Мастерская интерпретации текста




«Читательский перформанс»

Герасимова Юлия Владимировна,

заведующий БИЦ,

педагог-библиотекарь

МАОУ «Гимназия

Г. Чернушка

Пермский край

Интерпретация – это один из трех основных способов освоения текста, обозначенных образовательным стандартом.

Всякий текст (особенно художественный) создается автором, чтобы увлечь, взволновать и «отозваться смутными запросами сознания». Но, как показывает практика, интерес к чтению исчезает, как только текст (даже самый современный, актуальный) начинают изучать, объяснять, «препарировать». Такая деятельность не формирует у школьников доверия к собственному мнению, не развивает речевое творчество, не вызывает чувства притягивающей красоты слова, желания вслушиваться и вчитываться в текст. Иными словами, уводит от смыслового чтения к техническому, потребительскому.

Соединить анализ и непосредственное читательское восприятие позволяет технология мастерской интерпретации текста. Организованная как ряд последовательно сменяющих друг друга ступенек-заданий – модулей, она создает условия для восхождения участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельных и коллективных открытий.

Интерпретация – «истолкование» – постижение смысла, когда мысль движется от частного к целому. Процесс интерпретации опирается на приемы считывания эмоций, построения ассоциаций, вопрошания и проч. По мнению исследователей, интерпретация – это «порождение ответной волны читателя на эстетическое наслаждение».

Цель мастерской интерпретации текста – в результате переживания и осмысления прийти к созданию собственного речевого произведения, созвучного авторскому, но в то же время индивидуальному.

Предметом интерпретации на этот раз стала картина канадского художника-сюрреалиста Р. Гонсалвеса «За чашкой чая».

Участие в мероприятии принимали три команды: 8А и 8Г классов, а также команда учителей.

Мероприятие включает 4 модуля:

1. «Вопросы к тексту» - 5 мин.

Обсуждение и заполнение перечня исследовательских вопросов оппонентам (не менее 5). Работа с пакетом заданий №1.

2. «Вопрос-ответ» – 18 мин.

Вопросы задаются перекрестно (Первая команда – второй третьей, затем вторая – первой и третьей и т.д.)

На подготовку ответа группе дается 1 минута. Ответы могут быть дополнены другими участниками работы группы (не более 1 дополнения к ответу по очередности сигнала). Зачет баллов по критериям пакета заданий №2.

3. «Культурные коды» - 6 мин.

Знакомство команд с понятием «культурный код», нахождение в тексте культурных кодов и определение их источников, заполнение таблицы пакета заданий №3. Представление культурных кодов командами по цепочке.

Оценка производится по критериям.

4. «Путешествие в картину» - 6 мин.

Подготовьте выступление для гида, в тексте которого отразите ваши размышления о картине. Должна быть сделана ссылка на культурные коды, ранее озвученные или вновь обнаруженные командой при подготовке сообщения, а также обобщающее суждение – вывод.

Мастерская интепретации – это межпредметный уровень занятия, поскольку опирается на взаимодействие литературы, языка, изобразительного искусства. Такой формат работы учит устанавливать сходство и различие, проводить аналогии, обеспечивает широкое видение мира, облегчает процесс понимания.

Метапредметность занятия прослеживается в деятельности участников, которые учатся выдвигать гипотезы, видеть и понимать проблему, структурировать материал, аргументировать своё мнение, то есть активно осваивают универсальные учебные действия и метакомпетентности. Материал занятия обращен непосредственно к личности ученика, его жизненному и читательскому опыту. Этому способствуют практикум по работе с вопросами, и внимание к собственным эмоциям, вызванным текстом, и личным ассоциациям. Все это создает условие для творчества участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: