Культура педагогического общения




1.Культура в педагогической деятельности.

Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно ориентированному типу образования невозможен без су­щественного повышения уровня педагогической культуры учителей.

Педагогическая культура — это часть общечеловеческой

культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспита­ния, а также способы творческой педагогической деятель­ности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху.

В основе гуманистического типа педагогической культуры лежит целостное представление о педагогической действи­тельности, в эпицентре которой находится личность ребенка.

Сущность педагогической культуры состоит в особом цен­ностном отношении к детству как уникальному, неповтори­мому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Исследователи детства справедливо утверждают, что мир детства — это особый, ни к чему не сводимый мир, живущий вполне автономно и по своим собственным законам. Эти законы касаются прежде всего форм отражения и спо­собов проживания детьми жизни. Так, в дошкольном и млад­шем школьном возрасте основным способом проживания детства является игра, а формами отражения жизни — фан­тазия и воображение. Эти формы отражения и проживания сохраняются и на последующих этапах онтогенетического раз­вития, вместе с тем в подростковом возрасте происходит переход от эмоционально-образного к рационально-логическому восприятию мира, которое становится преимущественным в старшем школьном возрасте.

С этих позиций гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте — это процесс вскармли-

вания и обеспечения здоровья ребенка, развития его при­родных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначаль­ным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ос­новные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувст­венное познавание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание.

В подростковом возрасте — это интенсивное физическое и социальное созревание личности, создающее предпосылки на­чала процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры, ее понимания,, согласия с куль­турой, обретения позиции человека культуры. Основные пе­дагогические предпосылки развития в этом возрасте — вклю­чение подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысле­ние, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, культурное творчество.

Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значе­ние приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершен­ствования, вхождения в жизнь общества, жизненного само­определения, социально-психологической адаптации. Механиз­мы личностного развития существенно меняются: на пер­вый план выступает теоретическая подготовка в сфере гу­манитарных и естественных наук, диалог с культурой, инте­грация знаний в целостную картину мира, культурная реф­лексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях вы­бора, жизнетворчество, саморазвитие.

Современная концепция детства основана на идее его определяющей роли в психическом развитии и становлении личности. Утверждается, что все, чем богат человек, приоб­ретается им в детстве. Поведение взрослого человека во многом детерминируется «слоем детского сознания». Деструктивность сознания взрослого также имеет корни в детстве, вернее в его непрожитости («В детстве у меня не было дет­ства»). Поэтому необходимо культивировать охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов состоит б том, чтобы сохранить мир детства в целостности и неприкос­новенности и помочь ребенку прожить его в радости и пол­ноте устремлений. Не менее важная задача — обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.

Опираясь на достижения современной анропологии, мож­но утверждать, что человек являет собой единство трех сущ­ностей: природной, социальной и культурной. Соответствен­но этому и ребенка необходимо рассматривать в трех изме­рениях: как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, че­ловек — существо целостное. Недаром основным противо­речием его развития на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, при­родным началом. И единственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» человеческих потреб­ностей. Хотя мы находим это положение у ряда философов, в том числе у Маркса, оно практически не учитывалось в со­ветской педагогике, которая взяла на вооружение из марк­систской теории о сущности человека лишь мысль о нем как «совокупности всех общественных отношений», т. е. призна­ние только Социальной сущности человека. Из этого практи­ческая педагогика сделала вывод о том, что главная цель воспитания — социально значимые качества ребенка, раз­витие его личности как члена общества, коллектива. Но это лишь одна из функций целостного человека. Это заблуж­дение прочно укоренилось в практике школьного воспита­ния.

Осуществляя воспитание, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социаль­ным, личностью, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя личности. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противо­речия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру.

Поэтому основное поле деятельности воспитателя — в со­здании культурной среды развития личности ребенка и оказа­нии ему помощи в нахождении своего места в культуре (вы­боре ценностей, среды жизнедеятельности и способов куль­турной самореализации в ней). Для осуществления этой за­дачи необходимо воспитание нового типа педагога-аниматора, способного ввести ребенка в культуру, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптироваться к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределе­ния. Путем тончайшей, чуткой диагностики внутреннего мира ребенка педагог-аниматор познает его и вместе с воспитан­ником открывает, опредмечивает, наполняет жизнью, чело­веческими смыслами, анимирует мир детства и обеспечивает его полноценное проживание.

Такое представление о педагогической деятельности по­зволяет наполнить новым смыслом образ педагога-профес­сионала. Он способен строить свою жизнедеятельность в куль­турных формах, организуя образовательное пространство так, чтобы культуросообразное бытие актуализировалось и для детей, включенных в это пространство.

Высокая педагогическая культура рассматривается в ка­честве основополагающей характеристики личности, деятель­ности и педагогического общения учителя. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, твор­ческих способов педагогической деятельности и личных до­стижений учителя в создании образцов педагогической прак­тики с позиций человека культуры. В связи с этим необходимо выявить у учителя соответствующего уровня педагогической культуры, существенными показателями которой предлага­ется считать:

— гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

— психолого-падагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

— образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

— опыт творческой деятельности, умение обосновать соб­ственную педагогическую деятельность как систему (дидакти­ческую, воспитательную, методическую), способность разра­ботать авторский образовательный проект;

— культуру профессионального поведения, способы само­развития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

. Развитость всех компонентов индивидуальной педагоги­ческой культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этики, но и по показателям концептуальности, индивидуального стиля и креативности.

С этих позиций профессиональное поведение учителя с Высшим уровнем педагогической культуры отличается устой-

чивостью и теоретической обоснованностью собственной пе­дагогической позиции, системностью педагогической дея­тельности, умением творчески решать воспитательные про­блемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различ­ных ситуациях решений. И наоборот, профессиональное по­ведение учителя, для которого характерен «массовый» уро­вень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследователь­ностью, неумением творчески разрешить педагогические про­блемы. Таким образом, профессиональное поведение учи­теля — это форма практического существования его инди­видуальной педагогической культуры.

Педагогическая культура — это характеристика целост­ной личности педагога, поэтому ее развитие — реальный про­цесс движения профессиональной личности педагога к ново­му качественному состоянию. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уров­ня педагогической культуры является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Специальные исследования под­тверждают, что отличие высшего и массового уровня педа­гогической культуры проявляется по всем выделенным пока­зателям, но определяющее значение имеетгуманная педаго­гическая позиция, сочетаемая с творческим отношением к пе­дагогической деятельности. Эталон такого отношения — высший уровень педагогической культуры. Это модель гар­моничного педагога — человека культуры, все компоненты личности и деятельности которого культуросообразны, имеют культурные смыслы. Такой педагог не только бережно сохра­няет и воспроизводит культурные образцы педагогической практики, но сам творит их, создает авторские педагогичес­кие «произведения» — дидактические и воспитательные си­стемы, методики, технологии. У такого педагога креатив­ный аспект индивидуального педагогического сознания явно преобладает над нормативным. Это педагог, имеющий соб­ственный стиль, индивидуальный педагогический почерк. Таких педагогов немного, они единичны. Можно заключить, что высокий уровень педагогической культуры — это всегда ин­дивидуально-творческий уровень. Современные исследования обнаруживают, что такой уровень обеспечива­ется достаточно новой разновидностью педагогической куль­туры. Это — методологическая культура учителя.

 

2.Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия; убеждение и внушение.

Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма [3].

В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление [6]. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.

Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого. Приведем пример внушения через запрет.

 

3.Техника убеждения (предложить педагогические ситуации и их решения).

Ситуация 1

На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».

Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.

Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.

Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.

Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".

Ситуация 2

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.

Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

Ситуация 3

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.

Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …

Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.

Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.

 

4.Техника внушения (предложить педагогические ситуации и их решения).

Ситуация 4

Ученица отказалась участвовать в уборке класса.

Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.

Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.

Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок.… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.

Ситуация 5

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

Причина ясна – усталость детей.

Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

Ситуация 6

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.

Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.

Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: