В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности.
Произведение | Герой, персоналия | Ситуация | Цитата/эпиграф |
ХаледАсаад (Khaled Asaad), (1934–2015). Известный ученый, археолог, историк, специалист в области античной культуры, специалист по исламскому искусству и архитектуре. Хранитель и директор Пальмиры – памятника ЮНЕСКО. | ХаледАсаад родился, жил и работал в Пальмире. Посвятил свою жизнь изучению античности. Более 50 лет он проработал в Пальмире. Именно Асаад возглавил всемирно известный музей под открытым небом и заботился о сохранности сокровищ Пальмиры всю свою жизнь. В 2015 году он был арестован боевиками ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в России), которые требовали выдать им исторические артефакты знаменитой Пальмиры. Больше месяца боевики пытали 81-летнего ученого, пытались заставить ХаледаАсаада открыть места, где были спрятаны ценные исторические сокровища. ХаледАсаад стойко выдержал пытки. Боевики казнили его, отрубили голову, затем повесили рядом с одной из колонн знаменитой Пальмиры и устроили «фотосессию». На жутком снимке можно увидеть окровавленное тело ученого, висящее на связанных руках, с головой под ногами. Из заявления ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в России): «ХаледАсаад был членом безбожной партии Баас, | «Я родился здесь и останусь в Пальмире, защищая ее. Даже если это будет стоить мне жизни». «Я стар, — говорил он. — Куда мне бежать и зачем? Пусть со мной произойдет то, что происходит сейчас с моим народом». (Из воспоминаний сына ХаледаАсаада) «Он знал эти камни, как мы знаем своих детей. В этом было нечто глубоко личное и очень эмоциональное. Он знал каждую колонну до последней царапины, знал, когда она была повреждена и что пережила — как будто она была его ребенком». (Алекс Томсон (AlexThomson) – ведущий корреспондент Channel 4 News) |
|
был связан с христианскими учеными и шиитами и пропагандировал почитание статуй. После ареста мы дали ему возможность раскаяться и поклясться в верности Халифату, но он отказался». | |||
Известные картины В.В. Верещагина: «Апофеоз войны», «После атаки», «Панихида», «Расстрел в Кремле», «Нападают врасплох» и другие. Стихотворение В.М. Гаршина, посвященное картинам художника «На первой выставке картин Верещагина» | Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904) – художник, литератор. | Василий Васильевич Верещагин – признанный мастер батальных сцен. Художник считал невозможным писать батальные сцены, не участвуя в сражениях. Все свои полотна он создает на основе увиденного и прочувствованного. Когда художника обвиняли в том, что он излишне рискует своей жизнью, что он делает это для славы, он парировал: «Правда требует правды». Написать правдивую картину жизни можно, лишь увидев и осознав реальность. В.В. Верещагину было уже 62 года, когда он принял предложение командующего Тихоокеанской эскадрой С.О. Макарова принять участие в походе флагманского броненосца «Петропавловск». Весть о нападении японцев на русский флот вновь настойчиво позвала его в дорогу. В день гибели корабля художника заметили за зарисовкой видов, открывающихся с палубы маневрирующего судна. Всего полторы минуты хватило подорвавшемуся на японских минах «Петропавловску», чтобы скрыться в пучине Жёлтого моря, унося вместе с собой тела Макарова, Верещагина и шестисот сорока человек команды.Художник ненавидел войну - ее жестокость, смерть, которую она несет тысячам людей, нужду, горе, боль... Ненавидел тех, кому она | «Нужно не бояться жертвовать своею кровью…» (В.В. Верещагин) «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далёка, а нужно самому всё прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны....Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом, иначе картины мои будут «не то». (В.В. Верещагин) «…Не то Увидел я, смотря на эту степь, на эти лица: Я не увидел в них эффектного эскизца, Увидел смерть, услышал вопль людей, Измученных убийством, тьмой лишений… (В.М. Гаршин) |
|
была выгодна. Поэтому большая часть картин Верещагина посвящена не героическим победам, а суровой правде войны. Василий Васильевич Верещагин наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград; единственный орден, который он носил,— Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. После выставки картин художника В. Гаршин написал стихотворение «На первой выставке картин Верещагина» | |||
А.А. Ахматова Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» Поэма «Реквием» | Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – поэтесса, переводчица, литературовед. | После революции Анна Ахматова оказалась перед выбором: остаться в разрушенной и голодной России или эмигрировать в благополучную Европу. Многие из знакомых Анны Андреевны покинули Россию, спасаясь от предстоящих репрессий. У Анны Андреевны тоже была такая возможность, но поэтесса отказалась от нее, хотя предполагала, что жизнь в России будет крайне тяжелой. Вплоть до массовых репрессий знакомые неоднократно предлагали Ахматовой эмигрировать, но она каждый раз отказывалась. В 1922 году граница оказалась закрытой и начались аресты неугодных властям людей. В этот момент А.А. Ахматова напишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» В 1961 году Анна Андреевна Ахматова закончит работу над поэмой «Реквием». Ахматова рассказывала, что в «страшные годы ежовщины» она провела в тюремных очередях семнадцать месяцев. Ее сына по | «Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам». (А.А. Ахматова) «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». (А.А. Ахматова, «Реквием») |
|
доносу арестовали и посадили в знаменитые Кресты. В очереди одна из женщин шепотом спросила Ахматову: «А это вы можете описать?» Ахматова ответила: «Могу». Так появилась поэма «Реквием». | |||
Ф.М. Достоевский «Идиот» | Князь Мышкин. Настасья Филипповна, купец Парфен Рогожин | В романе раскрываются проблемы добра и зла, внутренней и внешней красоты человека, нравственного выбора, чести и бесчестия. Достоевский часто ставит своих героев перед нравственным выбором. Тему чести и бесчестия можно рассматривать на примере образа Настасьи Филипповны. Не сама героиня выбрала для себя бесчестие: так складывалась ее судьба. Женская и человеческая честь Настасьи Филипповны была поругана еще в юности. Богатый дворянин Тоцкий сделал Настасью Филипповну своей любовницей, когда ей было 16 лет. Долгое время жила она у него на содержании. Достоевский показывает, что его героиня от природы была высоконравственным человеком. Именно поэтому Настасья Филипповна станет презирать себя, считать бесчестной, а порой даже ненавидеть себя. Хотя виноватой в этом «бесчестии» героиня не была. Но, уверовав в свою порочность, Настасья Филипповна и вести себя станет соответствующим образом. Героиня считает себя недостойной счастья и любви. Поэтому она не выйдет замуж за князя Мышкина. В итоге Настасья Филипповна выбирает купца Рогожина, от руки которого и погибает. | «Какое же тут бесчестье, позвольте спросить? Кто в чем может Настасью Филипповну укорить или что-нибудь про нее указать?» (Ф.М. Достоевский) «Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую, - сказал князь. <…> - Я ничего не знаю, Настасья Филипповна, я ничего не видел, вы правы, но я... я сочту, что вы мне, а не я сделаю честь. Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много». (Ф.М. Достоевский) «…Если тут нет права юридического, то зато есть право человеческое, натуральное, право здравого смысла и голоса совести, и пусть это право наше не записано ни в каком гнилом человеческом кодексе, но благородный и честный человек, то есть всё равно что здравомыслящий человек, обязан оставаться благородным и честным человеком даже и в тех пунктах, которые не записаны в |
кодексах». (Ф.М. Достоевский) «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв) | |||
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Петр Гринев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев | А.С. Пушкин часто обращался к теме чести и бесчестия в своем творчестве. В произведении «Капитанская дочка» эта тема станет центральной. На это указывает и эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Да и отец главного героя дает наставления сыну не добиваться каких-то чинов, а служить честно, не угождать начальству, а беречь честь дворянина. Петр Андреевич Гринев присягает государыне и Отечеству, он готов отдать свою жизнь за императрицу. Герой оказывается в центре страшных событий – бунта Пугачева. Петр Андреевич отказывается присягать лжегосударю во имя спасения собственной жизни. В произведении есть и другой герой – Алексей Иванович Швабрин, который забыл про свою дворянскую честь и перешел на сторону Емельяна Пугачева. Но уважения у Пугачева этим не заслужить. Пушкин показывает, что даже Пугачев понимает, что человек, предавший единожды, может совершить предательство и во второй, и в третий раз. Не чуждо понятие чести и самому Емельяну Пугачеву. Он способен оценить чужое благородство и чужую честь, да и сам верен своему слову. | «Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"». (А.С. Пушкин) «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». (А.С. Пушкин) «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье». (Блез Паскаль) |
Наполеон Бонапарт | Вопреки славе великого полководца, выходящего победителем из сражений, Наполеон дважды предавал свою армию, бросив её в Египте и на Березине. | «Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего». (Наполеон) «Вместо плети я управлял честью». (Наполеон) «Вернейший способ сдержать слово - не давать его». (Наполеон) | ||
Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945) -учёныйинженер, генераллейтенант инженерных войск, доктор военных наук, Герой Советского Союза. | 8 августа 1941 года генерал-лейтенант Карбышев был тяжело контужен в бою у реки Днепр, и в бессознательном состоянии попал в плен. В нацистском концентрационном лагере Д.М. Карбышева безуспешно склоняли к измене Отечеству. Карбышев предпочел погибнуть под пытками. | «Честь – жизнь моя, – они срослись в одно, и честь утратить – для меня равно утрате жизни». (У. Шекспир) «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной». (Д.М. Карбышев) | ||
Василий Васильевич Варгин (1791—1859) | Варгин является примером не только честного гражданина, но и предпринимателя, который обеспечивал русскую армию во время войны 1812 года и не думал о прибыли. Но специально сформированная министерская проверка обвинила Варгина в воровстве, что нанесло серьезный удар его родовой чести. | Варгин помог армии и стране «преодолеть все трудности в заготовлении вещей и, благодаря низким ценам, сохранить казне многие миллионы <...>Варгин действовал как гражданин, разделяющий душевно общее несчастье, хотя мог бы тогда потребовать двойную цену, и принуждены были бы | ||
платить даже еще дороже, лишь бы не оставить войска без вещей. Но воспользоваться барышами во время государственного замешательства Варгин почитал делом недостойным и несогласным с его чувствами; напротив, он выполнял поставки, сколько известно, с пожертвованиями своего капитала». (А.В. Татищев) | |||
Гульельмо Маркони (1874-1937) | До сих пор спорным остается вопрос о том, кто же первым открыл радио. Кандидатов много: основные - итальянец Маркони и наш соотечественник Попов. Но интересно то, что получая патент на свое изобретение, Маркони не моргнув глазом запатентовал и все элементы по отдельности, которые были открыты другими физиками многие десятилетия назад. | ||
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» М. Глинка Опера «Иван Сусанин» | Иван Сусанин | Выбирая между бесчестным поступком – предательством в обмен на жизнь – и смертью от рук польских воинов за обман, Иван Сусанин предпочел с честью умереть. | «Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». (К.Ф. Рылеев) |
«Мы не вправе жить, когда погибла честь». (Пьер Корнель) «Честная смерть лучше позорной жизни». (Тацит) | |||
ХарперЛи «Убить пересмешника» | Аттикус Финч, Джин Луиза (Глазастик), Джим Финч | В романе Аттикус Финч предстает перед читателем как образец честного, высокоморального, профессионального адвоката и несгибаемого человека. Даже в сложных ситуациях он не отказывается от своих ценностей и тому же терпеливо учит своих детей. Он берется за защиту темнокожего Тома Робинсона, несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины. Зная, что дело безнадежное, Аттикус тем не менее делает все, что в его силах, чтобы защитить Тома, не отступая даже от толпы, желающей линчевать предполагаемого насильника. На суде Аттикус приводит достаточно много доводов в пользу своего подзащитного, и, несмотря на очень долгое обсуждение, присяжные признают Тома виновным. Темнокожие жители проникаются к Аттикусу глубоким уважением. Аттикус не отчаивается, зная, что есть высокие шансы выиграть дело в вышестоящих инстанциях. Однако этому не суждено было сбыться: Том предпринимает попытку к бегству, и его убивают. | «Ничего не надо страшиться, кроме страха». (Х. Ли) «— Аттикус, ты, наверно, не прав. — Как так? — Ну, ведь почти все думают, что они правы, а ты нет... — Они имеют право так думать, и их мнение, безусловно, надо уважать, — сказал Аттикус. – Но чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой. Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, – это его совесть». (Х. Ли) |