Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения.




Слайд

1. Сегодня мы с вами преходим к изучению нового литературного направления, такого как сентиментализм. Рассказ учителя «Сентиментализм в России».

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Само название «сентиментализм» (от анг. sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

 

Слайд

Основная идея – мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимании е уделяется пейзажу. Пейзаж тоже идеалистический, сентиментальный: речка журчит, говорливые ручейки, лужок – всё это созвучно личным переживаниям героев.

Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя.

 

 

Слайд

2. Давайте теперь определим, чем отличается сентиментализм от классицизма и составим таблицу. Работа с таблицей (учащиеся заносят её в тетради).

Произведения классицизма Произведения сентиментализма (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»)
Культ разума, долга. Культ чувства
Сфера интереса: общественная жизнь человека. Частная жизнь, эмоциональная сфера.
Литературные нормы и правила Нарушения литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей, Роль пейзажей. Элементы психологизма (автор исследует внутренний мир своих героев).

3.

4.

 

5. Просмотр презентации посвященной личности Н. М Карамзина и конспектирование.

Слайд

Николай Михайлович Карамзин - знаменитый русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, издатель. С его подачи словарный состав обогатился большим количеством новых слов-калек(.заимствование иноязычных слов, выражений, фраз буквальным переводом соответствующей языковой единицы) такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность»

Слайд

Известный литератор появился на свет 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 г. в усадьбе, находящейся в Симбирском уезде. Отец-дворянин позаботился о домашнем образовании сына, после чего Николай продолжил учиться сначала в симбирском дворянском пансионе, затем с 1778 г. - в пансионе профессора Шадена (г. Москва). На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

Слайд

Отец хотел, чтобы после пансиона Николай поступил на военную службу, - сын исполнил его желание, в 1781 г. оказавшись в петербургском гвардейском полку. Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, в 1783 г. сделав перевод с немецкого. В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.

С 1785 г. биография Карамзина связана с Москвой. В этом городе он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», поселяется в принадлежащем ему доме, в дальнейшем сотрудничает с членами кружка в различных изданиях, в частности, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

Слайд

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Слайд

Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма, и именно Н.М. Карамзин находился во главе течения; под влиянием его произведений писали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

Слайд

Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).

Слайд

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров - такие активные продажи не имели прецедента. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.

Слайд

Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил. Третьего июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения.

Сюжет: после смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё, и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и, узнаёт, что он помолвлен (на войне он проиграл в карты своё имение и теперь вернувшись вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд, около которого они гуляли.

· Кто главные герои повести? ( Лиза - главная героиня, бедная крестьянская девушка, добрая, робкая и трудолюбивая. Крестьяна Лиза влюбляется в дворянина Эраста и после его предательства кончает жизнь самоубийством. Эраст - богатый дворянин, добрый, милый, но легкомысленный молодой человек. Он влюбляется в Лизу, но, в конце концов женится ради денег на другой женщине. Мать Лизы - добрая больная старушка-крестьянка. Анюта - девушка-соседка Лизы. Автор - знакомый Эраста).

· Кто второстепенные герои? (отец Лизы - трудолюбивый крестьянин, умерший за 2 года до событий, описанных в повести; старая вдова - богатая дворянка, которая давно любит Эраста. Эраст женится на ней из-за денег, когда проигрывает свое имение в карты.)

· Где происходит действие повести? (в Москве и её окрестностях).

· По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом[1], тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[7]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причём характерное для романа чёткое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.

Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

- Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

- Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)

- Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)

Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: