Терроризм н организованная преступность стали неотъемлемыми антисоциальными явлениями современной российской действительности. К проявлениям терроризма относятся насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций; уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов; создание угрозы гибели людей, причинения значительного ущерба либо иных общественно опасных последствий; осуществление указанных действий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или в целях удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных и иных групп населения; захват заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц, в том числе создание условий для аварий и катастроф; распространение угроз; совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступления иных общественно опасных явлений.
Возрастание опасности терроризма связано с рядом факторов:
- расширением объектов террористического воздействия;
- появлением новых форм терроризма;
- использованием новейших достижений науки и техники при совершении террористических актов;
- расширением международного экономического и финансового сотрудничества с разнообразными видами международных связей;
- ослаблением пограничного, таможенного и санитарного режимов между отдельными государствами;
|
- ростом контрабанды оружия, торговли наркотическими средствами и психотропными веществами;
- потенциальной опасностью использования активных химических отравляющих веществ;
- совершенствованием организационных структур террористических организации;
- возрастанием концентрации финансовых средств;
- повышением преступной «квалификации» террористов.
Все эти направления влияют на выполнение оперативно-служебных задач ОВД, которые в последнее время вес чаще сталкиваются с террористами, применяющими взрывчатые вещества и взрывные устройства. Деятельность террористических организаций представляет наибольшую угрозу национальным интересам и безопасности личности, общества и государства.
Анализ практической деятельности ОВД по предупреждению террористических актов свидетельствует о том, что успешное выполнение задач достигается за счет хорошего знания личным составом своих обязанностей и прав, строгого соблюдения указов, постановлений, законов и других нормативных актов, умелых и грамотных действий при обнаружении взрывных устройств в различных условиях, знания тактико-технических характеристик взрывных устройств промышленного производства, средств взрывания и самодельных взрывных устройств, современного материального технического обеспечения и высокой морально-психологической подготовки.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
|
Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность по противодействию терроризму является Закон о противодействии терроризму, который определяет правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, субъекты этого противодействия, основы их взаимодействия и роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму. Понятийно терроризм в названном законе определяется как, идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Главными принципами борьбы с терроризмом признаются:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
|
- приоритет мер предупреждения терроризма;
-единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Не менее значимым правовым гарантом осуществления деятельности по борьбе с терроризмов в России является Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Согласно данному документу основными задачами противодействия терроризму являются:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
- противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Концепции противодействие терроризму в Российской Федерации предусматривает следующие меры: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В целях реализации неотложных мер по усилению общественной безопасности, защиты населения от терроризма, обеспечения надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах и других населенных пунктах России, еще постановлением правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» было предложено федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить планы мероприятий по обеспечению устойчивой деятельности объектов промышленности, транспорта, связи, ядерного, топливно-энергетического продовольственного комплексов.
В соответствии с Законом о противодействии терроризму борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в следующих целях:
- защита личности, общества и государства от терроризма;
- предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимализация ее последствий;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения такой борьбы необходимыми средствами является Правительство Российской Федерации. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются:
- ФСБ России;
- МВД России;
- Служба внешней разведки Российской Федерации;
- Федеральная служба охраны Российской Федерации;
- Министерство обороны Российской Федерации;
- Пограничная служба Российской Федерации.
В целях повышения эффективности действий ОВД и Росгвардии по предупреждению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели на городские и районные ОВД возлагается: непосредственное осуществление на обслуживаемой территории мероприятий по предупреждению преступлений террористического характера;
- организация защиты населения, особо важных и режимных объектов, объектов жизнеобеспечения населения;
- предупреждение преступлений террористического характера на объектах, расположенных на обслуживаемой территории;
- реализация информации о террористических организациях (сообществах) и террористических группах;
- проведение обследования объектов, административных зданий, жилого сектора в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих свершению преступлений террористического характера;
- участие в проведении комплексных профилактических мероприятий антитеррористической направленности, проводимых ОВД субъектов Российской Федерации.
- организация информирования населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористического характера.
В деятельности по предупреждению преступлений террористического характера подразделения охраны общественного порядка ОВД:
- проводят периодические проверки правомерности проживания граждан, использования квартир и подвальных помещений, сдаваемых в аренду (поднаем) предприятиям, учреждениям, организациям и частным лицам, а также гостиниц, ресторанов в целях установления и принятия мер к лицам (организациям), незаконно хранящим оружие, боеприпасы и другие средства поражения для предупреждения преступлений террористического характера;
- принимают меры по обеспечению безопасности на предприятиях, осуществляющих производство, транспортировку, торговлю, хранение и использования оружия, боеприпасов и патронов к служебному и гражданскому оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств по предупреждению преступлений террористического характера;
- контролируют доступ в пустующие помещения, чердаки, подвалы в целях предупреждения преступлений террористического характера;
- осуществляют меры по прекращению деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности, находящихся под контролем террористических организаций (сообществ); проводят работу с населением, общественными организациями, трудовыми коллективами в целях предупреждения преступлений террористического характера;
- корректируют систему единой дислокации в целях максимального приближения постов и маршрутов патрулей к местам возможного совершения преступлений террористического характера.
Учитывая высокий уровень ресурсного обеспечения современного терроризма, необходимо принимать меры по предупреждению финансирования террористической деятельности.
Успех в деятельности по предупреждению преступлений террористического характера определяется наличием заранее хорошо разработанного типового оперативного плана действий, постановкой конкретной задачи каждому участвующему в операции, четкими действиями каждого сотрудника в боевой обстановке, безотказной работой всех средств связи и других технических средств, умелыми и решительными действиями руководителя операции, безукоризненной исполнительной дисциплиной и высокой профессиональной подготовкой всего личного состава.
Сотрудники ОВД должны быть подготовлены к действиям в сложной обстановке не только физически, но и профессионально, и психологически.
Именно в сложной обстановке проявляются психологические противоречия, которые есть в каждом человеке и в группах людей — противоречия между инстинктом самосохранения и служебным долгом, исполнительностью и инициативой, ответственностью и самоутверждением, смелостью и осторожностью.