Возрастная группа
| Название тренинговой программы
| Основные цели и задачи тренинговой программы.
|
Младшие школьники
(1-2 класс)
| “Загадки необитаемого острова”
| - Создание благоприятных условий для развития личности.
- Профилактика и коррекция социально-психологической дезадаптации
- Развитие эмоциональной сферы.
- Формирование навыков самопознания и эффективного общения.
|
1-2 класс
| “Учимся быть внимательными”
| - Развитие основных свойств внимания (концентрации, распределения, переключения, объёма);
- Формирование навыков самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
- Обучение ребят регулированию своего эмоционального состояния путём релаксации (расслабления).
|
3-4 класс
| “Правила доброты”
| - Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
- Обучение ребят отреагированию своего гнева приемлемым способом (безопасным для себя и окружающих);
- Формирование способности осознавать свои эмоции и чувства других людей (развитие эмпатии);
- Обучение ребят способам управления собственным гневом.
- Снижение уровня личностной тревожности;
- Развитие позитивной самооценки.
|
2-4 класс
| “Я учусь владеть собой”
| - Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки;
- Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции.
- Обучение ребят ответственному отношению к своим поступкам.
- Развитие умения сказать “Нет”.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
- Развитие коммуникативных навыков.
|
Среднее звено
5-6 класс
| “Уроки общения”
| - Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Развитие умения слущать других людей.
- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
- Обучение способам внутреннего самоконтроля.
- Формирование позитивной моральной позиции.
|
7-9 класс
| “Мир моих чувств”
| - Обучение подростков обозначению своих личных границ и уважению границ другого человека.
- Обучение способам выражения чувств.
- Формирование уважительного отношения к чувствам других людей.
- Повышение самооценки подростков.
- Отработка навыков взаимодействия и уверенного поведения.
|
8 класс
| Тренинг общения
| - Повышение общей социально-психологической адаптированности учащихся.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование навыков социально приемлемого самовыражения.
- Развитие самоконтроля.
|
9 класс
| “Жить в мире с собой и другими”.
| - Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
- Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций
- Повышение самооценки.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование позитивного отношения к своему народу.
- Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
|
Ввиду загруженности учебного плана школы профилактические занятия планируется проводить один раз в две недели. Длительность занятия – 1 урок. Участие ребят в дискуссиях, обсуждениях является добровольным. Задача ведущего – не принуждать ребят, а всячески поощрять их участие.
Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (в начале работы) и итоговой (по окончании этапа) диагностик. Для каждого звена рекомендуется отдельная анкета с учетом возрастных особенностей учащихся.
Литература
- Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно – профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина,
- Н.И. Фуниковой.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ “Образование”. – 2001.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.,2003.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
- Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.