Тема 5. Институты профессионального образования в системе общественных отношений (4 ч.)




Литература ко всему курсу

Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XI веку. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т., 2000.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.

Осипов А.М. Социология образования: очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Социология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Осипова, В.В. Тумалева. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

 

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Образование как социальный институт (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи социологии образования, её основные проблемы.

2. Опишите предпосылки возникновения и этапы развития социологии образования.

3. Определите суть институционального подхода к образованию.

4. В чём состоят основные внутриинституциональные и внешнеинституциональные функции образования? Приведите примеры.

5. Почему изучение социальных общностей и их взаимодействия в сфере образования является одной из наиболее значимых проблем для институционального анализа?

Литература

Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: учеб пособие для студентов пед. спец. М.: Логос, 2003.

Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996.

Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: ИКИ «Маркетинг», МГСУ «Союз», 2001.

Зборовский Г.Е. Образование сквозь призму пространственно-временного подхода // Социол. образования. 2009. № 10.

Санникова О.В. Категория «содержание образования» и возможности её социологической интерпретации // Социол. образования. 2009. № 5.

 

Тема 2. Образование как социальная система и сфера жизнедеятельности общества (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте образование как социальную систему. В чём проявляется взаимосвязь между элементами этой системы?

2. В чём различие между институциональным и системным подходом к образованию?

3. Какие факторы обусловили кризис института образования в мире? Каковы причины системного кризиса образования в нашей стране?

4. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из кризиса образования?

Задание для микрогрупп

Постройте модель образования в информационном обществе. Защитите свой проект.

Литература

Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. исслед. 2005. № 2.

Ефремова Е.М. Гендерные особенности современного образования // Социол. образования. 2009. № 4.

Запесоцкий А.С. Образование и культура: проблемы российской модернизации // Социол. образования. 2010. № 7.

Константиновский Д.П. Образование и социальная дифференциация // Социол. образование. 2009. № 7.

Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М.: Наука, 1970.

Петрова Е.С. Фактор бедности и его влияние на образовательные стратегии молодёжи в Российской Федерации // Социол. образования. 2009. № 12.

Тема 3. Взаимосвязь института образования с другими социальными институтами (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Какие виды связей существуют между институтом образования и другими социальными институтами. К какому типу связей с системой образования должно стремиться, по вашему мнению, демократическое государство? Обоснуйте свою позицию.

2. Раскройте характер отношений и типы связей между производством и образованием. Какие выводы вы могли бы сделать из такого анализа?

3. Как соотносятся между собой образование и культура? Какова практическая значимость этой связи для общества?


Задания для микрогрупп

1. Опишите возможные типы связей между образованием и наукой. Какой из них, с вашей точки зрения, предпочтительнее?

2. Согласны ли вы с постановкой вопроса о высокой значимости связи института образования и института семьи? Обоснуйте своё положительное или отрицательное мнение.

 

Литература

Букин В.П. Комисарова Т.Б. Инновационное образование как фактор социализации студенческой молодёжи // Социол. образования. 2010. № 4.

Елфимова Н.В. Межличностные взаимодействия в образовательной среде // Образование и наука. 2009. № 3.

Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы в России // Образование и наука. 2009. № 9.

Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социол. исслед. 2006. № 12.

Крылова И.А. Кризис образования и науки в России // Социол. образования. 2009. № 6.

Пасовец Ю.М. Роль образования в социально-экономической адаптации населения // Социол. образования. 2010. № 7.

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. 2008. № 2.

Рыбакова М.В. Интеграция образования и науки как основа элитного естественно-научного образования // Социол. исслед. 2007. № 4.

Тема 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте институт допрофессионального образования. В чём суть различий между ним и профессиональным образованием?

2. Почему при изучении допрофессионального и профессионального образования особое значение приобретает проблема образовательных потребностей?

3. Назовите социальные функции дошкольного образования и воспитания. Каковы, с вашей точки зрения, наиболее острые социальные проблемы развития дошкольного образования и воспитания?

4. Как бы вы определили новую концепцию дошкольного образования и воспитания?

5. Охарактеризуйте социальные общности учащихся и педагогов, покажите характер взаимодействия между ними.

6. Определите характер и противоречия связей и отношений между школой и иными образовательными институтами.


Задания для микрогрупп

1. Спроектируйте модель реформы дошкольного образования.

2. На основе новой концепции образования постройте модель реформы школьного образования.

Литература

БелоножкоМ.Л. Хиту Е.Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых // Социол. исслед. 2007. № 4.

Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа? // Народное образование. 2003. № 2.

Вершловский С.Г. Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социол. исслед. 2007. № 5.

Вифлеемский А.Б. Проблемы реализации конституционных норм общедоступности и бесплатности дошкольного и среднего школьного образования // Экономика образования. 2010. № 2.

Елфимова Н.В. Межличностные взаимодействия в образовательной среде // Образование и наука. 2009. № 3.

Родионов С.Н. Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании// Социол. исслед. 2008. № 3.

Селивёрстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социол. исслед. 2005. № 2.

Собкин В. С. Трансформация целей и мотиваций учёбы школьников // Социол. исслед. 2006. № 7.

Толстова Ю. Н. Школа-вуз: разрыв увеличивается? // Социол. исслед. 2005. № 8.

Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации // Социол. исслед. 2006. № 8.

Тема 5. Институты профессионального образования в системе общественных отношений (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Что понимают под профессиональным образованием? Каковы основные социальные функции и структура профессионального образования?

2. Проанализируйте различные взгляды на проблему кризиса начального и среднего профессионального образования и преодоления его через модернизацию системы.

3. Определите основные функции современного высшего образования в России. В чём проявляются дисфункции системы высшего образования?

4. Раскройте предпосылки возникновения и сущность высшего негосударственного образования.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: