Культура 18 века. Архитектура Петербурга




18 век – время, за которое Россия догоняет в своём развитии западноевропейскую культуру. Это происходило за счёт привлечения иностранцев для работы в России, а также в связи с обучением талантливых русских за границей, а с 1757 года – в открывшейся в Петербурге Академии художеств. В течение 18 века русская культура прошла этапы барокко, рококо, классицизма и сентиментализма, на что в Европе потребовалось два столетия.

Раньше всего новые черты проявились в архитектуре Петербурга – нового города, возникшего на берегах Невы в 1703 г. Пётр I хотел сделать его похожим на европейские столицы в противовес Москве с её абсолютно русским обликом. Петербург создавался на пустом месте, поэтому в нём удалось применить европейские принципы строительства: лучевую планировку (от здания Адмиралтейства отходили три проспекта-луча), прямолинейность улиц, единство облика зданий. Одним из первых строителей Петербурга стал швейцарец Доменико Трезини. В стиле барокко он создал Петропавловский собор – главную вертикаль равнинного Петербурга, а также здание Двенадцати коллегий (министреств). Также Трезини спроектировал три вида типовых зданий: маленькие для «подлых» (простых) людей, покрупнее – для зажиточных и двухэтажные особняки – для именитых (для дворян). Запрещалось перед домами разбивать сад. Улица должна представлять фасады домов, выстроенные в линию. Даже первый дворец Петра – Летний дворец – был очень скромным и воплощал тип дома для именитых.

Д. Трезини. Петропавловский собор. Императорская усыпальница. Высота 112 м. Храм построен на европейский манер – в виде базилики. Шпиль увенчан трёхметровой фигурой ангела, держащего крест.

Д. Трезини. Три вида типовых жилых зданий для Петербурга.

 

Середина 18 века – период расцвета архитектуры барокко. Ведущим мастером является Франческо Бартоломео Растрелли, работавший для императриц Елизаветы и Екатерины II. Он создал два загородных царских дворца – Большой Петергофский и Екатерининский дворец в Царском Селе.

Ф. Б. Растрелли. Большой Петергофский дворец, 1745-1752 г.

 

 

Ф. Б. Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе, 1752-56 г.

В самом городе им создана монументальная постройка - Зимний дворец.

Ф. Б. Растрелли. Зимний дворец в Петербурге, 1754-1762 г.

Растрелли не любит ровных поверхностей наружных стен, он разбивает их группами колонн, лепкой, сложным обрамлением окон. Внутри интерьеры роскошны, со множеством позолоченных деталей и пышными фресками. Знаменитым храмом работы Растрелли является пятиглавый Смольный собор. Изящные главы собора украшены позолоченными лепными элементами. Цвет собора – голубой с белыми колоннами.

Ф. Б. Растрелли. Смольный собор, 1748-1762 г.

Во второй половине 18 века ведущим стилем в архитектуре Петербурга становится классицизм. Одним из первых его примеров является Таврический дворец, архитектор Иван Старов.

И. Е. Старов. Таврический дворец, 1784-89 г. Назван в честь фаворита Екатерины II князя Григория Потёмкина-Таврического, которому он был подарен императрицей.

Центром классицистского здания всегда является круглый или овальный зал, снаружи перекрытый куполом. В середине такой постройки – здание в античном стиле с треугольным фронтоном и колоннадой. От него симметрично в стороны отходят одноэтажные пристройки-флигеля. По такому же типу построен и один из царских загородных дворцов – Павловский (архитекторы Ч. Камерон и В. Бренна).

Ч. Камерон, В. Бренна. Большой Павловский дворец, 1782-86 г.

Итальянский архитектор Джакомо Кваренги создал в Петербурге здание Смольного института, являющееся наиболее ярким выражением традиции строгого классицизма.

1806-1808 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: