TYUTCHEV AND FET ARE THE PREDECESSORS OF THE “SILVER AGE” POETS-SYMBOLISTS




82-145

ТЮТЧЕВ И ФЁТ – ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

TYUTCHEV AND FET ARE THE PREDECESSORS OF THE “SILVER AGE” POETS-SYMBOLISTS

Аннотация: Стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фёта определили развитие литературы на много лет вперёд и оказали огромное влияние на «Серебряный век». Цель нашего исследования – доказать, что произведения данных поэтов во многом предрекли русский символизм. В ходе работы были проанализированы некоторые произведения Ф. И. Тютчева и А. А. Фёта, выделены мотивы, присущие лирике символистов. Предложенная статья будет полезна людям, интересующимся творчеством данных поэтов или представителей русского символизма.

Abstract: The poems of F. I. Tyutchev and A. A. Fet have determined the development of literature for many years to come and have had a tremendous influence on the "Silver Age". The purpose of our study is to prove that the works of these poets have largely laid the foundations of Russian symbolism. In the course of the work, some poems by F. I. Tyutchev and A. A. Fet were analyzed, and the motives inherent in the lyrics of the symbolists were highlighted. The proposed article will be useful for people interested in the work of these poets or representatives of Russian symbolism.

Ключевые слова: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, поэзия, символизм, «Серебряный век», стихотворения, философская лирика.

Keywords: F. I. Tyutchev, A. A. Fet, poetry, symbolism, “Silver Age”, poems, philosophical poems.

 


 

Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фёта, по сути, предрекла символистское направление русского модернизма в литературе. Один из главных представителей этого течения Александр Блок не раз говорил о своей любви к творчеству Фёдора Ивановича. И всё же, что именно сближает стихотворения Тютчева и Фета с символизмом?

Когда задаешься этим вопросом, на ум сразу приходит одно из самых знаменитых произведений Фёдора Ивановича «Фонтан». Пусть в нём нет ярко выраженных элементов мистики и двоемирия, однако есть, хотя пока не символичный, но аллегоричный образ. Фонтан – это попытка постижения человеком законов природы, которая, обречена на провал. Этот итог весьма печален. Человек вынужден существовать в мире, законов которого не понимает, а значит он не может контролировать свою жизнь. Данный вывод в некоторой мере сближается с блоковской «дурной бесконечностью», где человек представлен слабым существом, неспособным по этой причине вырваться из зацикленного пространства и времени.

Зачатки излюбленного символистами «двоемирия» можно обнаружить в стихотворении «Silentium». В нём лирический герой призывает к молчанию и умению «жить в себе самом». Таким образом, для него бытие разделяется на два мира: наружный и внутренний. Причём первый мрачен, враждебен, он возмущает «ключи» второго.

На «двоемирие» также намекает стихотворение «Последний катаклизм»: «Когда пробьёт последний час природы,/Состав частей разрушится земных:/Всё зримое опять покроют воды/И божий лик изобразится в них».

Всего в четырёх стихах автор уместил мысль о существовании мира человеческого и божественного, материального и духовного. Мотив отражённого, столь излюбленный поэтами-символистами, имеет в данном стихотворении решающее художественное и образное значение.

И, наконец, хочется отметить, наверное, одно из самых близких к символистам стихотворение Фёдора Тютчева – «Mal’aria» (ит. «Заражённый воздух»). Это практически уже декадентское произведение. Читатель, не знающий его авторства, возможно, отнёс бы его перу кого-то из символистов. Начинается стихотворение к признанию любви к божьему гневу и таинственному злу. После чего автор поочередно строит яркие прекрасные художественные образы, используя светлую по тональности лексику. При этом строфу он оканчивает выводом, что всё перечисленное им – есть смерть. Стихотворение написано в 1830 году, и для своего времени – это удивительное произведение, поражающее читателей откровенным декадентством.

Подводя итог о вкладе конкретно Тютчева в русский символизм, хочется отметить его яркие аллегоричные образы. Если модернисты оперировали символами, которые могли включать несколько значений, то Тютчев использовал метафоричные и глубоко лиричные аллегории.

Говоря о творчестве Афанасия Афанасьевича Фёта, хочется сказать о стихотворениях «Мадонна» и «Ave Maria». В первом говорится о «трудном пути земном» и, что важно, о «гласе надежды». Развивая эту мысль, Фёт приходит к выводу: «…Как много ты с святого полотна/Мне шлёшь, мой Бог, с пречистою Мадонной!». В данном произведении лирическому герою дарит надежду лишь образ Мадонны, дарящий любовь свою страждущим смертным. Стихотворение пронизано благоговением, а «глас надежды» напоминает мотив ожидания. Вспомним творчество Блока и его героя, ждущего «Прекрасной дамы». Не забудем и философа и поэта Владимира Соловьёва с его идеей «вечной женственности». Она-то и оказала влияние на творчество Блока. Фактически эту же идею Фёт воспроизводит за несколько десятилетий до появления работ Соловьёва.

Другое стихотворение «Не тем, Господь, могуч, непостижим» также имеет мысль о слабости и непостоянстве человека. Она выражается в нескольких стихах «…я сам, бессильный и мгновенный», «я – добыча суеты,/Игралище её непостоянства». Несмотря на наличие данных мыслей, акцент в стихотворении смещён. Фёт говорит о божественном даровании поэта, которая «ни времени не знает, ни пространства». Так или иначе, наличие зачатка мотивов суеты, слабости человека – бесспорно.

И, наконец, если самым декадентским стихотворением Тютчева мы назвали «Mal’aria», то у Фёта это «Никогда». Оно сближено с кладбищенской поэзией и в нём также наблюдается мотив суеты. Лирический герой просыпается в гробу, далее Фёт строит мрачные образы склепа, сугробов, мёртвого леса – «земли давно остывшей». Понимание смерти всего живого на земле заставляет его задаваться вопросами «Для кого могила/Меня вернула? И моё сознанье/С чем связано?/И в чём его призванье?». В конце концов герой вновь просит смерти. Оканчивается стихотворение грандиозным образом «трупа земли», летящего, несущего «труп» лирического героя «по вечному пути». Стихотворение сложное, мрачное и, на мой взгляд, уже даже не аллегоричное, а символичное.

Таким образом, действительно, в лирике Тютчева и Фёта очень многие элементы стали почвой поэтических исканий символистов. Два этих поэта, по сути, заложили основу для «вечной женственности» Соловьёва, «Прекрасной дамы», «дурной бесконечности» - Блока. Их аллегории и символы питали XX век, а отдельные произведения можно даже назвать декадентскими.

Список литературы

1. Тютчев Ф. И. Стихотворения – Москва, 1986 – 287 с. – С. 63, 98, 100, 127.

2. Фет А. А. Стихотворения. Проза – Воронеж, 1987 – 495 с. – С. 44, 45, 250, 251.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: