Избирательное право России: понятие, предмет, источники.




Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соотв. с КРФ, ФЗ, Конституциями, уставами, законами субъектов федерации, уставами мун.образований в целях формирования органов гос.власти, органов МСУ или наделение полномочиями должностных лиц (ч.3 ст.3 КРФ). Подготовка и проведение выборов в РФ регулируется значительным числом норм, которые в своей совокупности представляют ИП РФ. Получение мандата народом на осуществление власти. Неотъемлемый, основной элемент демократии.

ИП РФ – подотрасль КП РФ, представляет собой систему кнст.-прав. норм, регулирующих подготовку, организация и проведение выборов в органы гос.власти и органы МСУ РФ, определение рез-в.

Термин ИП используется для обозначения не только определенной системы конст-прав.норм (объективного ИП), но и для обозначения принадлежащего гражданам РФ права избирать и быть избранным в органы гос.власти и органы МСУ (субъективное ИП).


44. Соотношение законодательства РФ и субъектов РФ о выборах.

Конституция РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ принимать законы в пределах их компетенции. Эти законы действуют в пределах границ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта РФ.

Субъекты РФ не вправе принимать законы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ: 1) войны и мира; 2) регулирования федеральной собственности; 3) установления федерального бюджета и т. д.

В случае принятия субъектом РФ закона вне пределов его компетенции законы РФ и субъектов РФ вступают между собой в противоречие, т. е. возникают коллизии норм права.

В ϶ᴛᴏм случае всегда действует общее правило разрешения таких споров: федеральные законы обладают наивысшей силой по отношению к законам субъектов РФ, что обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории и верховенство федерального законодательства.

В случае возникновения более сложной коллизии между правовыми актами РФ и актами субъекта РФ она разрешается Конституционным Судом РФ.

Коллизии между законами субъектов РФ и федеральным законодательством могут быть: 1) о противоречии нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ федеральному законодательству; 2) о пределах компетенции принявшего нормативный акт органа власти.

Конституционный Суд РФ рассматривает споры о компетенции органов власти субъектов РФ с позиции разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленными Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституционный Суд РФ может вынести следующие решения: 1) подтвердить полномочие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего органа государственной власти субъекта РФ на издание спорного акта или совершение спорного юридического действия; 2) подтвердить отсутствие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих полномочий данного органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.

В первом случае спорный акт продолжает ϲʙᴏе действие и признается принятым в пределах компетенции органа власти.

В случае признания акта органа власти субъекта РФ не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим федеральному законодательству он утрачивает ϲʙᴏю юридическую силу и прекращает действовать. В ϶ᴛᴏм случае применению подлежат нормы федеральных законов, регулирующие спорные правоотношения. В случае если же ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих федеральных нормативных актов нет, то применяется ранее действующее законодательство РФ или РСФСР либо аналогия закона.

В случае если Конституционным Судом РФ признаны неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими Конституции РФ закон субъекта РФ, договор субъекта РФ или отдельные их положения, ϶ᴛᴏ влечет за собой их непременное признание недействительными и не подлежащими применению, отмену органами государственной власти других субъектов РФ актов, принятых на базе положений, признанных неконституционными. В связи с данным все правовые последствия, возникшие в результате применения неконституционных нормативных актов субъектов РФ, отменяются и восстанавливается положение субъектов правоотношений в первоначальном их виде.


45. Принципы избирательного права в РФ, их виды.


46. Обязательность и периодичность выборов.
47. Гласность и открытость выборов, гарантии.
48. Принцип свободных выборов. Порядок обжалования итогов голосования и результатов выборов.
49. Принцип всеобщего избирательного права и его гарантия.
50. Принцип равного избирательного права и его гарантии.
51. Принцип прямого избирательного права и тайного голосования.
52. Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти РФ.
53. Виды избирательных округов и их образование.
54. Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, виды, порядок образования, состав, срок полномочий компетенции.
55. Выдвижение кандидатов, список кандидатов.
56. Правовой статус избирательных объединений и избирательных блоков.
57. Регистрации кандидатов. Отказ в регистрации, отмена регистрации: основания и порядок.
58. Информирование избирателей и предвыборная агитация.
59. Финансирование выборов в РФ.
60. Голосование и определение результатов выборов.
61. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ.
62. Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности.
63. Условия и порядок выборов Президента РФ.

Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации. Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами: политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии. Политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу, могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей. Кандидат, выдвинутый от политической партии, не допущенной к распределению таких мандатов, для регистрации должен предъявить в [ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации |Центральную избирательную комиссию (ЦИК)]] минимум сто тысяч подписей в свою поддержку. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 2500 подписей. Кандидат, выдвигающийся в порядке самовыдвижения, для регистрации должен предъявить в [ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации | Центральную избирательную комиссию (ЦИК)]] минимум триста тысяч подписей в свою поддержку. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 7500 подписей. Закон позволяет приносить подписи с запасом в 5 %, то есть до 105 000 и 315 000 подписей соответственно. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из них. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше ста тысяч или трехсот тысяч. Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;-документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;-протокол об итогах сбора подписей избирателей;-список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;-сведения об изменениях в данных о кандидате;-первый финансовый отчет кандидата. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Кандидат на должность президента, ранее уже занимавший два срока подряд государственный пост Главы государства, не подлежит регистрации в Центральной избирательной комиссии. В случае отсутствия альтернатив и при наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются. Действующий Глава государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую финансовую поддержку Государства и всех СМИ. Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права) Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования. Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.

 


64. Полномочия Президента РФ.

Президент:

обладает правом законодат. инициа­тивы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения

назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ

распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ

назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ

подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ

обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона

обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства.

 


65. Прекращение полномочий Президента РФ.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности - это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются: совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение ГД обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, содержащее конкретные указания на признаки тяжкого преступления. 1/3 от депутатов ГД. >Заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения>Заседание ГД >2/3 от общего числа депутатов ГД>Постановление ГД >5 дней>СФ+КС РФ+ВС РФ.

2. Подтверждение решения ГД заключением ВСРФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением КСРФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие СФ решения об отрешении Президента РФ от должности.

3 месяца на все!

Постановление СФ незамедлительно доводится через СМИ до всеобщего сведения. С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ.


66. Органы при Президенте РФ. Администрация Президента РФ. Совет Безопасности РФ.

При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации — самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Образованы советы по направлениям деятельности Администрации Президента РФ. Они являются постоянно действующими консультативными органами, информируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное упрощение внутренней политики Президента РФ. Решения Совета носят рекомендательный характер и направляются Президенту РФ, соответствующим органам государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

В компетенцию Администрации входит создание необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других условий, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: документов программного характера, публичных выступлений Президента.

Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публичных выступлений Президента

Совет Безопасности

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности» Президент РФ формирует Совет Безопасности, который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. Одной из функций Совета Безопасности является контроль за реализацией органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ стратегии в области внутренней, внешней и военной политики. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами.

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, подчиненным непосредственно Президенту РФ. Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии. Они создаются по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Аппарат Совета Безопасности — самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ; он имеет статус Главного управления Президента РФ, осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Безопасности.

В состав Совета Безопасности кроме Президента РФ входят пять постоянных членов и 18 членов Совета Безопасности.

 

 

67. Акты Президента РФ, порядок их опубликования и вступления в силу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: