Родителям группы шестилеток




Уважаемые родители, завтра, 27 ноября, состоится наше двенадцатое занятие с детьми. Мы вошли в азбучный период, в связи с этим расскажу о ходе наших уроков и о специфике обучения чтению в «Русской Классической Школе».

Каждый урок чтения мы начинаем с артикуляционной зарядки (все еще важной для детей этого возраста), далее следуют блоки разнообразных фонематических (звуковые) упражнений и сопровождающие их беседы: развивающие – о смысле прочитанного и пропедевтические – подготовка к овладению грамматическими понятиями (склонения слов, род, число – пока это только наблюдение за языковой практикой). Отмечу, что именно уровень владения звуковой культурой речи говорит о готовности ребенка к обучению в школе. Развитие дошкольника идет прежде всего через слово, через речь, именно здесь формируются все навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам.

Мы движемся от интуитивного овладения языковыми средствами к осознанному, это путь от самонаблюдения – что и как делаю я, когда говорю – к обобщениям и выводам в наблюдении над родным языком. В этом состоит один из важнейших принципов РКШ – русский язык на протяжении всей начальной школы познается изнутри, из практики речи, то есть именно как родной, а не изучается как иностранный – в виде правил, что характерно для всех существующих в нынешних школах методиках.

Метод обучения чтению, разработанная К.Д. Ушинским называется звуковым, так как повторяет исторический путь создания письменности. Мы с детьми повторяем этот путь, переходя от наблюдения за нашей речью к ее фиксации «значками» – буквами. Ребенок как бы сам проводит «эксперименты» с собственной речью: раскладывает на звуки, наблюдает за слоговым делением, проверяет, как отдельные звуки соединяются в слова и т.п., таким образом с самых первых шагов обучения он привыкает к самостоятельному мышлению и выводам. Это так называемый «сократовский», или эвристический, творческий, метод обучения, когда обучающийся как бы сам открывает то, чему его учат. О преимуществах звукового метода обучения чтению убедительно рассказывает разработчик блока словесности в РКШ Горячева И.А. Посмотреть: тайм-код 0:54:19 – 0:57:37 по ссылке https://russianclassicalschool.ru/video-seminary/item/722-obuchayushchij-seminar-po-slovesnosti-v-nachalnoj-shkole.html

Так как в основе лежит звуковой метод обучения, Азбука, по которой мы учимся читать, тоже является звуковой Азбукой. На первом этапе обучения мы не называем буквы так, как они названы в алфавите: «пэ, эм, ка, эн» и даже не всегда употребляем слово «буква», но чаще «значок для звука». На букву в Азбуке мы только указываем, а произносим те звуки, которые она обозначает. Это необходимо для того, чтобы не возникло путаницы между звуками и буквами и чтобы облегчить сложение букв в слова.

Особенность метода К.Д. Ушинского в том, что он основан на позиционном принципе русской графики. Сразу отмечу, что поскольку по образованию Константин Дмитриевич был юристом, то в мыслил чрезвычайно точно и рационально, и одними из главных требований к обучению детей были простота и доступность пониманию ребенка (принцип природосообразности). Разработанный им принцип обучения чтению основан на позиционном принципе русской графики, лежащим в основе нашего письменного языка. Если для нас, взрослых, обучавшихся механическому чтению по слогам, он кажется едва ли не «экзотическим», то для сознания ребенка, только осваивающему грамоту, он весьма удобопонятен (употребим это старинное слово) и чрезвычайно полезен для поступательного развития логики мышления. Кроме того, звуковой метод, основанный на позиционном принципе графики, постоянно взывает к осознанности ребенка, тренирует внимание, которое К.Д. Ушинский называет «воротами нашего сознания и памяти». Посмотреть j позиционном принципе русской графики: тайм-код 1:20:20 – 1:30:10 по ссылке: https://russianclassicalschool.ru/video-seminary/item/721-seminar-po-obucheniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-chast-vtoraya-5-6-let.html

Чтение в РКШ побуквенное, но в устной речи мы делим слова на слоги и выделяем ударные и безударные гласные. Когда слово прочитано по буквам, оно обязательно произносится (прочитывается) полностью, это необходимо для того, чтобы даже за самым коротким словом разворачивался смысл. С первых же слов важен смысл, стоящий за написанным словом, а не механическое звукоизвлечение. В Азбуке нет деления слов на слоги, чтобы слово воспринималось целостно. О тех серьезных проблемах, к которому приводит слоговой метод обучения чтению, можно посмотреть здесь: тайм-код 13:23 – 17:55 по ссылке https://russianclassicalschool.ru/video-seminary/item/721-seminar-po-obucheniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-chast-vtoraya-5-6-let.html

Даже когда изучены всего три буквы, мы можем прочитать в нашей звуковой Азбуке уже шесть слов: «уа», «ау», «ум», «му», «ам», «мама». Более того, мы говорим о каждом слове: кто и когда так говорит, где находится у человека ум, почему мама так дорога каждому человеку… Но также мы наблюдаем и отмечаем, что в парах «уа»-«ау», «ум»-«му» разница в смысле огромная, хотя всего-то поменялись местами те же самые буквы. Это самый простой пример. Далее беседы более разнообразны и пропедевтически насыщенны: Это и профилактика дисграфии (которая стала почти эпидемией), и развитие наблюдательности, и дисциплина ума.

Так как звуковая Азбука является дидактическим пособием, учебники остаются в нашем классе, а не выдаются на дом. Чтение слов происходит по определенной методике, сопровождается звуковым и буквенным анализом, встроено в последовательную и целостную систему обучения. На уроке вокруг прочитанного слова возникает беседа, развивающая языковые и коммуникационные навыки ребенка, поэтому если слова будут прочитаны дома, пусть и правильно, у ребенка пропадет чувство новизны, но возникнет ложное представление о том, что это уже «пройденный» материал.

В конце года дети овладеют и слитным, и слоговым чтением, будут знать названия букв русского алфавита в соответствии с существующими нормами, но при этом произойдет последовательное и осознанное вхождение в мир фонетики и графики родного языка, что станет серьезным вкладом в создание фундамента для всего последующего обучения.

Обучение чтению совмещено с обучением письму печатными буквами – это единый процесс, который позволяет избежать какой-либо механики или дрессуры в овладении родным языком. Когда ребенок «печатает» слово по памяти, под собственную диктовку, у него запускаются очень важные аналитико-синтетические процессы (без какой-либо теории, только исходя из практических навыков), также происходит профилактика дисграфии и дислексии. Сопоставляя слова «Машу» (имя девочки, «мама зовет Машу») и глагол «машу» (рукой, платком), в сознании ребенка происходит существенная, но не обремененная теорией, пропедевтическая работа над целым рядом грамматических явлений.

На уроках письма мы продолжаем выполнять орнаменты в тетрадях в клетку. Орнаменты усложняются постепенно, по мере того, как дети начинают лучше ориентироваться в пересечениях линий, улавливать ритм узора и т.д. Сейчас девочкам стало интересно не только правильно повторить узор, но и провести ровные, красивые линии. Обязательно обращаем внимание на направление: горизонтальные линии проводятся слева направо, вертикальные сверху вниз, что является важным навыком для последующего письма букв.

К написанию элементов письменных букв мы приступим с 20-го урока. Меловые дощечки уже закуплены нами, писать на них доставляет удовольствие даже взрослым. О письме на меловых дощечках и важности каллиграфического письма: https://russianclassicalschool.ru/pismo/item/733-metodika-chistopisaniya.html

Уточню, что в единых требованиях к ребенку, поступающему в 1-й класс государственной школы, говорится о желательности (а не обязательности) читать и писать печатными буквами, о письменных не говорится ничего. В методике РКШ обоснована важность чистописания и каллиграфического письма как для формирования грамотной и красивой речи, так и для психологической стабильности и эстетического развития ребенка.

Урок письма завершается обводкой и раскрашиванием - по желанию – рисунка в тетрадях для каллиграфического рисования. Это тоже тренирует точность движений руки и развивает глазомер, а наблюдение за выразительными возможностями линии развивает чувство гармонии и эстетический вкус. Когда девочки обводят и раскрашивают рисунки, мы беседуем (но так, чтобы это не мешало выполнению основной работы) по поводу изображенного. Так мы поговорили об аистах, маке, рыбалке это и расширение знаний об окружающем мире, так и возможность поделиться своими впечатлениями и переживаниями, развитие коммуникационных навыков и эмоционально-эстетическая радость познания.

Во время уроков обязательно происходит чередование фаз сосредоточенности, напряжения и эмоциональной и/или физической разрядки, продиктованных физиологическими особенностями детей данного возраста.

Дорогие родители, если у вас возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте, с радостью отвечу или дам ссылку на соответствующие видеозаписи из архива РКШ.

Для удобства чтения прикрепляю этот же текст в виде документа Word.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: