Тема. Культуры и цивилизации.




ЗАДАНИЯ:

1. Изучить лекцию и записать конспект.

2. Письменно в тетради, используя дополнительные источники (интернет) напишите одно на выбор сообщение.1.Народная культура. 2.Элитарная культура. Массовая культура.

 

Срок выполнения: выполнять задания в тетради по истории и переслать, в виде фотографий, сообщением в сообщество в социальную сеть «VK» до 20.11.2020г

https://vk.com/club193356427

 

Культура тесно связана с деятельностью человека. Деятельность человека породила четвёртую «сверхприродную» форму бытия – культуру (после таких форм, как природа, общество, человек) (М.С. Каган). Значит, культура – мир человеческой деятельности, мир артефактов (от латинских слов arte – «искусственный», factus – «сделанный»), это преображение человеческой природы по законам общества. Культура не только мир артефактов, но и мир смыслов, которые человек в них вкладывает. Создание новых смыслов в культуре, религии, науке становится смыслом деятельности в духовной культуре. Так как культура производна от деятельности, её строение определяется структурой деятельности. Это хорошо заметно на примере культурных различий народов. Эти различия прежде всего определяются типом деятельностной, активной поведенческой реакции на мир (типом материально-духовного присвоения). В любом акте присвоения выделяются внешняя и внутренняя стороны. Первая характеризует сферу распространения деятельности (человек включает в процесс производства всё новые материальные ресурсы). Это общечеловеческий процесс. Вторая отражает способ присвоения, который носит специфически национальную окраску, отражает деятельностно-поведенческую доминанту каждого народа. Культуры отличаются тем, что (какой продукт) присваивается, как осуществляется присвоение, а также отбором объектов для их присвоения и интерпретации.

Разные сообщества людей живут в различающихся природных и исторических условиях, что позволило им выработать специфические способы жизнедеятельности, которые они могут заимствовать друг у друга. Русская иконопись – из Византии, от греков. Русский балет – из Франции, русский роман – из Англии, от Диккенса, русский театр, музыка – с Запада. Сам Пушкин писал по-русски с ошибками, а по-французски – правильно. Но это преувеличение. В русской культуре совмещены две культуры: народная, природно-языческая, которая сохранилась, отторгая всё чужеземное, и вторая, освоившая формы дворянской, светской культуры. И обе между собой переплетаются. Русская культура сохраняет древнерусскую традицию пансакральности (всеобожествления), которая снимает противопоставление Земли и Неба, Божественного и человеческого, священного и обыденного (см. идеи богочеловека в русской философии). Чертой русской культуры, к сожалению, является пренебрежительное отношение к жизни человека, неуважение к личности. А.И. Герцен говорил, что в Европе никому в голову не пришло бы высечь Спинозу или отдать в солдаты Паскаля. А для России это обычные факты: через солдатчину прошёл Шевченко, объявлен сумасшедшим Чаадаев.

В XVII в. возник термин «цивилизация». Сначала он был синонимом культуры и противоположностью дикости. В конце ХІХ в. под цивилизацией стали понимать совокупность материальных и социальных благ, приобретаемых обществом благодаря развитию производства. Культура рассматривалась как духовное содержание цивилизации. О. Шпенглер, немецкий философ, в работе «Закат Европы» (1919) утверждал, что для каждого народа цивилизация является смертью его культуры. Поэтому европейская цивилизация – это последний этап развития европейской культуры, её закат. «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и её мумия» [9]. Культура творит многообразие, предполагая неравенство и неповторимость личности, цивилизация же стремится к равенству, унификации, стандарту. Культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична. Культура нацелена на духовные идеалы, цивилизация утилитарна. Культура национальна, цивилизация интернациональна. Культура связана с культом, мифом, религией; цивилизация атеистична. Близких взглядов придерживался русский философ Н. Бердяев. А. Белый в работе «Кризис культуры» писал, что цивилизация – это выделка из природного данного, а культура – творческое преобразование действительности и расы в целом. Значит, начало культуры коренится в росте индивидуальности, а продолжение – в индивидуальном росте суммы личностей. М.К. Мамардашвили, советский философ, отмечал, что культура – это то, что можно обрести лишь собственным духовным усилием. Она создаёт новое. Цивилизация – это то, чем можно воспользоваться, что можно отнять. Она лишь тиражирует уже известное. Д.С. Лихачёв считал, что культура содержит только вечные, непреходящие ценности, устремления к идеалу. У цивилизации есть, кроме положительного, тупики, изгибы, ложные направления; она устремлена к удобному устройству жизни. Культура – это нецелесообразное, лишнее, с точки зрения выживания человека, а цивилизация прагматична. По Д.С. Лихачёву, культура – это «дуракаваляние».

 

 

Выводы

1. Культура человечества развивалась в двух направлениях: удовлетворение материальных (цивилизация) и духовных потребностей (культура).

2. Второе направление более важное и самостоятельное. Историки культуры знают, что наиболее примитивные в хозяйственном отношении племена, даже находясь на грани вымирания, имели разветвлённую систему духовной культуры – мифы, обряды, ритуалы, верования. Основные усилия этих народов были направлены не на биологическую выживаемость, а на сохранение духовных достижений.

3. Культура создаёт средства развития духовного начала в человеке, а цивилизация снабжает его средствами существования. Культура облагораживает душу человека, а цивилизация обеспечивает комфорт для тела. Для лингвокультурологии важнее культура, так как она символична и находит отражение в языке.

4. С начала ХХ в. в культуре стали видеть систему ценностей и идей. Действительно, культура – это отражение человеческих отношений в предметах, делах, словах, которым люди придают значение. О стержневом характере ценностей в культуре говорят ценностностью окрашенные концепты культуры: ВЕРА, РАЙ, АД, ГРЕХ, СОВЕСТЬ, ЗАКОН, ПОРЯДОК, СЧАСТЬЕ, РОДИНА [11].

5. В культуре существует концепция детерминизма, согласно которой культура нации и её религия определяют уровень её экономического развития. По Н. Бердяеву, менталитет нации основывается на религии, но важную роль в нём играют история, климат, общее пространство, специфика языка.

6. В.Н. Сагатовский выделяет такие черты в характере русского человека: непредсказуемость, духовность (стремление к поиску высшего смысла), душевность, умение концентрировать силы, которое сменяется расслабленностью (желанием посозерцать, перекурить), максимализм, слабохарактерность (обломовщина).

Типология культуры имеет такой вид: 1) материальная – духовная; 2) внутренняя – внешняя; 3) личности и нации, правовая – художественная – нравственная; 5) Древней Греции – Египта – славян; 6) крестьянская – городская – «новых русских».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: