из ку­соч­ков бу­маги и клея. В за­виси­мос­ти от за­мыс­ла со­еди­нять бу­магу мож­но с по­мощью двух спо­собов: · нак­ле­ива­ние ку­соч­ков бу­маги сло­ями (ма­широ­вание); · леп­ка из бу­маж­ной мас­сы.
Лепка из бумажной массы   Эта­пы вы­пол­не­ния из­де­лия в тех­ни­ке леп­ки из бу­маж­ной мас­сы: 1. При­готов­ле­ние бу­маж­ной мас­сы. 2. На­несе­ние мас­сы на ос­но­ву или кар­кас. 3. Шли­фов­ка из­де­лия с по­мощью наж­дачной бу­маги. 4. Пок­ры­тие из­де­лия грун­том. 5. Рас­кра­шива­ние из­де­лия крас­ка­ми. 6. Пок­ры­тие из­де­лия ла­ком.
Лепка из глины и пластики Од­ни­ми из са­мых рас­простра­нен­ных плас­ти­чес­ких ма­тери­алов по пра­ву счи­та­ют­ся плас­ти­лин и гли­на. Од­на­ко се­год­ня стал по­пуля­рен та­кой ма­тери­ал, как плас­ти­ка, ко­торый по сво­им свойствам очень на­поми­на­ет гли­ну, но име­ет свои от­ли­чительные осо­бен­ности. Из­де­лия, по­луча­емые при ра­боте с гли­ной и плас­ти­кой, мож­но бы­ло бы обоз­на­чить как ке­рами­ку. Ке­рами­кой приз­на­ют­ся из­де­лия из не­ор­га­ничес­ких ма­тери­алов (нап­ри­мер, гли­ны) и их сме­сей с ми­неральны­ми до­бав­ка­ми, из­го­тов­ля­емые при вы­сокой тем­пе­рату­ре с пос­ле­ду­ющим ох­лажде­ни­ем. Го­воря о ста­нов­ле­нии спе­цифи­ки об­ра­бот­ки гли­ны, нуж­но от­ме­тить, что еще в эпо­ху ме­золи­та лю­ди об­ра­тили вни­мание на то, что гли­на при ув­лажне­нии ста­новит­ся мяг­кой, и по­это­му из нее удоб­но ле­пить раз­ные пред­ме­ты. Ос­тавлен­ный на гли­нис­той поч­ве след от но­ги при­вел че­лове­ка к мыс­ли о леп­ке как спо­собе соз­да­ния раз­личных со­судов. Тех­ни­ка об­жи­га так­же бы­ла от­кры­та слу­чайно. Об­ма­зан­ную гли­ной кор­зи­ну, ко­торая на­мок­ла от дож­дя, ос­та­вили у ог­ня, что­бы про­сушить, пос­ле че­го по­вер­хность кор­зи­ны ста­ла проч­ной и во­донеп­ро­ница­емой. Так бы­ли от­кры­ты но­вые свойства гли­ны, бла­года­ря че­му со­суды ста­ли при­год­ны­ми для хра­нения жид­кости и пи­щи. Со вре­менем из­го­тов­ле­ние гли­няной по­суды не по­теря­ло сво­ей ак­ту­альнос­ти, но тех­но­логия из­го­тов­ле­ния пре­тер­пе­ла не­кото­рые из­ме­нения, ко­торые ка­са­ют­ся не столько эта­пов соз­да­ния ке­рами­чес­ких из­де­лий, сколько их пред­назна­чения. Рас­ши­рил­ся ди­апа­зон фун­кци­онально­го наз­на­чения из­де­лий из гли­ны: их ис­пользо­вали в бы­ту, при ук­ра­шении ар­хи­тек­турных со­ору­жений, для соз­да­ния про­из­ве­дений скульпту­ры, из­го­тов­ле­ния су­вени­ров и т.д. В нас­то­ящее вре­мя на ос­но­ве син­те­за свойств гли­ны и плас­ти­лина по­явил­ся но­вый ма­тери­ал — плас­ти­ка, так­же из­вес­тный как по­лимер­ная гли­на. Это син­те­тичес­кая мас­са, ко­торая по сво­им свойствам на­поми­на­ет плас­ти­лин, но при об­ра­бот­ке при­об­ре­та­ет свойства гли­ны. В ос­новном из плас­ти­ки де­ла­ют ук­ра­шения, бре­локи, не­большие скульпту­ры, раз­личные пред­ме­ты ди­зайна. Пре­иму­щес­тва плас­ти­ки в том, что она луч­ше дер­жит фор­му, не при­липа­ет к ру­кам и поч­ти не пач­ка­ет их. При этом из­де­лия сох­ра­ня­ют проч­ность и мо­гут дол­го слу­жить. Су­щес­тву­ет два ви­да плас­ти­ки: са­мозас­ты­ва­ющая плас­ти­ка, не тре­бу­ющая до­пол­ни­тельной об­ра­бот­ки, и плас­ти­ка, ко­торой не­об­хо­дима теп­ло­вая об­ра­бот­ка. Пос­ле вскры­тия упа­ков­ки плас­ти­ку не­об­хо­димо пол­ностью ис­пользо­вать, ина­че она за­сох­нет и бу­дет не при­год­на для дальнейшей ра­боты. Ес­ли же все-та­ки плас­ти­ка ос­та­лась пос­ле ра­боты, то ее мож­но по­мес­тить в по­ли­эти­лено­вый па­кет и по­ложить в теп­лую во­ду на срок не бо­лее 2 дней. Пос­ле это­го ее обя­зательно нуж­но ис­пользо­вать. От­ли­чие плас­ти­ки от гли­ны и плас­ти­лина в том, что она твер­же плас­ти­лина и труд­нее раз­ми­на­ет­ся в на­чале ра­боты, де­тали, вы­пол­ненные из плас­ти­ки, ху­же при­со­еди­ня­ют­ся друг к дру­гу, ес­ли плас­ти­ку пло­хо под­го­товить к ра­боте.   1.
Лепка из глины Ма­тери­алы для ра­боты с гли­ной: 1. Гли­на (бе­лая, се­рая, се­ро-зе­леная, го­лубая, тер­ра­кото­вая). 2. Сте­ки раз­лично­го раз­ме­ра и фор­мы. 3. Ста­нок для вы­пол­не­ния круг­лой скульпту­ры или рельефа. Воз­можно ис­пользо­вание гон­чарно­го кру­га для из­го­тов­ле­ния по­суды. 4. Во­да в ем­кости для об­ма­зыва­ния из­де­лия. 5. Влаж­ная и су­хая тря­поч­ки. Эта­пы вы­пол­не­ния из­де­лия из гли­ны: 1. Сос­та­вить эс­киз бу­дущей ра­боты. 2. Раз­местить ко­мок гли­ны на стан­ке. 3. Ис­пользуя раз­личные при­емы леп­ки, соз­дать плас­ти­чес­кий об­раз, от­ра­жен­ный в эс­ки­зе. 4. При ра­боте с гли­ной пе­ри­оди­чес­ки сма­чивать во­дой из­де­лие, про­тирать ру­ки, сгла­живать по­вер­хность. 5. Про­сушить из­де­лие ли­бо на от­кры­том воз­ду­хе, ли­бо в му­фельной пе­чи для об­жи­га. 6. Пос­ле об­жи­га рас­кра­сить из­де­лие тем­перны­ми или ак­ри­ловы­ми крас­ка­ми (мож­но ис­пользо­вать гу­ашь). 7. Пок­рыть по­вер­хность ак­ри­ловым ла­ком. 8. Для гла­зури­рова­ния пок­рыть из­де­лие гла­зурью (крас­ка, сме­шан­ная с гли­ной), об­жечь его в печ­ке, за­тем пок­рыть ла­ком.
Лепка из пластики Ма­тери­алы для ра­боты с плас­ти­кой: 1. Дос­ка (фа­нера, де­рево и т.д.). 2. Бу­мага (для уже го­товых из­де­лий или де­талей). 3. Ем­кость с во­дой. 4. Влаж­ные сал­фетки. 5. Нож, сте­ки. 6. Де­ревян­ная, тон­ко на­точен­ная па­лоч­ка (нап­ри­мер, шпаж­ка или ка­ран­даш). 7. Зу­бочис­тки.   Эта­пы вы­пол­не­ния из­де­лия из плас­ти­ки (рис. 97): 1. Сос­та­вить эс­к


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: