Эффективность методов на разных этапах обучения




Факторы выбора методов обучения.

Выбор методов обучения в современной дидактической систе­ме зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новиз­ны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя. Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в ре­альных условиях на выбор метода обучения. Основные из них свя­заны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

· В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обуче­ния, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

· Выделить в учебном материале виды содержания образова­ния на уровне общедидактического (теоретического) представле­ния (содержательный аспект).

· Для каждого вида содержания сообразно способу его усвое­ния отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения.

· В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить че­редование дидактических методов обучения (логический аспект).

· Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, ин­теллектуальные (материально-источниковый аспект).

· Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитатель­ный аспекты).

Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оп­тимального выбора методов обучения важно знать то место, кото­рое занимает сама процедура их выбора в структурировании учеб­ного процесса.

При планировании процесса обучения учитель должен осуще­ствить следующие операции:

· Определить задачи изучения темы после ознакомления с про­граммой и методическими указаниями по теме (задачи формиро­вания знаний, умений, навыков общенаучного и политехниче­ского характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

· Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвое­ны учащимися в соответствия с поставленными задачами.

· Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с зако­номерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с прак­тикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изу­чение.

· Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

· Определить тематику каждого занятия, урока, сформулиро­вав их основные задачи, совокупность которых должна обеспе­чить решение общего комплекса задач изучения темы.

· Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

· Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

· Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспита­тельных задач.

· Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальный и психологический аспекты).

· Определить оптимальный темп обучения на уроке, содер­жание и методы домашней работы учеников.

 

Эффективность методов на разных этапах обучения

Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.
Так, в начальных классах предпочтительнее использовать:
— из словесных методов — рассказ и беседу;
— из наглядных методов — преимущественно метод демонстрации; В средних классах:
— из словесных методов — беседу и рассказ;
— из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.
По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, «что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования».
Методы стимулирования учебной деятельности и познавательной активности, столь необходимые в начальных классах, становятся менее привлекательными в средних и старших классах, но срабатывает система противоречий между потребностями в знаниях и необходимостью преодоления познавательных затруднений.
Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.

Материал для записи:

Факторы, влияющие на выбор методов обучения:

§ Дидактические цели обучения (если задача – повторить и обобщить материал, то будут одни методы, если новый материал – другие; если цель – формирование положительной мотивации, третьи методы).

§ Уровень подготовленности учеников, их учебные интересы, уровень их активности и другие индивидуальные особенности (если класс вялый, то диспут, эвристическая беседа не пройдут).

§ От характера учебного материала (вряд ли кто-нибудь из учителей даст на самостоятельное обучение тяжелый вопрос на формирование представления о производной в старших классах).

§ От особенностей самого педагога (например, один педагог хорошо владеет словом, а другой хорошо владеет математикой и его сила в красоте логики и глубине математики).

§ От материальных условий обучения.

§ От возрастных особенностей учеников. Не будешь читать лекцию в первом классе.

 

Методы обучения (для повторения):

Группы методов Словесные Наглядные Практические
По источнику информации: Слово (устная или письменная речь). Предметы, явления, процессы действительности или их изображения. Практическая деятельность учащихся.
Названия методов Рассказ, объяснение, беседа, школьные лекции, учебные дискуссии, работа с книгой. Наблюдение, демонстрация, иллюстрация, экскурсия. Упражнения (устные, письменные), графические упражнения, лабораторные работы, опыты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: