- давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)
- С чего начинается повесть?
(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря: «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.)
- О чём повествуется далее?
(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.)
- Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».)
- Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.)
- Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
|
(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» - «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)
- Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.»
Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)
- Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья?»
(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.)
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
|
(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо: и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его по делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась: «У меня есть мать!».
«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».)
Физминутка.
Упражнение «Качели» (стимулирует мыслительные процессы):
- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. При помощи глубокого дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
- Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.)
- В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.»)
|
- Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?
(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.)
- Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.)
- Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
- Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)
· Определите тему и идею повести. Несколько тем: обращение к крестьянской среде, любви и смерти, рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. Идея: условности стоят выше человеческого счастья).
Домашнее задание: Перечитать повесть «Бедная Лиза». Выписать в тетрадь характеристики главных героев: Эраста и Лизы.
«Синквейн» ( 3 мин) Групповая работа.
- Составьте синквейн:
Повесть «Бедная Лиза»
Сентиментальная, захватывающая,
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Сентиментализм
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).