Какие возрастные задачи подросткового возраста напрямую связаны с физическим созреванием? Какие факторы влияют па сексуальное поведение юношей и девушек?




Как вам кажется, в чем сегодня изменились условия становле­ния гендерной идентичности по сравнению с 1980-ми гг.?

«Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфиче­скими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эяку­ляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14 лет. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и само­сознании.

Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо прояв­ляется в период полового созревания, причем в числе ее признаков фигурируют, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не толь­ко раньше начинают, но и в последующие взрослые годы ведут более интенсивную половую жизнь. Рано созревающие женщины и в дальнейшем отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам.

Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально­эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соот­ношение чувственности и нежности, длительность и сила привязан­ности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития.

Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов.

Разделив обследованных 13-летних школьников на до- и пост- пубертатных (постменархиальные девочки и мальчики, уже пере­жившие первую эякуляцию), западногерманские исследователи Б. Шлегель и др. (1975 г.) сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятия, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателем опережают допубертатных, то есть по­ловое созревание стимулирует их сексуальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархиальные девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не только в физио­логии, но и в системе половых ролей. Поданным 3. В. Рожановской (1977 г.), опросившей 600 взрослых женщин в Ленинграде, раннее половое созревание сопровождается более ранним пробуждением полового влечения, чему сопутствует также более раннее начало по­ловой жизни. Но данные ретроспективного опроса психологически малонадежны. Лонгитюдных же исследований, прослеживающих зависимость уровней сексуальной активности от полового созре­вания, пока нет. В любом случае сексуальное поведение подростка определяется не только уровнем его собственной половой зрелости. Так, подростки начинают ухаживать не столько в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление по­ловой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соот­ветствуют их психическому, нежели гормональному возрасту.

Говоря о подростковой сексуальности, нужно различать ее по­веденческие (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т.д.), эмоциональные (эротические фантазии и переживания) и когни­тивно-оценочные (представления о природе сексуальности и от­ношение к ней или иным ее проявлениям) компоненты.

Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала по­лового созревания. Этот интерес поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознатель­ности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. При этом многое зависит от предшествующего воспитания.

<...> С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеаль­ной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность “друж­бой”, они не лицемерят: они и вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной бессознательно является для мальчика мать, мысль о половой близости с которой для него равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только “сексуальный объ­ект”, лишенный всех других характеристик. Иногда (в 13—14 лет). Этот групповой образ, реальный или воображаемый, является об­щим для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им “заземлить”, “снизить” волну­ющие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены».

Задание 4

Каковы источники и причины «подросткового группирова­ния»? Согласны ли вы с объяснением явления «подросткового группирования», предлагаемым Роджерсом и Фрейбергом? Что, по вашему мнению, получает подросток в своей референтной группе? Какие подростковые объединения вам известны? Если у вас есть собственный опыт принадлежности к подобной группе, поделитесь им с коллегами.

«С самых давних времен люди объединялись в группы. Группа защищала, служила источником идентичности и связей с другими, давала ощущение (иногда иллюзорное) власти над обстановкой. Первичные и расширенные семьи представляют собой, возможно, наиболее базовую группу, однако существуют группы и других типов — религиозные, школьные (музыкальные, шахматные, дис­куссионные, компьютерные), спортивные, деловые, инвестицион­ные и многие другие. Каждая группа осуществляет определенную функцию по отношению к индивиду и по отношению ко всей группе как целому.

Однако не все группы конструктивны в социальном смысле. В период Второй мировой войны во многих городских районах начали появляться молодежные банды. В 1990-е годы это стало национальной проблемой. Почему юноши присоединяются к бан­дам? Существует множество возможных теоретических объясне­ний, включая то, что отсутствие в детстве позитивных взрослых мужских ролевых моделей ведет к последующим изменениям потребностей и личности детей. Молодежные банды 1950-х годов могли быть результатом отсутствия в семьях отцов на протяжении Второй мировой войны и войны в Корее, отсутствия именно в те годы, которые особенно важны для формирования их маленьких сыновей. Сегодня молодежные банды в основном состоят из юно­шей, живущих без отца, или же тех, чьи отцы в свое время были членами банд.

Когда школьники идут в банды, они ищут источник для фор­мирования своей идентичности. Почти все банды имеют названия, особые цвета и знаки отличия от других банд. За названиями типа Черные драконы, Черные братья, Бритоголовые, Таинственные и Кровавые стоят образы силы и власти — всего того, чего нет в жизни многих молодых людей, присоединяющихся к этим бан­дам. Банда дает своим членам также ощущение своего рода при­надлежности к клану, систему поддержки, что поначалу кажется соблазнительным. Члены банды имеют искаженное представление о ней как о заменителе семьи (чаще всего их настоящие семьи дис­функциональны Впоследствии многие понимают, что вступление в банду не давало им никакого будущего, но к тому времени они уже зачастую оказываются кончеными людьми. “У нас не бывает так, чтобы просто подать в отставку”, — язвительно замечает один из членов банды. Дисциплина удерживается угрозой насилия, а то и смерти. “Попытка выйти из банды без какой-то внешней помощи равносильна самоубийству”, — объясняет другой член банды».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: