Методы и приемы развития музыкальных способностей детей в условиях урока музыки.




Методы и приемы музыкального воспитания, способствующие развитию музыкальных способностей:

О содержании понятия – методы воспитания и обучения, в настоящее время в педагогике не существует единого мнения. Нет одной общепринятой классификации педагогических методов. Одни ученые рассматривают методы воспитания и обучения отдельно, другие же не разделяют их.

В современной педагогике методы воспитания и обучения рассматривают как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Преимущественно устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, то есть деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В. Запорожца и Т.А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия, проблемного воспитания и обучения источников передачи и понимания знаний, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

В музыкальном воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста чаще применяют три взаимосвязанных метода работы:

Наглядный

Словесный

Метод практической деятельности.

Есть и другие методы, но эти наиболее распространены в педагогике.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, которые зависят от его специфики. Чтобы подобрать для обучения детей методические приемы, педагогу нужно руководствоваться правилами:

Учитывать особенности ребенка, уровень его общего и музыкального развития, его организованность

Обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального произведения и качественность его исполнения

Учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Опираясь на труды А.Н. Зиминой, рассмотрим каждый из методов воспитания в отдельности.

Наглядный метод дает возможность в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, познакомить с предметами быта, рассказать о действиях и чувствах людей, животных.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

Слуховую наглядность – непосредственное слушание музыки ребенком, в том числе и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Тактильную наглядность – естественное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

Зрительную наглядность – она в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. Также к зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в упражнениях, плясках, играх; показ картинок, игрушек, костюмов, относящихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод устремлен к сознанию детей, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога способствует проявлению творческой активности, пробуждает воображение, помогает понять содержание музыкального произведения. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, упражнения, игры, танца. Объяснение должно быть кратким и четким. Оно используется в виде образного рассказа перед слушанием музыкальных произведений и исполнением сюжетно-музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение, дает возможность более глубоко понимать содержание произведения.

Пояснения. Они вносятся при показе движений игр, упражнений, танцев и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткие пояснения часто приводят к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть с показом. Также педагог должен приучить детей выслушивать пояснения до конца.

Указания. Даются во время выполнения детьми игр, танцев и упражнений. Указания помогают понять детям, как надо выполнять движения, уточняют способ выполнения действий.

Поэтическое слово. Также помогает детям глубже понять и почувствовать образный строй музыкального произведения – чтение небольшого поэтического или прозаического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки. Важно перед слушанием и разучиванием новой песни педагогу прочитать детям ее текст.

Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, иногда – перед прослушиванием, когда необходимо раскрыть содержание произведения. Во время беседы дети делятся своими впечатлениями от музыки, высказывают свое мнение по поводу образов произведения. Беседы с дошкольниками должны быть лаконичными и конкретными. Также беседу с детьми нужно строить в форме вопросов и ответов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, уточняет характер музыкального образа, форму, средства выразительности.

Замечания. Они обращены к сознанию детей, которые могут отвлекаться от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими и корректными.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде регулярных упражнений. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Под этим методом подразумевается - показ педагогом исполнительских приемов в пении (например, приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), в музыкально-дидактических играх, в музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), в игре не музыкальных инструментах.

В пении и музыкально-дидактических играх необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задание правильно. При обучении дошкольников нужно постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием, не спешить, если что-то они еще не усвоили.

Все эти методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, одно целое. Слово мотивирует ребенка к восприятию, и понимаю содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет появившиеся впечатления.

Чтобы дети усвоили и выполнили какую-либо музыкально-дидактическую игру или певческое упражнение, им нужно сначала не только услышать музыку и словесную формулировку задания, но увидеть и понять, как это нужно делать.

Для того чтобы выбрать необходимые методические приемы для работы с музыкальным произведением, педагог должен сам его хорошо знать, прочувствовать характер, настроение, обдумать содержание. Тогда исполнение этого произведения будет правильным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: