Ф КГМУ 4/3-06/03
ПП КГМУ 4/03
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра медицинской биофизики и информатики
Методические указания для самостоятельной работы студентов
Под руководством преподавателя
Тема: Анализ относительных величин
Модуль ONMDM 2211 «Основы научного мышления и доказательная медицина»
Специальность 5В130100 - «Общая медицина»
Курс: ІІ
Составители Алибиева Д.Т., Жунусова Г.Т.
Караганда 2017 г.
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры
Протокол № __ от __.__. 2017г.
Заведующий кафедрой _______ Койчубеков Б.К.
Тема: Анализ относительных величин.
Цель: Научить студентов анализировать относительные величины, ноходить доверительные интервалы.
Задачи обучения: находить относительные величины,рассмотреть понятие доверительного интервала. Объяснить его практическое значение, показать как интерпретируются с помощью доверительного интервала заданные сведения.
Форма проведения: письменное выполнение индивидуальных заданий
Задания по теме:
Задание. Сравните относительную частоту встречаемости признаков, используя критерий Стъюдента
Вариант 1
До применения нового препарата соотношение между больными и здоровыми составляло 2:3, после его применения стало 1:3. Будет ли эффект от применения препарата в пополяции? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05
Вариант 2.
В случайной выборке одиноких лиц количество холостых мужчин составило 42%, а незамужних женщин - 58%. На основании этих данных сделайте вывод о теоретической возможности всех незамужних женщин в популяции выйти замуж (с уровнем значимости 0,05). Сформулируйте нулевую гипотезу.
Вариант 3
Сравнивалась эффективность двух методов лечения и получены следующие данные
1 вид лечения | 2 вид лечения | |
Вылечились | ||
Не вылечились |
Отличаются ли по эффективности эти два вида лечения? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 4
На экзамене по биостатистике билет состоял из вопросов из двух разных разделов. Экзамен сдавало 20 студентов. Оказалось, что из первого раздела попались 22 вопроса, из второго раздела - 18. Соотносятся ли эти данные с предположением, что вопросы из обоих разделов попадаются с равной вероятностью. Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 5
1000 человек классифицировали по признаку дальтонизма. По приведенным ниже данным проверить, есть ли зависимость между наличием дальтонизма и полом человека, при α = 0,05. Сформулируйте нулевую гипотезу.
Мужчины | Женщины | |
Дальтоники | ||
Не дальтоники |
Вариант 6
Во время эпидемии гриппа изучалась эффективность прививок против этого заболевания. Получены следующие результаты:
С прививкой | Без прививки | ||
заболели | не заболели | заболели | не заболели |
Указывают ли эти результаты на эффективность прививок? Сформулируйте нулевую гипотезу. Принять α = 0,05.
Вариант 7
На предприятии химической промышленности заболеваемость составила 37%, в то время как в целом в данном регионе она регистрируется на уровне 23%. Влияют ли условия предприятия на заболеваемость? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 8
Данные социологического исследования показали, что среди молодежи спортом занимаются 42 человека из 200 опрошенных, среди лиц старшего возраста – 55 из 325 опрошенных. Определите, есть ли зависимость увлеченности спортом от возраста. Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант9.
Среди 84 подземных рабочих хронический бронхит регистрируется у четверти, у строителей он диагностирован у трети из 105 обследованных. Определить влияет ли профессия на риск возникновения хронического бронхита. У кого эта вероятность выше? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 10.
500 человек классифицировали по признаку аллергии к полыни. По приведенным ниже данным проверить, есть ли зависимость между наличием аллергии и полом человека, при α = 0,05.
Мужчины | Женщины | |
Есть аллергия | ||
Нет аллергии |
Вариант 11
Сравнивалась эффективность двух антибиотиков и получены следующие данные
1 антибиотик | 2 антибиотик | |
Есть эффект | ||
Нет эффекта |
Отличаются ли по эффективности эти два антибиотика? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 12.
После первого года обучения в группе студентов было 9 хорошистов и 6 троечников. На втором курсе группа пополнилась еще тремя студентами и по итогам сессии 11 стали хорошистами и 7 троечниками. Определить меняется ли успеваемость от курса к курсу? Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Вариант 13.
В исследуемом регионе в текущем году родилось 286 мальчиков и 314 девочек. Соотносятся ли эти данные с предположением, что вероятность рождения мальчиков и девочек одинакова. Сформулируйте нулевую гипотезу. Сделайте вывод на уровне значимости 0,05.
Раздаточный материал:
Относительная частота р определяется следующим образом:
(может быть в %),
где k – число случаев интересующего признака, n – объем выборки.
Поскольку р определяется по выборке, она отражает генеральную долю с некоторой ошибкой
Сравнение относительной частоты встречаемости признака в различных независимых совокупностях – одна из наиболее часто решаемых задач медицинских исследований. Нулевой гипотезой при этом является предположение о равенстве двух генеральных долей. Для проверки можно использовать критерий Стъюдента:
Критическое значение t-критерия находится по таблице для заданного уровня значимости и числа степеней свободы f = n1 + n2 – 2 (Приложение 2 ).
Если tвыч ≥ tкрит, то принимается альтернативная гипотеза, если tвыч < tкрит – то нулевая.
Доверительный интервал относительных показателей
О тносительная частотар встречаемости того или иного признака – т.е. доля объектов с данным признаком среди всех обследуемых объектов, найденная по выборке объемом n отражает генеральную долю с некоторой ошибкой. Доверительный интервал для доли лежит в пределах
от до
Доверительный интервал разности двух генеральных долей имеет следующее выражение
где tα – критическое значение двустороннего t -критерия Стъюдента для заданного α и (п1+ п2 -1) степеней свободы.
Литература
Автор (ы) | Название, вид издания | Кол. Экз. |
Основная литература | ||
Б. К. Койчубеков [и др.].. | Биостатистика в примерах и задачах: учеб.-метод. пособие - Алматы: Эверо, 2012, 2014. - 80 с | |
А. Н. Герасимов. | Медицинская статистика: учеб.пособие/Мед.информ. агентство, 2007. - 480 с. | |
А. Петри, К. Сэбин. | Наглядная медицинская статистика: учеб. пособие: пер. с англ. / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 168 с: ил. |
Автор (ы) | Название, вид издания | Кол. Экз. |
Дополнительная литература | ||
Койчубеков, Б. К. | «Основы статистического анализа медико-биологических данных»: Учеб.-метод.пособие.-Караганда: КГМА, 2006.-52с. | |
Такуадина А.И., Койчубеков Б.К., Сорокина М.А. | Статистический анализ медицинских данных в программе MS Excel: учебно-методическое пособие / КГМУ. - Караганда, 2012. - 60 с.: ил. | |
Кучеренко, В.З. | Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учеб. пособие / ред. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 256 с | |
А. Петри, К. Сэбин | Наглядная медицинская статистика: учеб. пособие: пер. с англ. / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 168 с.: ил. | |
К.С.Жижин. | Медицинская статистика: Учеб. пос. / Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 151 с. - (Высшее образование) | |
Т. А. Ланг, М. Сесик. | Как описывать статистику в медицине: руководство для авторов, редакторов и рецензентов: пер. с англ. / - М.: Практическая медицина, 2011. - 480 с | |
M. A. Sorokina, B. K. Koichubekov, A. I. Takuadina. | The elements of biostatics: edicational manual / - Karaganda, 2012. - 63 p. |
Контрольные вопросы:
1. Для чего используется анализ относительных величин в здравоохранении?
2. Как вы понимаете понятие «интересующие признаки»?
3. При проверке какой критерий используется?
4. В каком случае принимается альтернативная гипотеза?
5. Как находятся доверительные интервалы?
6. Что можете сказать об интерпретациях доверительных интервалов?